Конспект урока по русскому языку на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных
Задачи:
образовательная – дать представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных;
воспитательная – связана с формированием личности: норм поведения, черт характера;
развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи, способностей.Ход урока
Организационный момент
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.Всех знакомых, незнакомых
И серьёзных и весёлых!
- Тихо сели девочки!
- Тихо сели мальчики!
Минутка чистописания
Светит ласковое солнце. Тает последний снег. Зазвенела капель. Весело бегут ручьи. Прилетели скворцы.
- О каком времени года говориться в тексте? (о весне)
- С какого звука начинается слово весна?
- Дайте характеристику звука
- Запишите число, классная работа, Букву В заглавную и строчную (посмотреть написание на диске)
- На второй строке запишите соединение буквы в с гласными, обозначающими мягкость согласных (вя, ве, ви, вё, вю)
3.
- С какой частью речи мы познакомились на прошлом уроке? (имя существительное)
- Что обозначает имя существительное?
- Найдите в тексте имена существительные (Снег, капель, ручьи, солнце, птицы). Докажи.
- Запишите слово снег, выделите орфограмму, запишите проверочное слово (снег – правописание парных по глухости-звонкости согласных в конце слова)
капель – капать, безударная гласная в корне, проверяемая ударением;
ручьи – правописание разделительного мягкого знака
солнце – непроизносимые согласные (подберите однокоренные слова подсолнух, солнечный, солнце, солнцеворот, солнцезащитный, солнцелюбивый,солнцепёк, солнцестояние)скворцы – безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Снег – снега, капель – капелька, ручьи, солнце, скворцы – скворушка.
- Какое слово лишнее, почему?
4. Тема урока
- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
- Какие задачи ставим? (определить, какие слова относятся к одушевлённым. А какие к неодушевлённым)5. Изучение нового материала
- Отгадайте загадки:
1. Лапу он свою сосёт,
Спит всю зиму напролёт.
А вот, как придёт весна,
Пробуждается от сна
И давай в лесу реветь …
Все зовут его (медведь).
2.Стройная девица,платьице из ситца,черные сапожки,по весне – сережки.(береза)
3. Всех прилётных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперёд по пашне вскачь. А зовётся птица .
4. Из-под снега расцветает, Раньше всех Весну встречает.
5.Опасней всех она в реке,Хитра, прожорлива, сильна,Притом — такая злюка!Конечно, это…
6.Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины.
- К живой или неживой природе относятся эти предметы? (все объекты живой природы)
- Распределите слова на группы, поставьте вопрос кто? или что?
кто? что?
медведь подснежник
ласточка дерево
- Какое противоречие вы заметили?
- Наши предки считали живым только то, что ходит, бегает, летает, плавает. А растения стоят на месте, не передвигаются. Поэтому и мы все предметы растительного мира называем неодушевлёнными и ставим к ним вопрос что?
Выступление Ивана Ивановича Самоварова (диск, ч.2 и 3)
Игра (распределить по колонкам слова) выключить
Физкультминутка
Называю слово, если это одушевлённый предмет, вы поднимаете руки вверх, если неодушевлённый, делаете приседание
Первичное закрепление материала (упр.103)
1 вариант выписывает неодушевлённые имена существительные
2 вариант – одушевлённые.
Проверка (можно проверить под лампой)
Задание на закрепление
Кто может летать? Что может летать?
Кто может плавать? Что может плавать?
Кто стучит в окно? Что стучит в окно?
Работа в группах
Карточка №4
Подберите к каждой группе одушевлённых существительных ещё по 2 слова. Запишите.
Люди (кто?) художник,
Птицы (кто?) снегирь,
Насекомые (кто?) шмель,
Домашние животные (кто?) лошадь,
Дикие животные (кто?) медведь,
Подберите к каждой группе неодушевлённых имён существительных по 2 слова. Запишите их.
Инструменты: (что?) топор,
Обувь: (что?) сапоги,
Явления природы: (что?) вьюга,
Растения: (что?) крапива,
Посуда: (что?) тарелка,
Слайд
- Потренируемся в подборе однокоренных слов, замените существительное, отвечающее на вопрос кто, на существительное, отвечающее на вопрос что?
ученик – ученье
школьник – школа
машинист – машина
почтальон – почта
муравей – муравейник
скворец – скворечник
Игра «Третий лишний»
Весна, капель, грач.
Дети, стол, санки.
Соловей, песня, певец.
Самолёт, машина, лётчик.
Кошка, ковшик, черепаха.
Итог урока:
- Какое открытие сделали на уроке?
- Что понравилось больше всего?
- Какое задание было самым сложным?
- Понравился вам урок?
Отметки:
Домашнее задание: упр.105
Карточка №2
Придумать и записать по 3 одушевлённых и 3 неодушевлённых на тему «Весенние изменения в природе»
Карточка №3
Составить и записать предложения, используя одушевлённые и неодушевлённые существительные на тему «Весеннее утро»