Конспект занятия для детей старшей группы по речевому развитию: Придумывать продолжение рассказа «Приключение бельчонка.
Тема: Придумывать продолжение рассказа «Приключение бельчонка»
Программные задачи: Вызвать у детей радость от прослушивания части рассказа, желание пересказать его и придумать продолжение рассказа; учить подробно отвечать на вопросы воспитателя, искать нужную интонацию при воспроизведении той или иной реплики; совершенствовать умение передавать содержание произведения без пропусков, подробно и выразительно; развивать фантазию и воображение.
Оборудование: картинки персонажей рассказа.
Предварительная работа: Чтение Рассказ Л. Н. Толстого «Белка и волк»; Т. А. Шорыгина. «Какие звери в лесу» (белка); К. Коровин «Белка»;
В. Зотов «Белка, еж, заяц-беляк»; Загадывание загадок о белке; Д. И. «У кого кто?»
Ход занятия:
Предложить вниманию детей выставку книг.
- Ребята, что находится перед вами? (Книги).
- Для чего нужны нам книги? (Читать, рассматривать…)
- Кто написал для нас книги? (Авторы, писатели, поэты…)
- Ребята, а хотели бы вы стать авторами?
- Мы с вами будем сочинять рассказ. А о ком этот рассказ, вы догадаетесь, если внимательно прослушаете стихотворение:
Почему грибы на елке, на сучках сидят верхом?
Не в корзине, не на полке, не во мху, не под листком -
У ствола и среди веток на сучки они надеты.
Грузди, рыжики, синявки, толстяки боровики
Не в сухой осенней травке, а надеты на сучки!
Кто устроил их так ловко? Кто с грибов очистил сор?
- Как вы думаете, ребята, кто это сделал? (Белка).
Это белкина кладовка,
Это белкин летний сбор!
Вот она по веткам скачет,
Промелькнула под кустом,
Точно бойкий рыжий мячик,
С пышной шерсткой и хвостом.
Е. Трутнева
- Ребята, к каким животным относится белка – к диким или домашним, почему? (Ответы детей).
- Какие враги у белки? (Куница – самый страшный ее враг, она нападает на белку, разоряет ее гнездо, куница умеет также хорошо, как и белка, лазать по деревьям).
- Сколько домиков обычно бывает у белки? (Несколько: для сна, для зимовки, для выведения бельчат, много кладовых, где белка держит свои запасы).
- Давайте все вместе придумаем рассказ о маленьком бельчонке. А назовем мы свой рассказ – «Приключение бельчонка».
- Итак, начнем. Где родился бельчонок? (В лесу, в дупле, на дереве…)
- Однажды, в лесу на высокой сосне, в семье белок родился бельчонок.
- Какой был бельчонок? ( Рыжий, пушистый, маленький, любопытный…)
- Какое имя могли дать белки бельчонку? (Рыжик, Непоседа, Белохвост, Путя…)
- Чем они кормили Рыжика? (Грибами, орехами…)
- В один солнечный день белки – родители отправились за грибами, а Рыжик остался в дупле один. Ему очень захотелось посмотреть, что находится за пределами дупла.
- Что он увидел, когда высунул свой любопытный нос из дупла? (Ответы детей).
- Как вы думаете, что захотелось сделать Рыжику? (Рассмотреть лес, попрыгать с дерева на дерево, достать гриб…)
- Рыжик стал прыгать с ветки на ветку, с ветки на ветку, и вдруг понял, что заблудился.
- Как себя повел Рыжик? (Он испугался, сел под кустик, заплакал, звал маму…)
- Сидит Рыжик под кустом, плачет, а навстречу ему идет кто? (Лиса, медведь, волк, еж…)
- А навстречу идет еж. Что у ежа на иголках? (Грибы, ягоды, яблоки…)
- Для чего ему нужны грибы, ягоды? (Ответы детей).
- Что стал делать еж, когда увидел бельчонка? (Успокаивал, подарил гриб, показал дорогу…)
- Ежик стал успокаивать Рыжика, подарил ему большой белый гриб и показал дорогу домой.
- Как поступил бельчонок? (Взял гриб, побежал домой, поблагодарил ежа…)
- Рыжик со всех ног побежал домой. Стало темнеть. Как вы думаете, испугался бельчонок темноты?
- Продолжал ли он искать свой дом?
- Что стали делать мама и папа бельчонка, когда не нашли его дома?
- Встретились ли Рыжик и его родители?
- Как поступили мама и папа, когда нашли бельчонка?
- Можно ли уходить без разрешения родителей от своего дома?
- Вот мы с вами составили рассказ о путешествии бельчонка. Понравилось вам быть авторами? Легко ли составлять рассказы?
- Кто бы мог пересказать наш рассказ о бельчонке? (Пересказ по частям).