Статья на тему: Активность и самостоятельность обучающихся как субъектов образования, творческая деятельность по саморазвитию, самоопределению, самореализации и становлению себя
Активность и самостоятельность обучающихся как субъектов образования, творческая деятельность по саморазвитию, самоопределению, самореализации и становлению себя
Малежина Е.И. преподаватель
Богучарского филиала ГБПОУ СПО ВГПГК
malezhina.irina@yandex.ru
Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Оно является ключом к динамичному развитию производительных сил, науки, техники, культуры, укреплению системы национальной безопасности. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом человеческого капитала, который определяет уровень науки, культуры, производства.
Современные условия модернизации образования ориентируют его содержательную составляющую не столько на получения студентами совокупности знаний, умений и навыков, сколько на развитие индивидуального творческого потенциала и формирования у них способности к применению индивидуально-творческого подхода к решению учебных задач. В связи с этим обостряется необходимость обращения внимания к основам развития индивидуально-творческого мышления - активности и самостоятельности студентов.
В. И. Лозовая считает, что для лучшего понимания сущности понятия «активность», его следует рассматривать в противопоставлении к понятию «пассивность». Пассивность не следует понимать как полное бездействие субъекта, поскольку полной бездеятельности не существует. Пассивность отражает деятельность определенного характера. Активность характеризует субъекта деятельности со стороны самостоятельного выхода за пределы обычного, определенного минимума, нормативности, выявляется в энергичных действиях, темпе, качестве, самостоятельном увеличении объема изучаемого материала, то есть может наблюдаться в количественных и качественных показателях.
Понятие активности в процессе обучения тесно связано с понятием самостоятельности. Сущность понятия «самостоятельность» в обучении заключается не в формальной констатации факта, что студент совершает учебную деятельность без помощи преподавателя, а в том, что студент пытается решать задачи, преодолевать учебно-познавательные затруднения собственными силами, применяя для этого ранее полученные знания, умения и навыки и руководствуясь собственными убеждениями. Ученые разделяют понятия: «активность» и «познавательная активность», «самостоятельность» и «познавательная самостоятельность».
В исследовании Л. Г. Вяткина говорится о том, что познавательную самостоятельность следует понимать как свойство психики, которое характеризуется внутренней потребностью человека в знаниях, умением их получать с разных источников и творчески применять в практической деятельности. Эта особенность является компонентом более широкого интегрального качества личности - самостоятельности, сущность которой состоит в том, что человек совершает поступки, ориентируясь на свои знания и убеждения, а не на постороннее влияние .
A. Я. Савченко обращает внимание на связь активности, самостоятельности и творчества в обучении, утверждая, что познавательная активность и познавательная самостоятельность взаимно усиливают друг друга. С одной стороны, познавательная активность сопровождает любое самостоятельное действие, с другой - в условиях умственной активности выявляется самостоятельность обучающихся. Познавательная самостоятельность соотносится с творческими способностями как родовое понятие, но формирование этих качеств возможно только в процессе активной интеллектуальной деятельности . Следовательно, активность является наиболее широким понятием чем самостоятельность и творческие качества студентов, поскольку активность имеет место в учебной деятельности как репродуктивного, так и творческого характера. При этом проявление студентом активности и самостоятельности в обучении является основой творческой деятельности.
Из этого следует, что активность и самостоятельность мышления являются необходимой основой для полноценного развития этого психического процесса до более высокого уровня - творческого. При этом обеспечение активности и самостоятельности мышления студентов в обучении должно осуществляться на основе постоянного повышения уровня сложности их самостоятельной учебной деятельности. Отдельно следует отметить, что именно самостоятельная деятельность, являясь основным видом деятельности студентов, предполагает наиболее результативное формирование активности и самостоятельности как тех черт личности студента, которые обеспечивают его готовность к творчеству.
В исследованиях П.И. Пидкасистого эффективность урока ставится, прежде всего, в зависимость от активизации самостоятельной деятельности учащихся, от правильной взаимосвязи деятельности учащихся на уроке. В своих экспериментальных исследованиях он исходит из того положения, что ученики за время обучения в школе должны не только усвоить определенную сумму научных знаний, но и научиться самостоятельно их приобретать.
Познавательная самостоятельность формируется при глубоком и осмысленном усвоении школьниками основ наук, овладении навыками работы с книгой, работы в лаборатории, а также путем применения полученных знаний на практике. Среди средств развития познавательной активности и самостоятельности учащихся большое значение придается и таким, которые непосредственно связаны с формами и методами обучения. А также выяснением их сравнительной эффективности: сочетание изложения знаний учителем и самостоятельной работы учащихся; сравнительная эффективность и пути сочетания воспроизводящих и творческих, самостоятельных работ, фронтальных и индивидуальных видов занятий учащихся на уроке, индивидуальных творческих работ. Все это применимо и актуально и на занятиях в учебных учреждениях СПО.Учитель действительно не принимает участия в выполнении задания в ходе самостоятельной работы учащихся, но он организует их деятельность, направляет познавательный процесс, создаёт необходимые условия и настрой, а это важно, чтобы поддержать и «пробу сил», и творческие начинания учащихся, их добровольность и самостоятельность. В процессе управления самостоятельной деятельностью преподаватель принимает прямое (затем косвенное) участие в организации процесса обучения. При этом целесообразно следовать ряду принципов управления: 1) дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий; 2) планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы; 3) постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом; 4) переход от контроля учителя к самоконтролю.
Опосредованное управление самостоятельной учебной деятельностью учащегося создает базу для накопления личностного опыта в сфере методологии организации и регуляции самим учащимся его самостоятельной деятельности, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время, создает предпосылки для дальнейшей творческой деятельности по саморазвитию, самоопределению, самореализации и становлению себя.
Самостоятельная работа предполагает не просто самостоятельную деятельность учащихся по усвоению готовых знаний по готовым алгоритмам деятельности, предполагающую отсутствие непосредственной помощи и контроля учителя, но представляет собой целостную взаимосвязанную систему деятельности преподавателя и учащегося как субъектов образовательного процесса, целью которой является мотивирование и вовлечение учащегося в самостоятельную познавательную деятельность, и создание условий для развития и формирования у учащегося таких качеств и умений как способность к саморегуляции, самоактивации, самоорганизации, самоконтролю, которые в дальнейшем должны позволить им самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности. О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писал еще К.Д. Ушинский. "...Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания... дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения".
Творческое саморазвитие - это особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленный на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются: самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности . Таким образом, исходя из вышесказанного, можно рассматривать творческое саморазвитие как многомерный, многоступенчатый процесс.
В условиях экономических и политических изменений в жизни общества возрастает интерес к специалисту, способному к творческому саморазвитию. Сама жизнь требует, чтобы люди были наделены качествами творчески одаренной личности. Такой личности характерны нестандартное мышление, умение генерировать оригинальные, необычные идеи. Саморазвитие это обязательно внутренний процесс, определенный способ реагирования человека на воздействие среды, сознательное усовершенствование себя самим человеком, высший уровень самодвижения.
Творчество - это один из видов деятельности человека; открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов; возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности; многостороннее, вариантное видение мира; элемент свободы; это духовная деятельность. Но творчество это и размышление над известным, в результате которого проявляется новый, личностный смысл знания, личностная ценность. Наиболее общие идеи и тенденции творческого саморазвития состоят в следующем: - это особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации; индивидуально-личностное саморазвитие, целенаправленное на разрешение противоречий, решение индивидом постоянно усложняющихся творческих задач; изменение структуры личности, возрастание роли внутренних источников развития; процесс видения жизненных перспектив; сознательное управление своим развитием. Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что творческое саморазвитие является важным условием развития творческих способностей и становления личности. Важно отметить, что творческое саморазвитие рассматривается как длительный процесс, окончание которого может быть только тогда, когда личность достигнет состояния устойчивого саморазвития.
Литература
1. Бульба Т.Ю., 2014 г. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, Журнал – Народное образование выпуск № 6-2/ 2014
2. Вяткин Л. Г. Система самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка [Текст] / Л. Г. Вяткин. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983. - 125 с.
3. Дружнова М. Различные подходы к определению содержания феномена творческое саморазвитие личности (философский, психологический, педагогический // Бренное и вечное: прошлое в настоящем и будущем философии и культуры. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 27-29 октября 2003г. – Великий Новгород, 2003, с. 22-28.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с.
5. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии [Текст] / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1972. - 254 с.
6. Коноводова Ю. А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. Пермь: Меркурий, 2011. С. 173-176.
7. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. – М., 1972.- 42с.8. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 томах. М.Л., 1950. Т. 2. С. 500).
Научная библиотека КиберЛенинка: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Научная библиотека КиберЛенинка: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Научная библиотека КиберЛенинка: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 115