Методическая разработка на тему Экскурсионная деятельность (10 класс)
Методическая разработка
Литературная экскурсия «В гости к доктору Чехову»
Работу выполнила:
Чеботарева Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Москва
2015 – 2016 учебный год
Оглавление:
1. Актуальность выбранной темы
2. Цель работы
3. Задачи работы
4. Основные позиции предлагаемого метода обучения
5. Результаты, обоснованные предшествующим опытом
6. Теоретические и практические выводы
Актуальность выбранной темы
В условиях введения Федеральных государственных стандартов помимо предметных и метапредметных результатов образования на первый план выдвигаются личностные результаты образования, в которых, наряду с конкурентной способностью ученика в современном обществе, выносятся его нравственные качества, патриотизм, профессиональное самоопределение и готовность служению Отечеству в широком смысле слова.
Духовно – нравственное развитие школьников – одна из важных воспитательных задач, а включение учеников в экскурсионную деятельность – одна из форм решения этих задач.
Особое место в образовательном процессе занимают литературные школьные экскурсии. С образовательной точки зрения, с одной стороны, - это лучший способ познакомить учащихся с жизнью и творчеством известных писателей и поэтов, это одна из форм подготовки учащихся к написанию итогового сочинения, что приводит к обеспечению высоких образовательных результатов и повышению качества образования.
С другой стороны, литературные экскурсии способствуют развитию личностных качеств обучающихся. Экскурсионная деятельность предполагает активное включение учащихся как на этапе подготовки к экскурсии (знакомство с жизнью и творчеством писателя), так и на этапе обобщения полученных от экскурсии впечатлений. Экскурсионную деятельность мы можем рассматривать как один из вариантов поисково – исследовательской деятельности учащихся.
Цель работы:
Расширение образовательного пространства учащихся через включение их в экскурсионную деятельность и формирование образа врача с присущими ему нравственными, патриотическими качествами на примере жизни и творчества А. П. Чехова
3. Задачи работы:
знакомство с жизнью и творчеством А. П. Чехова как писателя, врача, патриота;
овладение навыками самостоятельного наблюдения и аналитического осмысления;
развитие личностных компетенций учащихся;
создание условий для развития благоприятной коммуникативной среды;
развитие культуры речи, читательских умений;
использование экскурсионных возможностей для подготовки к итоговому сочинению.
4. Основные позиции предлагаемого метода.
1) Активное участие в экскурсионной деятельности обеспечивает:
интеграцию содержания образования - две профессии А. П. Чехова, писатель и врач, соединились в одно целое;
формирование у школьников профессиональной ориентации;
привлечение внимания учащихся к этической стороне деятельности врача через знакомство с жизнью и творчеством А. П. Чехова.
2) Нетрадиционность подачи программного материала по литературе по теме «Жизнь и творчество А. П. Чехова» – экскурсия в Мелихово.
3) Участие обучающихся в проектной деятельности - создание видеофильма «Мелихово».
4) Краткая аннотация.
Мелихово – это один из замечательных памятников русской культуры, где с 1892 по 1899 годы жил и работал А. П. Чехов как писатель, врач, общественный деятель.
Будучи врачом, А. П. Чехов мог наблюдать людей и в самые отчаянные, и в самые смешные моменты, что находило отражение в его произведениях. Сюжеты для своих рассказов А. П. Чехов брал из жизни. Например, однажды на врачебной практике в одной из больниц Чехов видел, как неопытный студент, заменяя занятого другим пациентом врача, удалил здоровый зуб, а на больном зубе сломал коронку. Пациент выругался и ушел. Эта жизненная ситуация нашла свое воплощение в рассказе «Хирургия».
Писательская деятельность А. П. Чехова – способ борьбы с несправедливостью в обществе, со злом, с необразованностью.
5. Результаты, обоснованные предшествующим опытом
Экскурсии по литературным местам прививают ученикам любовь и уважение к литературе, пробуждают читательский интерес.
Литературные экскурсии способствуют эффективному усвоению учебного материала. Учащиеся пишут более осознанные и вдумчивые сочинения, осваивают навыки проектно – исследовательской деятельности (на основе технологии смыслового чтения).
6. Теоретические и практические выводы
Активизация экскурсионной деятельности необходима для достижения личностных результатов образования, повышения духовно-нравственной и интеллектуальной культуры школьников, формирование этических основ профессиональной деятельности, обеспечения высокого качества образования, успешной реализации Федеральных государственных стандартов общего образования.
Список использованной литературы:
Основы экскурсоведения. Учебное пособие для слушателей факультетов общественных профессий педагогических институтов. Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. М., Просвещение. 1985.
Школьные экскурсии. Их значение и организация. Сборник статей. Под ред. Б. Е. Райкова. СПб. 1910
Экскурсионное дело. Долженко Г.П., М. - Ростов на Дону: МарТ,2008
Педагогика образования. Тонков Е.В. Белгород: БелГУ,2008 Экскурсии в культуру. Методический сборник. Под ред. И. М. Гревса. М., 1925
Экскурсии и культурное наследие. Русская экскурсионная школа. М., 2001
Эстетическое воспитание в экскурсиях. Составитель З. С. Погуце. М., ЦРИБ «Турист», 1978