Методическая разработка Использование проектной деятельности в изучении истории родного края
Использование проектной деятельности в изучении
истории родного края
Павлова Марина Владимировна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 13 г. Севастополя
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Определение содержания проектного метода как
образовательной технологии……………………………………………..4
Краткая классификация видов школьной проектной деятельности…….
Описание опыта применения метода проектов………………………….5
Заключение…………………………………………………………………6
Список литературы……………………………………………………….10
Введение
Актуальность.
Радикальные изменения, связанные с разгосударствлением общественной жизни, затронули и систему российского образования. Теперь нет централизованно направленной на выполнение государственного социального заказа школы. Актуальной стала задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом.
Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею “обучения посредством делания”. Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.
В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Его сторонники пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х г.г. XX века в практике советской школы не использовалась.
Цель работы.
Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проектного метода на уроках истории и во внеурочной деятельности, при изучении истории родного края.
Задачи:
1.Определение содержания проектного метода как образовательной технологии.
2.Краткая классификация видов школьной проектной деятельности.
3.Описание опыта применения метода проектов.
Выполнение данных задач поможет сформировать собственную систему проектной деятельности с учащимися, повысить качество преподавания истории и внеклассной работы по предмету.
При написании работы были использованы труды Г.В.Балаян, В.Н.Буркова, Д.А.Новикова, В.В.Васильева, В.В.Гузеева, Н.Ю.Ерофеевой, Т.А.Новиковой, Г.Г.Новиковой,В.И.Слободчикова, И.Д.Чечель, Т.И.Шамовой и др.
Метод проектов , как образовательная технология - это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.
Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.
Прикладные проекты отличают следующие черты:
четко обозначенный результат деятельности;
тщательное продумывание структуры проекта;
четкое распределение функций между участниками;
оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием;
Исследовательские проекты подразумевают:
деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;
наличие этапов, характерных для любой научной работы.
Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.
Структура ролево-игровых проектов только намечается. Для них характерно:
конструирование гипотетической игровой ситуации;
исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения;
результат остается неизвестным до конца работы.
Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.
В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.
По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей – индивидуальными и коллективными; по продолжительности проведения– краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.
В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.
Особый интерес представляют исследовательские проекты как наиболее перспективные в изучении истории родного края. Рассмотрим систему работы над исследовательскими проектами на примере проекта « Мы - Севастопольцы , ребята-качинцы! Мы славим Родину свою.»
Вид проекта: исследовательский,
Основой для работы над проектом послужило то, что наш поселок вскоре должен был отмечать свой юбилей – столетие.
Работа над проектом проводилась в сентябре-ноябре 2012 года. Выбор темы определялся следующими факторами:
исследование истории своего поселка способствует развитию интереса к исторической науке и формированию личностно-ориентированных знаний;
возможность соотнести историю семьи с историей страны формирует у ребят ощущение исторической эпохи, способствует осознанию и сохранению связи поколений;
события, недавно завершившегося XX века, теперь интересно осмыслить и обобщить;
разнообразие информации позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта;
работа над темой позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности.
Конечным продуктом проекта стала презентация о жизни нашего поселка Качи, о становлении и развитии первой авиационной школы в России.
Учебным результатом стал опыт проектной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.
Цели и задачи проекта:
создать целостное представление об истории своего поселка;
выяснить связи между историей семьи и историей страны;
повысить интерес к изучению истории;
вызвать чувство гордости за своих предков;
формировать умения школьников самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, интерпретировать результаты;
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
Мы разделили время работы (три месяца) на шесть этапов.
№ Этап Содержание
1. Информационный Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями, определение общего направления работы.
2. Плановый Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.
3. Поисковый Сбор и анализ информации, работа с источниками
4. Обобщающий Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы, выводов.
5. Этап представления и защиты проекта. Итоговое представление проекта, демонстрация приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение перспектив дальнейшей работы.
6. Аналитический. Рефлексия.
Исследовательский проект может быть индивидуальным и групповым.
1.Информационный этап.
Проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы.
На этом этапе учителю необходимо:
-обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта;
-проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;
-создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.
2.Плановый этап.
Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы.
На этом этапе учителю необходимо:
- проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи;
- выделить среди них наиболее удачные;
- помочь учащимся составить план работы над проектом.
3.Поисковый этап.
Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации (наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервью, работа со СМИ, работа с литературой). Начинается отбор информации. Участники проекта получают навыки отбора, классификации и анализа информации.
На этом этапе учителю необходимо:
- составить список возможных источников информации;
- следить за ходом исследования;
- проводить консультации по методике сбора и обработки информации;
- корректировать деятельность участников проекта;
- обобщать промежуточные результаты.
4. Обобщающий этап.
Производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования.
На этом этапе учителю необходимо:
-организовать консультирование по обобщению материалов;
-помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения;
-продумать формы совместного обсуждения полученных результатов;
-выбрать форму представления проектов.
5.Этап представления и защиты проекта.
Учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы.
На этом этапе учителю необходимо:
-определить время и форму защиты проектов;
-подготовить сценарий защиты проектов;
-оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов.
6.Аналитический этап.
Анализируются результаты работы над проектами.
На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований.
Самостоятельно учащиеся не могут овладеть проектной методикой. Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок.
У учеников возникают трудности в постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с задуманным, при оценке результатов своей деятельности. Таким образом, на каждом этапе детям необходима поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала и при проведении анализа проделанной работы.
При проведении анализа работы ребята сравнивали задуманный результат с реальным и отвечали на вопрос: Что вам дала проектная деятельность на уроках истории? Суммируя ответы, можно отметить следующее:
- изучая историю семьи в контексте истории страны, ребята узнавали о своих родных совершенно новые, порой неожиданные факты;
- они лучше узнали историческую эпоху “изнутри”;
- в процессе работы укрепились психологические контакты детей с родителями и учителем истории; педагогика сотрудничества стала реальностью;
- работа способствовала сохранению традиций, исторического опыта;
- многие ребята прониклись уважением к своим предкам, близким людям, прожившим интересную и трудную жизнь.
Главными направлениями нашей внеклассной работы по истории являются:
развитие исследовательской деятельности учащихся;
закрепление и развитие знаний об исторической науке;
развитие исторического мышления;
выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;
распространение опыта творческой деятельности учащихся;
приобретение учащимися опыта публичных выступлений.
На подготовку проектов отводится 3 – 6 месяцев. Время работы делится на этапы, о которых было рассказано выше. Ученики сами выбирают тему и форму проекта. После того, как проект полностью готов к представлению, начинается подготовка авторов к публичному выступлению. В ходе защиты исследовательского или творческого проекта, автор должен уметь обосновать выбор темы, проинформировать о целях и задачах работы, кратко ознакомить с теоретическим обоснованием проекта, изложить его содержание, аргументировано сделать выводы и определить перспективы работы.
Применение проектного метода на уроках истории и в процессе внеклассной работы это перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
Конечно, необходимо учитывать и недостатки проектного метода:
неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;
повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.
Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.
Список литературы:
1.Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1., с.116-119.
2.Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180.
3.Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, №24, с.1-3.
4.Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.
5.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, №6, с.36-44.