Досуговая деятельность Организация экскурсионной деятельности с использованием инновационных интерактивных технологий


Организация экскурсионной деятельности с использованием инновационных интерактивных технологий
Современное детство, в отличие от предыдущих эпох, массово рассматривается как пространство развития и взросления, как самоценное время – среда жизни (креативное детство - жизненные среды - инфраструктуры человеческого роста). Такие направления оформляют пространство жизни современного учащегося как пространства возможностей. Содержание дополнительного образования способствует включению детей и молодежи в технологии мышления, деятельности и коммуникации.
В настоящее время существует множество авторских программ, проектов по организации краеведческой деятельности в образовательных организациях. Ориентированы они в основном на среднее звено. А как вести работу с подростками? Для подросших детей уже недостаточно экскурсий на природу, бесед. Им необходима практика создания новых социальных форм организации жизни через постановку образовательных программ, связанных с исследованием, проектированием и управлением социальными изменениями. Такую возможность предоставляет организация экскурсионной деятельности с использованием инновационных интерактивных технологий.
«Интерактивность - это возможность информационно-коммуникационной системы по-разному реагировать на любые действия пользователя в активном режиме. Интерактивные технологии являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого из учеников в образовательный и исследовательский процессы. Применение новейших технологий в обучении повышает наглядность, облегчает восприятие материала. Это благоприятно влияет на мотивацию обучаемых и общую эффективность образовательного процесса» [1].
Следует отметить, что важной особенностью построения занятия с использованием интерактивных технологий является то, что «интерактивное обучение является обучением через практическую деятельность… Требования современной образовательной парадигмы — «научить учиться», т. к. любой обучающийся должен обрабатывать значительные объемы информации, погружаться в ситуацию, вникать в малейшие детали, оценивать альтернативы и  риски, понимать других участников, «перенастраивать мышление» и т. д. Таким образом, для решения ряда проблемных вопросов, стоящих перед системой образования, предлагается создание инновационной образовательной среды, базирующейся на наиболее передовых технологиях и средствах обучения. В нашей организации уже идет активное их внедрение.
В центре «Олимп» действует социальный проект «ЭврикУМ», цель которого в создании и реализации в образовательном пространстве учреждения системы по формированию патриотических чувств, исторического сознания, социальной активности молодежи, в создании условий для формирования теоретической, методической и практической компетентности обучающихся в области экскурсионной деятельности.
Для достижения цели определены следующие задачи:
способствовать развитию познавательной активности и осведомленности в области краеведения;
способствовать овладению методологией научного познания, экскурсионной деятельности;
способствовать воспитанию конкурентоспособной молодежи для становления, развития, подготовки к самостоятельной деятельности, коммерциализации научных знаний.
Актуальность проекта в том, что он направлен на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции.
Отличительной особенностью данного проекта является то, что он включает вопросы экскурсоведения, краеведения, музееведения, мировой художественной культуры и многие другие. Таким образом, апробируется новая интегрированная область знаний для молодежи.
Используются следующие интерактивные технологии:
Интерактивное выступление. Традиционное публичное выступление представляется монологом оратора-гида, украшенным цветами его красноречия. Речи лучших ораторов во все времена признавались произведениями искусства. Необходимо заменять словесную передачу информации визуальными образами и тем самым задействует несколько каналов восприятия информации. Когда экскурсовод иллюстрирует информацию, она гораздо лучше усваивается.
Использование «портфеля экскурсовода» - наглядных пособий. В качестве таких пособий используется схема, чертеж, рисунок, фотография, видеозапись, любые предметы, относящиеся к теме экскурсии. В качестве наглядных пособий могут выступать и аудиозаписи. Необходимо, чтобы перед глазами обучаемых постоянно находились план выступления, ключевые тезисы, фрагменты документов, отдельные понятия. Другие наглядные пособия могут быть продемонстрированы по ходу экскурсии.
Использование видеозаписей. Видеофильмы служат своеобразными наглядными пособиями, предоставляя широкие возможности. Демонстрация фрагментов из них может послужить и мотивацией в начале экскурсии, и хорошим средством подачи информации, и предметом изучения, анализа и критики в интерактивной части. Демонстрация некоторых фильмов с остановками (стоп-кадр) и обсуждениями по ходу может представлять из себя самостоятельное занятие.
Мозговой штурм (мозговая атака). Мозговой штурм (мозговая атака) позволяет вовлечь всех обучаемых в анализ того или иного вопроса. Цель - предложить, как можно больше вариантов ответов на вопрос. Поэтому мозговой штурм очень хорошо работает в самом начале экскурсии. Экскурсовод задает вопрос всей группе и просит обучаемых предложить свои ответы. Важно правильно сформулировать проблему в виде вопроса, так чтобы участники генерировали свои предложения, отвечая на этот вопрос.
Технология проведения ролевой игры. Ролевая игра является эффективным методом обучения практическим навыкам работы, поскольку основана на принципе обучения на практике. Необходимо выполнять по следующему алгоритму: мотивация — согласование результатов — представление плана — распределение ролей — подготовка к ролевой игре — ролевая игра — деловая обратная связь.
Кейс-метод. Представляет собой набор логически связанных ситуаций профессиональной деятельности, требующих анализа и решения. При изучении особенно хороши такие задания, которые призваны формировать у слушателей ориентировочные основы функциональных блоков деятельности. Индивидуальном проект отличается от группового тем, что комплексное проектное задание разбивается на 3–5 частей, каждый выполняет свою часть, затем слушатели обмениваются информацией о том, что и как делалось, согласовывают свои части и представляют ее преподавателю.
Необходимость внедрения интерактивного обучения в практику обучения обусловлена двумя тенденциями. Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации. Вторая вытекает из развития требований к качествам личности самого выпускника, который должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях в профессиональной сфере.
Проект «ЭврикУМ» представляет собой краткосрочные интенсивные погружения, каждое из которых разворачивает свой аспект тематики экскурсии: достопримечательности, архитектура, природа родного края, высшие учебные заведения, или производственные экскурсии и т.д. Он обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, способствует выстраиванию партнерских отношений между ними.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования - способствовать духовно - ценностной и практической ориентации обучающихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».
«Наш Кузбасский край богат материалом для экскурсий. И процесс познания вечен…»