Презентация по литературе Два пророка


Два пророкаПухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73» г. Оренбурга Пророк – это человек, наделенный сверхъестествен-ным даром - предвидеть и предсказывать события, явления и предостерегать людей от ошибок. Духовной жаждою томим,В пустыне мрачной я влачился, —И шестикрылый серафимНа перепутье мне явился.Перстами легкими как сонМоих зениц коснулся он.Отверзлись вещие зеницы,Как у испуганной орлицы.Моих ушей коснулся он, —И их наполнил шум и звон:И внял я неба содроганье,И горний ангелов полет,И гад морских подводный ход,И дольней лозы прозябанье.И он к устам моим приник,И вырвал грешный мой язык,И празднословный и лукавый,И жало мудрыя змеиВ уста замершие моиВложил десницею кровавой.И он мне грудь рассек мечом,И сердце трепетное вынул,И угль, пылающий огнем,Во грудь отверстую водвинул.Как труп в пустыне я лежал,И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей,И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей». C тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи;Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой: "Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами; Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!"Два «Пророка» Совпадают ли авторские концепции пророка в этих стихотворениях? -Что объединяет два стихотворения? -Какие отличия этих стихотворений кажутся вам наиболее существенными?-Что открывается поэту-пророку?-Какую роль играет образ пустыни в стихотворениях?Как усилено противостояние поэта и общества у Лермонтова?- Какие образы использует поэт?-Какая лексика и почему преобладает в каждом из текстов?-Согласны ли вы с утверждением: «Пророк» Лермонтова явился «полемическим ответом на одноименное стихотворение А.С. Пушкина»? Пушкинский текст –это стихотворный перевод Книга Исаии, глава 6. «Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя. И услышал я голос Господа, говорящего: кого мне послать? и кто пойдет для нас? и я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули...» (Кн. пророка Исайи, гл. 6, 9—10). Лермонтовский текст о пророке Илии(3 Цар. 17. 2-6).«Обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; изэтого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там». «Пророк» Пушкина«Пророк» ЛермонтоваПреображе-ние человека в пророкаЯсный, гармонич-ный мирТоржество настоящей и будущей жизниЦель – «глаголом жечь сердца людей»Общество отвергает пророкаМир страданий и слезКонтраст света и тени, добра и злаЦель – «воспламенять бойца для битвы» Трактовка пророковПушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами («И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет»). Лермонтов  вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья,  пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы: «… Как он угрюм, и худ и бледен!», «Смотрите, как он наг и беден, как презирают все его!». М.Ю.Лермонтов – преемник А.С.Пушкина А.С.Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка. И он к устам моим приник,И вырвал грешный мой язык,И празднословный и лукавый,И жало мудрыя змеиВ уста замершие моиВложил десницею кровавой.И он мне грудь рассек мечом,И сердце трепетное вынул… У М.Ю.Лермонтова — уже результат деятельности пророка. Жизнь его героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено каменья». «Шумный град» встречает его насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением.В этих двух произведениях можно отметить идею преемственности : от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству лирического героя Лермонтова. Метафоры«И внял я неба содроганье»«Глаголом жги сердца людей»«Отверзлись вещие зеницы»«В очах людей читаю я…»«Посыпал пеплом я главу»«Бог гласит его устами» Сравнения«Перстами легкими, как сон»«Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы»«И вот в пустыне я живу, как птицы…» АллитерацияОтверзлись вещие зеницыИ гад морских подводный ходГлаголом жги сердца людей Посыпал пеплом я главуЭтот приём звукописи делает произведения более эмоциональными и ритмичными. ВыводЗадача поэта для Пушкина и Лермонтова едина – нести добро людям и исцелять их словом, данным свыше. Для Пушкина поэт – это владелец веков, ему доступно все понять и увидеть, а, по мнению Лермонтова, в этом мире места поэту , к сожалению, просто нет.