Занятие по развитию речи «Зимушка-зима» в подготовительной группе


МДОБУ д\сад «Звездочка» с. МиловкаЗанятие по развитию речи «Зимушка-зима» в подготовительной группе
Воспитатель: Яшина Ольга ВладимировнаЦель: закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах; воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться и не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры; совершенствовать умение высказываться логично и связно, объединять в ответе реплики товарищей; развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь. Воспитывать у детей интерес к музыке, желание ее слушать; формировать основы художественное восприятие, мышление, воображение, учить видеть красоту созданного изображения, обучать новым способам работы с уже знакомыми материалами.
Предварительная работа: продолжать знакомить детей с зимними явлениями природы: запомнить примеры, активизировать словарь.
Материалы: бумажные снежинки, «волшебная палочка», диски, свечи, письмо от снежной королевы, белая гуашь, голубые листы бумаги, изображающие окна.
Ход занятия:
Перед занятием в группу приходит письмо от снежной королевы с приглашением в гости. Воспитатель приглашает детей в дворец снежной королевы:
Посмотрите, как сказочно и красиво во дворце! А какая волшебная музыка здесь звучит! Как вы думаете, в кого вас может превратить такая музыка? (Снежинки) Какие это снежинки? Опишите их (белые, легкие). У меня есть волшебная палочка и я вас сейчас превращу в легкие снежинки.
Раз-два-три–покружились
И в снежинок превратились!
Дети танцуют с бумажными снежинками. Музыка постепенно затихает.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки…
Дети кладут на пол снежинки
Раз-два три –покружились
И в детей превратились!
А теперь послушайте стихотворение:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом–
Все покрыла серебром!
Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? (О зиме) Почему зиму называют царицей? (Ответы). Как вы думаете, подходят ли зиме эти определения «белокожа», «светлолица»? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? (Ответы). Правильно, это зимние месяцы. Назовите их. Да, зима –царица трех месяцев: декабря, января, февраля. У этих месяцев есть другие названия, народные. Например, декабрь народ называл «студень», «стужайло». Как вы думаете, почему декабрь называют студеный? Потому что это самый холодный зимний месяц. Холодный и студеный –это слова, которые обозначают одно и то же. Какой месяц следует за декабрем? (Январь) Январь– просинец. Как вы думаете, почему его так называют? (Ответы) В январе день начинает прибавляться, стоят сильные морозы, светит яркое солнце и небо синее-синее. А какой же третий месяц зимы? (Февраль). Февраль– бокогрей. Что это значит? Это сложное слово, в нем части сразу от двух слов– «бока» и «греть». В феврале солнышко начинает пригревать, а затем возвращаются метели да морозы. Вот и получается, что с одной стороны бок пригревает, а с другой ветер холодный поддувает. А еще февраль называют коротышкой. Почему? (Ответы). Правильно, это самый короткий месяц в году. В нем 28 или 29 дней.
Дидактическая игра «Подбери словечко»
Как можно зиму назвать ласково? А как называют птиц, которые зимой не улетают в теплые страны, а остаются зимовать? Как назвать день зимой? Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать о зиме.
Игра «Бывает –не бывает».
Вопросы детям: снег зимой бывает? а дождь? желтые листья летом? и т.д.
Воспитатель: Скажите, что вы любите делать зимой? (Ответ).
Физкультминутка.
Морозы детям не беда
Не страшны им холода.
Ходим в шапках и ушанках
И катаемся на санках.
А потом на лыжи встанем
И с горы кататься станем. Вот так!
Снег сегодня белый-белый
От него кругом светло.
Рукавички мы наденем
Будет в шубках нам тепло.
Проходят к столам, садятся.
Упражнение «Вспомни примету».
Зима морозная –лето… жаркое.
Много снега– много… хлеба.
Белее земля –зеленее… лето.
Иней на деревьях –значит быть… морозу.
Молодцы дети! А еще в своем письме Снежная королева просила вас украсить узорами окна в ее дворце. Садитесь за столы, музыка поможет придумать вам узоры. (На голубых бумажных листах «окнах» дети делают узоры свечой и тонируют их белой гуашью).
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые узоры у нас получились! Нам уже пора возвращаться в детский сад. Если вам понравилось наше путешествие, подарите мне свои светлые добрые улыбки.