Практикум для родителей Сказка о весёлом языке и ловких пальчиках
Тема: «Сказка о веселом язычке и ловких пальчиках».
- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады Вас видеть в нашей «Педагогической гостиной для родителей». Предлагаю начать нашу встречу с игры «Да- нет»
Проводится игра «Да – нет»
- Правила игры очень просты – на мои вопросы нужно отвечать только «ДА» или «НЕТ». Итак, начнем:- Скажите громко и хором, друзья Деток своих все вы любите? (да)- С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)- Я вас понимаю… Как быть, господа? Проблемы деток решать нужно нам? (да)- Дайте мне тогда ответ,
Помочь откажетесь вы нам? (нет)- Последнее спрошу вас я Активными все будем? (да)
- Ну, тогда в путь! Посмотрите, пожалуйста, у каждого из вас в руках контейнер с кружочками, как вы думаете, для чего мы вам их раздали? Что обозначают эти кружочки?
В сентябре каждого учебного года специалистами нашего Детского сада проводится диагностика речевого развития детей. К сожалению, из года в год, количество детей с нарушениями речи только растет. Для того, чтобы нарушить эту тенденцию мы и организовали нашу сегодняшнюю встречу, которую назвали «Сказка о веселом язычке и ловких пальчиках»
- Как вы думаете, что такое речь и почему ее так важно развивать?
(рассуждения родителей)
Речь - форма общения.
Дети с хорошо развитой речью более успешны и в детском саду, и в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Формирование правильного произношения звуков у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
К сожалению, огромная часть детей испытывает затруднения в произношении даже гласных звуков, многие попросту при их произношении не раскрывают рот. А между тем
к 1 - 2 годам дети должны произносить следующие звуки: А, О, Э, П, Б, М.
В 2 - 3 года: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, Г, К, Х, Й
К 3 - 4 годам: С, З, Ц
4 - 5 лет: Ш, Ж, Ч, Щ
5 - 6 лет: Р, Л
В раннем дошкольном возрасте разговорные навыки только начинают формироваться. Появившиеся дефекты речи легко исправимы с помощью специальных упражнений. Чтобы предотвратить нарушение звукопроизношения у ваших детей, а может быть и опередить становление некоторых групп звуков необходимо делать артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом или воспитателем артикуляционных упражнений.
Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение без помощи специалиста.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям, - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.
Как вы думаете, для чего мы вам раздали зеркала?
Совершенно верно, чтобы научиться правильно выполнять артикуляционные упражнения. Существует огромное количество сказок о веселом язычке, вашему вниманию представляем одну из них:
Зоопарк
(Е.М. Косинова)
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.
Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
БегемотикиРот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
Да пяти считаю я.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот.
О. Перова
Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Лягушки
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!
Слон
Буду подражать слону! Вытянуть сомкнутые губы вперед.
Губы «хоботком» тяну. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот.
А теперь их отпускаю Зубы должны быть сомкнуты.
И на место возвращаю.
Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!
Змея
Подражаем мы змее, Улыбнитесь, откройте рот, сильно высуньте язычок изо рта
С ней мы будем наравне: и спрячьте (рот не закрывается)
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Лошадка
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем, как он это делал.
Расческа
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня… расческа.
Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!
Часики
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.
Шарики
Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я.
До свидания, зоопарк. Сказал язычок и пошел домой.
- Так как сейчас какое время года? Актуальной будет следующая сказка
Как Язычок лепил снеговика
(Н.В. Рыжова)
Родители выполняют глядя в зеркало, по показу логопеда..
Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и очень удивился. Всё вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5).
Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся (широко улыбнуться, показав зубы), посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5), потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) и решил слепить снеговика.
Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом другой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха»).Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе), потом вниз (опустить язык к нижней губе), по сторонам (подвигать язык влево-вправо) и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом — другой), из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед), из веток Язычок сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом — влево).
Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем — левым). Вот какого снеговика слепил Язычок!
Сюжет сказки для артикуляционной гимнастики можно придумывать самостоятельно.
Так же большое значение для развития подвижности речевого аппарата играет звукоподражание, которое можно использовать при чтении всем известных сказок.
О том, как нужно работать со сказками вам расскажет учитель-логопед Нестерова Мария Ильинична.
Уже доказано логопедами, психологами и другими учеными, что развитие речи находится в прямой зависимости от степени развития моторики руки. Говорят, что руки – это мозг вынесенный наружу. На кончиках наших пальцев находятся нервные окончания, и когда мы их раздражаем, т.е. делаем массажные движения, выполняем мелкую работу пальчиками, то этот сигнал поступает в отделы головного мозга, в ту самую часть, которая отвечает именно за развитие речи. В свою очередь этот сигнал передается в следующий отдел мозга, который отвечает за память, затем за мышление и т. д.
Пальчиковые игры и упражнения развивают и совершенствуют:
Ловкость и точность, подвижность и слаженность движений.Улучшают внимание, память.
Помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость.
Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию.
Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ.
снимают умственную усталость.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения пальчиковой гимнастики:
Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок.
Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.
пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.
после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).
пальчиковая гимнастика должна проводится регулярно, ежедневно.
Доказано, что даже самый примитивный массаж.
вдвое ускоряет процесс овладения ребенка речью.
способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Массируя пальчики, вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и лепке.
Сейчас предлагаем вам сделать некоторые фигурки из пальчиков, которые доступны для выполнения вашими детьми в домашних условиях:
Домик.
Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел.
Стульчик.
"Стульчик" ты из рук сложиИ детишкам покажи.
Очки
Бабушка очки наделаИ внучонка разглядела.
Колокольчик.
Колокольчик всё звенит,Язычком он шевелит.
Лодка.
Лодочка плывёт по речке,Оставляя на воде колечки.
Зайчик.
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
Помимо специальных упражнением развитием мелкой моторики можно заниматься в быту, например, перебирать крупу или бусинки, конечно же, это можно проделывать только под вашим пристальным присмотром, чтобы ребенок не проглотил данный ему материал. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков также помогут развить пальчики ваших детей.
Казалось бы, мы всего лишь поиграли с пальчиками, зашнуровали ботинок, перебрали крупу, нанизали бусинки на леску и вот ребенок уже легко запоминает стихи, более внимателен при прослушивании сказки или рассказа. В это же самое время мы подготавливаем мышцы артикуляционного аппарата и у нас активизировались другие области головного мозга. Всё просто! Нужно всего лишь 10-15 мин по 2-3 раза в день. И вы увидите, как ваш ребенок стал говорить чище, он стал внимателен, и вам уже не приходится тратить 2-3 дня на заучивание четверостиший.
Уважаемые родители! Благодарим вас за уделенное нам внимание. Надеемся время затраченное сегодня не пройдет для вас даром и вы сможете уже сегодня помочь своему ребенку развиваться быстрее и эффективнее. Спасибо за внимание!