План конспект урока по окружающему миру «Лето. Круговорот воды в природе«по ФГОС, 1 класс
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Проектная работа: «Круговорот воды в природе»
Авторы: Мехтиева Ирина Николаевна
Гиниятуллина Лина Мансуровна
Кул Лилия Хайдаровна
Миннибаева Зоя Васильевна
Кузьмина Светлана Григорьевна
Казань 2013 г
Пояснительная записка
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; развитию навыков самообразования и самоконтроля; повышению уровня комфортности обучения.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:
быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
усиливает воздействие выступления.
Использовать презентации можно на всех этапах урока: во время актуализации знаний, при объяснении нового материала и при закреплении, а также и на этапе контроля.
Важной задачей учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Урок с применением компьютерных технологий не только оживляет учебный процесс, но и повышает мотивацию в обучении.
В работе представлены методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира в 1-ом классе по теме «Превращения воды. Круговорот воды в природе». На уроке учащиеся проследят, как вода переходит из одного состояния в другое, а также пробуют раскрыть, как происходит круговорот воды в природе. Дети знакомятся с такими явлениями как «испарение», «конденсация». В ходе урока дети
получат возможность найти ответы на вопросы:
Можно ли воду назвать путешественницей?
Благодаря чему вода путешествует?
Как происходит круговорот воды в природе?
Применение ИКТ делает этот урок интересным, увлекательным, запоминающимся.
Тема: Круговорот воды в природе
Цели урока:
- формировать знание о круговороте воды в природе; о превращении воды (переход из одного состояния в другое);
- формировать умение составлять схему круговорота воды в природе;
- формировать и развивать общеучебные навыки: умение планировать, осуществлять целенаправленную деятельность, осуществлять самостоятельную познавательную деятельность
-развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; коммуникативные навыки( готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение)
-повышать познавательную активность детей;
-воспитывать бережное отношение к воде;
-прививать основы экологических знаний, интерес к окружающему миру;
Оборудование: схема-таблица, карточки, презентации, иллюстрации
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технологии: технология проблемного образования, технология развивающего обучения, технология усвоения прочными знаниями, здоровьесберегающая технология, технология деятельностного метода обучения.
Структура проведения урока
I.Мотивирование к учебной деятельности
Цель: обеспечить готовность к уроку, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс;
Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность.
Педагогический приём: слушание звуков
Слушаем – запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Ассоциативный ряд. Слушаем звуки ручья.
II.Актуализация знаний
Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о свойствах воды, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.
Планируемый результат: умение высказывать своё мнение, умение планировать свою учебную работу.
Педагогические приёмы: фронтальная беседа, работа в группах, ролевая игра.
1.На доске слова: жидкое, твёрдое, газообразное
Дети: - Это состояния воды.
-От чего зависит состояние воды?
- От температуры.
2. Работа в группах.
У каждой группы набор картинок всех видов осадков.
I группа выбирает картинки, на которых изображена вода в твёрдом состоянии (снег, иней)
II группа – в жидком (дождь, роса)
III группа – в газообразном (туман)
- Как это назвать одним словом?
-Осадки.
-Какие осадки наблюдаем зимой? Летом?
3. Сказка.
У одной матери было 4 сына. Всем хороши, удались сыновья, только друг друга братья признавать не хотели. Ничего схожего между собой не находили.
-Уж если, - говорил первый брат, - кого и вздумаю я братом назвать, так только лебяжий пух или, на худой конец, хлопковые волокна.
- А я. – говорил второй брат, - на стекло похожу, только его могу своим братом признать.
- А я белому дыму брат, - говорил третий, - недаром нас одного с другим путают.
- А я ни на кого не похож, - сказал четвёртый брат, - и некого мне братцем назвать, разве только слёзы.
Так и по сей день спорят четыре родных брата: Белый снег, Синий лёд, Густой туман, Частый дождь. Друг друга братьями не называют, а матушку Воду все четверо родимой матерью величают. Бывает такое на свете. Не всегда брат брата узнаёт.
-Почему снег, лёд, туман и дождь в этой сказке названы детьми воды?
Мы с вами знаем, что вещества могут быть твёрдыми, жидкими и газообразными. Приведите пример таких веществ.
Вода – очень интересное вещество. Это единственное вещество на земле, которое может быть в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.
Как такое может быть?
- Во что превратится вода, если она станет твёрдой? (лёд, град)
- Во что превратится вода, если она станет газообразной? (пар, туман)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
- Где встречается вода?
III. Постановка учебной задачи
Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.
Планируемы результаты: умение анализировать, самостоятельно объяснять, как вода переходит из одного состояния в другое.
Педагогические приёмы: блиц - опрос
- Будем говорит о явлениях, связанных с водой, узнаем, что такое круговорот.
Загадки
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (град)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем – ищем, не найдём. (роса)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)
Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка. (дождь)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (туман)
И не снег, и не лёд.
А серебром деревья уберёт. (иней)
Зиму пролежало,
В землю убежало. (снег)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (сосулька)
Соединяем стрелочками слова:
жидкое – твёрдое – газообразное
Дети сами объясняют, как вода переходит из одного состояния в другое.
На доске слова: испарение, конденсация.
Работа над значением слов (была капля большая, солнце нагревает её, она превращается в маленькие капельки, а при охлаждении маленькие капельки прижимаются друг к другу, и получаются большие капли)
IV. Проблемное объяснение нового материала
Цель: зафиксировать причину затруднения, сформулировать и согласовать цели урока, развивать коммуникативные навыки
Планируемый результат: умение анализировать, самостоятельно формулировать понятия круговорота воды в природе, умение делать общие выводы.
Педагогические приёмы: создание проблемной ситуации.
На доске незаконченная схема круговорота воды в природе (из тучи идёт дождь, вода с гор стекает в реку)
- Откуда берётся дождь?
- Почему река с каждым годом не становится всё больше и больше?
(предположения детей)
V. Физ.минутка – музыкальная (Дождик)
VI. Закрепление знаний
Цель: отрабатывать умение правильно составлять схему круговорота воды в природе, закрепление новых знаний.
Планируемый результат: умение преодолевать трудности, самостоятельно работать , применяя новые знания.
Педагогические приёмы: самостоятельная работа, дифференциация, самоконтроль, работа в группах.
Презентация «Круговорот воды в природе»
Работа в группах. Составить схему круговорота воды в природе.
От каждой группы выступающий с рассказом по схемам.
Вывод: круговорот – это беспрерывное движение с постоянным возвращением к началу.
Вода – одно из главнейших богатств Земли.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода!
VIII. Рефлексия
Цель: осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения.
Планируемый результат: умение дать оценку учебной деятельности.
Педагогические приёмы: лесенка (самооценка)
-Удалось решить задачу?
-Что получилось?
-Над чем надо поработать?
- У каждого на парте листок с лесенкой, если вы хорошо работали и у вас не возникло проблем в ходе урока, нарисуйте человечка на верхней ступеньке, были проблемы – чуть ниже нарисуйте и т.д.
Всем маленький подарок - СОЛНЫШКО
Список литературы
Закон РФ «Об образовании» (ст. 32), закрепляющий право образовательных учреждений определять список учебников из действующих Федеральных перечней в соответствии со своей образовательной программой и учебным планом»
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.1998 № 1561/14-15Письмо Министерства образования и науки РФ № 408/13-13 от 20.04.2001 «Рекомендации по организации обучения 1-классников в адаптационный период»Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.
А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В.Тырин.
Программа курса окружающего мира.
А.А. Вахрушев.
«Мои первые опыты». Учебное пособие. 1 класс. Баласс, 2011.А.А. Вахрушев.
Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг» Баласс, 2011.
О.Е. Жиренко
Тематическое планирование уроков. Окружающий мир. 1 класс. Баласс, 2011