Урок технологии по теме «КРАСОТА ОРНАМЕНТОВ ИЗ РАСТИТЕЛЬНЫХ ФОРМ. ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА».


Урок технологии по теме «КРАСОТА ОРНАМЕНТОВ ИЗ РАСТИТЕЛЬНЫХ ФОРМ. ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА». (Украшение сапожка татарским национальным орнаментом. КТД)Цели деятельности педагога:
познакомить учащихся с элементами татарского орнамента; развивать навыки работы с бумагой, ножницами, мелкую моторику рук, воображение, глазомер, творческие возможности; способствовать развитию эстетического восприятия произведений народного искусства
Предметные умения: познакомить учащихся с элементами татарского орнамента, научить детей украшать орнаментом татарские национальные ичиги;
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – воспринимают произведения декоративно-прикладного искусства; регулятивные – стараются предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; коммуникатив-ные – умеют задавать вопросы с целью инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации по изучаемой теме.
Личностные: выбирают средства для организации своего поведения.
Планируемый результат:
Репродуктивный - изготовление элементов орнамента по образцу.
Частично-поисковый – выбор цвета, количества элементов..Творческий - самостоятельный подбор компоновки элементов и их количества, выбор цветовой гаммы.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения – КТД (класс разделён на 3 группы)
Оборудование: шаблоны, клей, ножницы, простой карандаш, коробочки для отходов, мультимедийное оборудование.ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Актуализация знаний
Слайд
– Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня с вами будет такой:
Для работы нашей славной
Шум за дверью мы оставим
– Согласны?
- Скажите мне, пожалуйста, вы каким хотите увидеть сегодняшний урок?
(интересным, познавательным, незабываемым…)
- Хорошо. Спасибо. Я постараюсь, чтобы урок был таким. Но мне очень нужна ваша помощь. Поможете?
- Тогда встаньте и скажите себе:
- Я буду стараться и выполню все задания! Учитель, я помогу провести урок!
-Спасибо. Садитесь, пожалуйста.
- Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Я уверена, что у нас всё получится.
Слайд 2
– А ещё в нашем крае говорят: «Где хотенье, там и уменье». Как вы понимаете эти слова?
– А девиз у нас какой?
Слайд 3
Дети: Всё, что надо под рукой!
– Проверим, всё ли у нас на месте. Отгадайте загадки и заполните кроссворд.

2. Работа в группах. Введение в тему урока.
Слайд 4
– Какое ключевое слово получилось? (Орнамент)
– Что такое орнамент?
Работа со словарём
Слайд 5
(Орнамент – повторение симметричных элементов)
– Что является главным в орнаменте – элементы или построение? (Построение, при построении орнамента важно соблюдать четкость построения элементов)
- А сейчас в группах из элементов попытайтесь построить орнамент.
Проверка индивидуальной работы
– Какие мотивы использованы в ваших орнаментах? (Геометрические и природные)
Слайд 6
На языке орнамента можно многое рассказать: где живёт человек, какие животные его окружают, какие растения растут в его местности. У каждого народа есть свои неповторимые орнаменты.
– Как мы можем различить людей разных национальностей? (По одежде, языку общения, по узору и орнаменту на костюмах)
Определение темы и цели урока.
Сегодня мы познакомимся с культурными ценностями… , послушайте мелодию и вы сразу догадаетесь (звучит татарская народная музыка)
- Как вы думаете, какова тема и цели нашего урока?
- Правильно. Сегодня мы познакомимся с декоративно-прикладным искусством татарского народа. Изготовим элементы татарского орнамента. Будьте внимательны, так как в конце урока у нас будет необычный гость, который задаст вам немало вопросов по сегодняшней теме.Стук в дверь.

- Здравствуйте, ребята (входит Шурале) .
- Ребята, кто пришел к нам в гости?

- Шурале.

- Правильно это Шурале!

- А где мы его встречали?

- В сказке.

- В какой сказке?

- В татарской сказке " Шурале"

Шурале: Странное дело, а может быть нет.

Живу я в лесу уже тысячу лет

Свой дом берегу и лес сторожу

Тихо ступаю и неслышно хожу!

Я - Шурале! Имя мое очень нравиться мне!

Хоть и грозен мой вид,

Я о том не грущу

Кто со злом в лес придет,

Тех я в лес не пущу.

- Посмотрите что у него в руках
- Покажи нам Шурале, очень просим?

- Ребята, да это же рисунки! Точнее узоры.

- Как вы считаете, какого народа эти узоры?

- Это узоры татар.

-Хотите узнать, что это за узоры? А на этот вопрос нам ответит Шурале, ведь это он нарисовал эти элементы. Расскажи, пожалуйста, нам очень интересно!

Рассказ Шурале.

- Ребята, так как я герой татарской сказки, и поэтому очень люблю искусство татар. Это – рисунки, в которых нарисованы узоры, именно из татарского орнамента.
- Я сегодня расскажу вам о татарском орнаменте.

Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Прекрасные образцы, которые вы видите здесь, использовали для украшения ювелирных изделий, в вышивках головных уборах, кожаной обуви, украшениях домов.

-Спасибо Шурале ты много интересного рассказал нам.

-Ребята, мне пора возвращаться домой в лес. До свидания.

-Ребята, а мы с вами рассмотрим эти красивые узоры, как их много.

-На что эти узоры похожи?
Слайд 7
-На цветы и листья растений.

-А какие цветы можно увидеть?

-Мы видим колокольчики, розы георгины, ромашки, тюльпаны, трилистник, лотос.

-Скажите, какие цвета, используются в татарском орнаменте?
Слайд 12
-В татарском орнаменте используются яркие цвета (красный, синий, зеленый, голубой, розовый, оранжевый, желтый) .Учитель: Для цветового татарского орнамента характерно сопоставление «тёплых» и « холодных» тонов. Цветовая гамма узоров сочна, ярка тоновыми контрастами. Краски насыщенные, используются все цвета спектра, но чёрный – редко.
- У вас на партах лежат памятки, на которых вы увидите сочетания цветов в татарском орнаменте.
- Сейчас в группах постарайтесь наглядно показать, какие цвета сочетаются. Используйте шаблоны.
Обычные сочетания зелёного с голубым, зелёного с красным, синего с фиолетовым, зелёного с жёлтым, жёлтого с красным, розового с голубым и другие. Несморя на богатство красок произведений татарских мастеров, пёстрыми они не воспринимаются, потому что цветовой фон приводит их в единство.
-Нам Шурале еще, что- то принес. (Заглядываю в корзину)

-Я вижу здесь много красивых вещей.

-Что это? Слайд 13
-Тюбетейка – это мужской головной убор ее вышивали золотыми нитками и бисером.
-Что это? Слайд 14
-Калфак – женский головной убор, его украшали золотыми нитками и бисером.
-Что это? Слайд 15
-Ичиги - это обувь.

-Что вы знаете о ней?

-Ее шили из кожи, и узоры вышивали цветными нитками, мужские ичиги шились из черной кожи. А, женская обувь была многоцветной и узорной.

-Ребята, а сейчас можно на улице встретить человека в таком одеянии?

-Нет. Но так одеваются на праздники, Сабантуй. В таких костюмах танцуют и поют.

Физминутка-Чтобы, у нас было праздничное настроение, мы все вместе потанцуем. Звучит татарская музыка.
«Кария-Закария»
Учитель: Сегодня мы подробно остановимся на украшении национальной женской обуви. Ичиги, читек- изготавливают из разноцветной кожи, вырезанной в виде растительного орнамента. Куски кожи сшиваются шёлковой нитью. Девушки и молодые женщины носят ичиги на высоких каблуках и жёсткой подошве, а пожилые женщины, бабушки – на мягкой подошве, на низких каблуках. Узоры на ичигах отличаются строгой симметричностью изображения. Они располагаются на передке и на голенище таким образом, чтобы скрыть швы, соединяющие части обуви, многоцветную подборку кож. На голенище узор располагается спереди и сзади по всей длине. Спереди он начинается в местах стыка передка и голенища, сзади иногда располагается выше задника.
III. Составление плана работы
Учитель: Представим, что мы с вами находимся на производственном объединении национальной обуви, выпускающие туфли, ичиги, сапожки, украшенные цветной кожаной мозаикой. Мы с вами должны придумать свой узор для украшения ичигов.
Свои поделки мы пошлём на фабрику и, может быть, мастерам понравятся наши работы и они выполнят узоры на кожаной обуви в виде аппликации в технике кожаной мозаики.
V. Практическая работа
– С чего начнём работу? Слайд 16
1. Найдем подходящий шаблон, обведем его на цветной бумаге. Помните о сочетании цветов.
2. Вырежем ножницами. Помним о ТБ!
3. Разложим элементы, т.е. найдём место каждому элементу на основе.
4. Наклеим детали.
– О чем всегда мы помним? Слайд 15
Правило работы с ножницами.
С ножницами не шути
Зря в руках их не крути
И держи за острый край – другу их передавай!
VI. Самостоятельная работа
-Ребята, молодцы, какие красивые получились ичиги. У всех работы получились разные и интересные! Я думаю мастерам понравятся наши работы и они выполнят узоры на кожаной обуви.
VII. Рефлексия
– Доставила ли вам эта работа удовольствие, радость?
Стук в дверь.
- Как я и обещала у нас сегодня гости из радиопередачи «Школьная волна». Я пообещала, что лучшие мастера поделятся своим опытом.
«Корреспондент» задаёт вопросы по таблице. Примерные вопросы:
1. « Чем вы занимаетесь в своём цехе? ( Мы дизайнеры, придумываем узоры для национальной татарской обуви в стиле татарского народного орнамента)
2. « Какие выразительные средства вы используете? ( Правильный выбор формы, цвета, пропорции)
3. Какова технология изготовления ичигов? ( Аппликация, выполненная путём пришивания кожи к основанию из однородного материала)
Спасибо всем за работу, До свиданья!