Урок изобразительного искусства на тему Виды орнаментов (5 класс)
РАЗРАБОТКА УРОКА РИСОВАНИЯ в 5 кл.
ПО ТЕМЕ: «Виды орнаментов».
План урока
Тема урока: «Виды орнаментов».
Цели урока:
Обучающая: ознакомить учащихся с видами орнаментов, с элементами рисования орнамента.
Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к искусству; способствовать формированию художественного вкуса, интереса к учению и навыков самостоятельной работы.
Развивающая: развитие творческого и пространственного мышления.
Межпредметные связи: технология, музыка.
оборудование: компьютер, проектор.
На доске: техника выполнения орнамента.
ХОД УРОКА
1.Организационная часть урока.
-приветствие учащихся;
-наличие учащихся на уроке;
-проверка готовности к уроку.
Тренинг «Тюльпаны»
Деление на 4 группы по цветам.
2.Постановка темы, определение целей.
-сегодня у нас урок необычный, сейчас вы мне скажете что мы будем изучать на уроке.
(Приложение №1 Орнаменты)-Кто скажет, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
- Тема нашего урока: «Виды орнаментов». На уроке мы ознакомимся с различными видами орнаментов, их применении при оформлении различных изделий. Ознакомимся с элементами орнамента и выполним практическую работу по изображению орнамента.
3.Краткий опрос учащихся с целью подготовки к восприятию нового материала.
Вопрос №1
Где в окружающем мире встречается орнамент? Приведите примеры, где дома мы можем увидеть орнаменты?
Ответ: Орнамент можно встретить дома на обоях, на дорожках, коврах, на посуде. Без орнамента невозможно представить себе изделия художественных промыслов, керамики, текстиля. Орнамент можно увидеть на печенье и при оформлении тортов.
Вопрос №2
С чем можно сравнить орнамент?
Ответ: Орнамент это украшение, которое состоит из рисунков которые повторяются через определенное расстояние или интервал.
4.Изложение нового материала.
Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов
Существует большое разнообразие казахских национальных узоров и орнаментов. Создаются они народными умельцами весьма своеобразно и творчески. Способы изготовления казахских узоров чем-то напоминают древнее японское искусство оригами, но кроме складывания разными хитрыми способами материала, из которого делается узор, происходит еще вырезание. При разворачивании такого "оригами" возникают весьма интересные узоры.
Казахские орнаменты весьма красивы и, как говорят, обладают свойствами отгонять злых степных духов. Насчет духов не знаю, но практическое применение орнаментов в современном творчестве, как мне кажется, вполне оправдано и необходимо. Нужны только умеренность и вкус.
Виды орнаментов:
Растительные
Зооморфные
Космогонические
Геометрические
(Приложение №2 Виды орнаментов)5.Показ техники и порядок выполнения работы учителем.
Для того чтобы изобразить орнаменты необходимо знать последовательность, соблюдать симметрию. (на доске показать, изобразить орнамент)
6.Практическая работа учащихся.
Задание по группам:
оформить головной убор.
Оформить ковер.
Оформить национальный костюм.
Оформить посуды.
- оценивать вы будете сами. критерии оценки таковы: на 5 – использованы разные краски, аккуратно раскрашены, не выходят за границы. На 4 – использованы один цвет, границы закрашивания выходят, небрежность в работе. На 3 – работа не закончена, неаккуратно раскрашены. Лист оценивания у вас на столе.
Приступая к самостоятельной работе нужно помнить, что отличительной особенностью орнамента является стилизация природных форм. В рисунке можно использовать любые растительные и геометрические мотивы. Проявлять творческое мышление, образное видение.
7.Подведение итогов урока.
(Защита работ по группам.) какие виды орнаментов вы применили?
Все работы учащиеся вывешивают на доске.
Идет оценивание групп друг друга.
Рефлексия: на стикерах записывают и закрепляют на доске.
После выполнения работы вопросы к учащимся:
1.Довольны ли вы своей работой?
2.Чему вы сегодня научились?
3.Что узнали для себя нового?
4.Получилось ли то, что вы хотели?
5.На что следует обратить внимание?
6.Что получилось особенно удачно?
7. Можете ли вы сами назвать свои ошибки?
8.Домашнее задание.
Нарисуйте различные геометрические фигуры и придумайте форму узора, которая сочеталась бы с каждой из них.