Презентация по основам декоративной композиции на тему Стили в орнаменте
Презентация на тему «Стили в орнаменте» Основы декоративной композиции (6-7 класс)Разработал: педагог дополнительного образования Павлова Анастасия Сергеевна
Стили в орнаменте. Введение.Орнамент является не только отражением стилистических особенностей разных эпох, он и как губка впитывает актуальные тенденции. Это происходит за счет включения новых форм, образов, смыслов в системы предыдущих культур и под влиянием многих факторов: социальных, экономических, политических, научных, художественных и т.д. Возникновение орнамента, как нового вида творчества, происходит в эпоху неолита. Это связано с усложнением духовной жизни первобытного человека, выделением его собственного Я из окружающей среды и соответственно, изменением взглядов на мир. Вместе с этим возрастает роль орнаментальных изображений, как воплощения визуальной модели сложившейся мифологической картины мира. Орнамент становится образным выражением знаний об устройстве окружающей действительности, отражением представлений о существование высших сил. Примером первобытного орнамента может служить примитивный стиль народов Африки, южной Америки, Австралии и Океании
Стили в орнаменте. Введение.В эпоху первобытного строя были заложены основы орнаментального искусства. Во-первых, он приобрел и закрепил свое основное предназначение в качестве украшения. Во-вторых, стал отражением картины мира и, в-третьих, продолжил накапливать стилевые особенности прошлых эпох.Орнамент приобретает иносказательный, символический характер.
Византийский стильХарактерной чертой византийского искусства является причудливая роскошная узорчатость, заимствованная у персов. В византийском орнаменте осуществилось слияние эллинистических и восточных традиций. Орнамент состоял из сложных сплетений звериных мотивов, стилизованных растительных побегов, в частности виноградных лоз, трехлепестковых цветов и различных геометрических фигур. Формы утрачивают объем, становятся более плоскими. Изображения животных – птиц, грифонов, барсов на византийских тканях заключены в геометрические фигуры – круги или многоугольники. Иногда они обрамлены длинным изогнутым акантовым листом. Орнамент тканей может включать в себя и человеческие фигуры. Вообще, всевозможные сюжетные композиции – пиры, поединки и другие часто становятся мотивами орнамента. Растительные мотивы в византийском орнаменте несложны и разделяются на простейшие элементы – пальметку, полупальметку и стебель, образующие немногочисленные комбинации. Акант передавался огрублено и в значительной мере условно. Из геометрических мотивов преобладают кресты, шести - и восьмиконечные звезды, треугольники, ромбы, зигзаги, а также мотив узла-жгута.
Византийский стильв орнаменте
Основные мотивы византийского орнамента • Древо Жизни. Этот символ, использовавшийся с древнейших времен, художники наполняют новым смыслом. Мотив полностью сливается с идеей креста и несет в себе символику евхаристии. Теперь Древо Жизни – это отражение Царствия Небесного и самого Христа. Изображается он в виде виноградной лозы. Помимо всего прочего, данный растительный орнамент символизирует Вселенскую церковь и всех верующих. • Лилия. Это растение символизирует вечное обновление природы. Лилия была геральдическим растением Верхнего Египта. В Византии она становится символом Благовещения. • Спираль. Этот элемент часто преобразуется в соприкасающиеся круги, заполняющие фон особой сеткой. В этом проявляется персидское влияние. • Плетенка. Изначально пришедший из арабских орнаментов в Византии этот мотив становится принципом построения орнаментальной композиции. • Акант. Элемент, заимствованный из античных декоров. Считался символом вечной жизни. Подобный орнамент можно видеть на капителях церкви св. Сергия и Вакха, св. Полиевкта, в храме Софии Константинопольской. • Византийский цветок. Один из самых широко применяемых мотивов в византийском орнаменте. Выполнен в виде трех- или пятилепестковых пальметт. У основания такого элемента имеются характерные спиралевидные усики. Данный мотив очень часто можно видеть на орнаментах византийских тканей и в миниатюрах. • Монограмма Христа. Данный символ представляет собой скрещенные начальные греческие буквы имени Христа – «Х» и «Р». При этом по краям обычно размещаются α и ω (альфа и омега). Такой знак можно видеть, к примеру, на монетах царя Иппострата (130 г. до н.э.), на монетах Ирода Великого, у египетских Птолемеев, царя Митридата и т.д. Однако, несмотря на явно языческие корни, этот знак все же был применен христианами, ассоциировавшими символ с именем Христа.
Основные мотивы византийского орнамента• Грифон. В византийских орнаментах олицетворяет силу и мудрость, а также божественное и человеческое начало Христа. Грифонов нередко можно видеть на шелке XI – XIII вв., на серебряных чашах, на блюдах IX – X вв. • Рыба. Один из ранехристианских символов, олицетворяющий Спасителя. Дело в том, что по-гречески «рыба» звучит как «ихтиус». Данное название использовалось как тайная монограмма «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». • Голубь. Символ очищения души. Часто изображается сидящим на виноградной лозе (Древо Жизни) с оливковой веткой в клюве (извечный символ – от ветхозаветного Ноя с ковчегом до шедеврального рисунка Пикассо). • Лавровый венок. Символизирует победу Христа над смертью. В Древнем Риме такой венок подносили полководцам-победителям, в Греции – олимпийским чемпионам, которым полагались божественные почести.
Романский стильРоманский стиль/от лат. Romanum - римский/ - стиль европейского искусства, связанный с античной культурой Рима. Получил распространение в X - XIII веках. Романский орнамент соединил в себе местные традиции с восточными – византийскими, иранскими, египетскими и др. Основным видом украшения были плетеные орнаменты и изображения животных. Этот орнамент весь пронизан динамикой, он не дает глазу остановиться. Основные элементы орнамента – геометрические мотивы, ленты, розетки, пальметки, стилизованные цветы, извилистые стебли с виноградными лозами, фантастические растения. Особенно популярны были изображения самых разнообразных животных, как реальных, так и фантастических, которым придавали символическое значение.
Романский стиль. Орнаментальные мотивыОчень часто встречаются изображения экзотических зверей, таких как слоны, верблюды, страусы, грифоны, единороги, сирены; фантастических существ и чудовищ. Главные элементы орнамента: геометрические мотивы, розетки, стилизованные цветы, необычные растения, ленты, извилистые стебли с виноградными лозами, пальметки, птицы, животные. Большое место занимают образы чудовищ, частично заимствованные на Востоке.Романские орнаментальные сюжеты, состоящие, в основном из несуществующих существ, таких как кентавры, грифоны и сирены, птицы и рыбы, позднее становятся очень популярными. Очень часто можно встретить изображения льва и орла, а также сфинкса, пеликана, василиска, гарпии, аспида. Со временем орнаментальные мотивы усложняются и эволюционируют в готические формы.
Романский стиль в орнаменте.
Готический стиль.Готика/ от итал.gotico, лат.Gothi – готы/- художественный стиль в западноевропейском искусстве XII-XV вв., названный по имени германских племен – готов. Проявился прежде всего в строительстве соборов. Орнамент готической эпохи находился под сильным влиянием архитектуры. Многочисленные переплетающиеся стрельчатые формы, напоминающие вимперги, фиалы и крестоцветы, выполнялись циркулем по строго нанесенным размерам. Возможно, поэтому в Германии этот орнамент назывался масверком, то есть работой по нанесенным размерам. Стилистически близок масверку орнамент «льняные складки», очень распространенный в готической мебели. В растительном орнаменте широко применяются местные растения – листья винограда, репейника, дуба, плюща, знакомые нам по античному орнаменту, а также клевер, роза, терновник, чертополох и папоротник. Трактовка их отличается от античной и становится более жесткой, прихотливой и колючей, что полностью соответствует готической стилистике. Широко распространен мотив трилистника и двулистника, а также лилии. Зооморфный орнамент представлен разнообразными фантастическими чудовищами, называемыми химерами и гаргульями в архитектуре, дройлери в книжной миниатюре.
Готический стиль в орнаменте
Готический стиль в орнаменте
Ренессанс (Возрождение)Ренессанс /франц. renaissance, итал. rinascimento - возрождение/ - эпоха в развитии итальянского, а затем и европейского искусства XV-XVI вв. Художники этого времени возрождали античные формы, но вкладывали в них иное содержание. Орнамент ренессанса, как и другие виды искусства, всецело связан с античностью и использует все её мотивы – овы, жемчужник, акант, меандр, гирлянды, рога изобилия, букрании, фантастических существ и др. Очень часто в орнамент включены фигурки человека, особенно пухлого младенца – «пути». Самый популярный орнамент эпохи возрождения – гротеск. Заимствованный из стенных росписей Древнего Рима, он встречается в декоре интерьеров, станковой живописи, посуде, книжной миниатюре. В орнаменте тканей преобладают восточные черты, прежде всего пышные цветы -цветок граната, гвоздика, тюльпан, лотос.
Ренессанс (Возрождение). Основные мотивы орнамента эпохи ВозрожденияВ орнаментах этой эпохи присутствуют дубовые и акантовые листья, виноградная лоза. Тут же можно встретить иконки, греческий меандр, чешую, плетенку, бусы, ленты и древнейший мотив раковины. Акантовый лист и завиток занимают в узорах Ренессанса особое место. После итальянского похода во Франции (XVI в.) в декоре часто применяются такие элементы, как рог изобилия, маски, дельфины, львиные головы, крылатые сфинксы. Фламандский стиль этого века во многом повторяет французский. При этом в орнаментах активно используют кариатид, маскароны, фигуры гениев, частично состоящие из листвы и композиции, включающие в себя медальоны.
Ренессанс (Возрождение).
Ренессанс (Возрождение).
Стиль БароккоБарокко /итал. barocco- причудливый, странный/ - стиль в европейском искусстве XVII- XVIII веков, характеризующийся драматизмом, экспрессией, динамикой. Орнамент барокко отличается пышностью, некоторой перегруженностью и тяжеловесностью. Любовь к крупным формам, криволинейным очертаниям, насыщенным цветам и обилию деталей – основные черты этого орнамента. Он симметричен, активно использует античные мотивы, придавая им особую внушительность и выразительность. Популярны всевозможные завитки, листья аканта, картуши, раковины, гирлянды, вазы.
Стиль Барокко в орнаменте
Стиль РококоРококо/франц.rococo – вычурный, причудливый /- художественный стиль в европейском искусстве XVIII века, получивший название от орнамента рокайль. Характеризуется деструктивностью, камерностью, изысканностью, граничащей с манерностью.В основе орнамента стиля рококо лежит рокайль/франц.rocaille - скальный/ - декоративный мотив, отдаленно напоминающий раковину, а также картуш в окружение С- и S- образных завитков, переплетенных с гирляндами, цветами и листьями. Может включать в себя фигурки купидонов, обезьян, драконов, пальм. Нередки композиции из различных атрибутов и музыкальных инструментов. Орнамент, как правило, асимметричный, тонкий, прихотливый. Цветовая гамма светлая, разбеленая с добавлением золота.
Характерные особенности стиля рококо • Использование ассиметричных динамичных форм. • Широкое применение белого и золотого цветов. Часто используются голубой, розовый, желтый и зеленый. • Ярко-выраженный уход от реальности в театральность и фантазии. • Широкое использование восточных мотивов. • Удобство, практичность и комфорт. • Обращение к мифологии.
Стиль Рококо в орнаменте
Классицизм Классицизм/нем.Klassizismus/- художественный стиль, ориентированный на формы античной классики. Классицизм как стремление к ясности и чистоте пропорций, уравновешенности и гармонии форм проявился в искусстве Франции XVII века и распространился в XVIII веке почти на все европейские страны. В орнаменте преобладают античные орнаментальные мотивы. В раннем классицизме для орнамента характерна нежность, изысканность и утонченность, равномерное чередование одинаковых мотивов. Среди меандров, нитей жемчужника, акантовых листьев, дубовых и лавровых гирлянд, перевязанных накрест лентами, появляются натуралистически трактованные цветы и ветви. В отличие от рококо они сплетаются в спокойные гирлянды, подхваченные на одинаковых расстояниях одинаковыми бантами, или гвоздями с большими шляпками, или античными букраниями (козлиными или бычьими черепами). Иногда к ним на длинных лентах подвешиваются нежные букеты, подчиненные вместе с орудиями садовника или пастушескими музыкальными инструментами тому же легкому и ясному ритму. Широко используются анималистические мотивы – львы, грифоны и др., а также треножники, лиры.
Классицизм. Орнаментальные мотивы.
Стиль Ампир. Ампир/франц.empire - империя/ - художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в., в эпоху империи Наполеона Бонапарта. Позднее распространился и в других странах. Орнамент стиля ампир во многом развивал и дополнял приемы классицизма. Однако в нем отразилась новая идея – прославление империи Наполеона. Наряду с традиционными античными орнаментами большое значение придавалось военным атрибутам – щиты, мечи, шлемы, ликторские связки, колчаны, топоры, а также эмблемам империи Наполеона – заглавная буква N, пчелы, звезды, орден Почетного легиона, императорские орлы с пучками молний. Сфинксы и фигурки египтянок напоминают о египетских походах императора. Орнамент стилистически единообразен и безупречно правилен. В отличие от классицизма, использующего светлые цвета, краски становятся яркими, насыщенными, их сочетания контрастны – красный с черным или зеленым, глубокий синий, ярко желтый, много золота.
Ампир
Стиль МодернМодерн / франц. moderne – новый, современный /- название художественного стиля рубежа XIX –XX вв., возникшего в противопоставление эклектике. Другие названия этого стиля – ар нуво, югендстиль, сецессион. Орнамент в стиле модерн часто играет решающую роль при создании образа произведения искусства. Он украшает все вокруг, превращая окружающий мир в сказочное, волшебное царство, наполненное красавицами и чудовищами, цветами и насекомыми, птицами и дикими зверями. Все эти образы вполне узнаваемы, подчас даже реалистичны, но при этом тонко стилизованы. Орнамент модерна эклектичен, и в то же время целостен, легко узнаваем. В нем прослеживаются кельтские, эгейские, готические, восточные черты, влияние стиля рококо, но более всего японской графики. Один из популярнейших мотивов модерна – волна, бесконечно повторяющаяся в изгибах тонких стеблей цветов, в волнообразных ритмах складок одежды, рук и волос изящных женских фигурок.
Стиль Модерн
Ар декоАр деко /фр. art déco буквально - декоративное искусство/ - течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Представляло собой синтез модерна и неоклассицизма. Одной из важнейших составляющих орнамента нового стиля стали геометрические фигуры - треугольники, квадраты, круги, зигзаги, спирали. Совершенно новым орнаментальным мотивом явилось изображение машин, пароходов, локомотивов, самолетов, аэростатов. По сути, ар деко символизировал философию Нового времени, в которой соединились машина и человек. Художники этой эпохи создавали неповторимый мир, в котором геометрические мотивы переплелись с живыми формами.
Ар деко в орнаменте
Ар деко
Вывод.Изучение орнамента — особый раздел художественной грамоты, необходимый всем, кто имеет дело с оформлением или формированием художественного облика предметов и сооружений. В представленной презентации не ставится задача дать в полном объеме историю и хронологию стилей в орнаменте.