Программа внеурочной деятельности. Возможности использования внеурочной деятельности для реализации краеведческого компонента в преподавании математики.
Управление образования Администрации
Угличского муниципального района
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Углича
М.В. Журавлёва
Возможности использования внеурочной деятельности
для реализации краеведческого компонента
в преподавании математики
(из опыта работы учителя математики МОУ СОШ № 8)
Углич
2016 год
М.В. Журавлёва
Возможности использования внеурочной деятельности
для реализации краеведческого компонента
в преподавании математики
(из опыта работы учителя математики МОУ СОШ № 8)
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека. Известно, что человеку в его практической деятельности приходится решать не только неоднократно повторяющиеся задачи, но и новые в нестандартных условиях. Необходимо учиться находить пути к решению проблем. Развитию творческого мышления учащихся, делать «крупицы открытий» позволяет урочная и внеурочная деятельность по математике. Они создают условия для развития интеллекта и креативности каждого ученика. Чтобы выполнить задания, ученик должен не только и не столько знать программный материал, сколько уметь делать выводы на основе сравнений, выявлять закономерности, уметь воображать, фантазировать.
В методических рекомендациях рассматриваются особенности реализации федерального государственного образовательного стандарта через внеурочную деятельность для реализации краеведческого компонента в преподавании математики. В основе пособия лежат принципы, изложенные в методическом пособии Л.В.Байбородовой «Внеурочная деятельность школьников», Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Методический конструктор»
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………… …… 3
Планируемые результаты освоения учащимися курса . . . . . . 7
Тематический план. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Содержание курса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Методические рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Перечень учебно-методического и материально-технического,
информационного обеспечения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Приложения
Введение
В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, которая становится неотъемлемой частью воспитания и социализации обучающихся. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В нашем Угличском муниципальном районе используются следующие направления внеурочной деятельности:
Познавательная деятельность;
Ценностно-ориентировочная деятельность;
Досугово-развлекательная деятельность;
Художественное творчество;
Спортивно оздоровительная деятельность;
Туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, а также общественно-полезная и проектная деятельность. Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении образовательных программ.
Разработанные программы по любому виду внеурочной деятельности должны быть выстроены таким образом, чтобы обеспечить устойчивое развитие обучающихся. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов.
Приобретение обучающимися социального знания;
Второй уровень результатов
Формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям.
Третий уровень результатов
Приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма. Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:
разработать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности; оценивать качество программы внеурочной деятельности с учетом уровня результативности.
Так как все учащиеся 5 классов МОУ СОШ №8 еще в 2011-2012 учебном году начали обучение по новому государственному стандарту, одним из направлений внеурочной деятельности в начальной школе была выбрана туристско-краеведческая работа. В данном классе была организована экскурсионная, туристическая, краеведческая работа, ребята очень много времени проводили в многодневных оздоровительных походах, музеях, слетах, соревнованиях. Проанализировав их деятельность, педагоги сделали вывод, что обучающиеся достигли результатов первого уровня, они приобрели социальные знания, достигли некого понимания социальной реальности в повседневной жизни.
С учетом этого была продолжена туристическая деятельность по внеурочной работе учителем физкультуры.
Но кроме этого, ребята участвовали в течение года в краеведческой игре «Углич - Родина моя», им приходилось собирать материал, изучать родословную своей семьи, встречаться с интересными людьми, использовать статистические данные для изучения того или иного исторического события.
Для реализации всех поставленных задач перед 5 классом мной, учителем-предметником, была предложена им программа внеурочной деятельности по математике с учетом потребностей обучающихся краеведческой направленности «Реальная математика и моя малая родина».
Данная программа предназначена для обучающихся, проявляющих интерес и склонность к изучению истории Родного края через составление и решение задач реальной математики. Она составлена с учетом содержания программы по математике для общеобразовательных учреждений, обеспечивающих получение основного общего образования. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводились 1 раз в неделю в течение учебного года.
Представленная программа может быть полезна коллегам при организации внеурочной деятельности в рамках научно-познавательного и патриотического направлений.
Пояснительная записка
Тематическое планирование составлена на основе документов: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно - значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Курс внеурочной деятельности предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач из реальной жизни, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, создавать проекты, использовать ИКТ технологии, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Цели реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины через применение навыков решения задач из реальной математики.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
1.Формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города;
2. Познакомиться с людьми, оставивших заметный след в истории нашего города;
3. Прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности, учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
2. Способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
3. Расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
Воспитательные:
1. Способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к краеведческой деятельности к историческим, культурным и природным ценностям города;
2. Воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
3. Содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.
Учащийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Тематическое планирование
№ Тема занятия дата
1 Роль математики в реальной жизни человека 2 Изучение родного края через решение математических задач 3 Типы текстовых задач.
4 Задачи на работу, движение, статистику, логику, задачи – шутки. Геометрические задачи. 5 Решение практических задач из реальной математики. 6 Самостоятельное составление упражнений с использованием данных реальной жизни собственной семьи. 7 Моя родословная и роль числа (даты) в судьбе семьи 8 Знакомство с историческими событиями в родном городе через составление и математических задач 9 Знакомство с историческими событиями в родном городе через решение математических задач 10 Экскурсия по городу с посещением музея 11 Обработка основных данных по г. Углич, через математические задачи 12 Составление и решение упражнений с использованием исторических дат по родному краю. 13 Изучение географического местонахождения города.
Размеры, население. 14 Роль математики для отработки краеведческих данных по городу Углич. 15 Использование архивных данных для изучения малой Родины. 16 Составление текста задач по архивным данным 17 Логическое выстраивание упражнений для представления исторических событий и географического расположения города 18 Составление урока - игры »Действия с натуральными числами», с использованием архивных данных. 19 Длина, расстояние, площадь.
20 Расчет размеров города, через решение реальных упражнений
21 Самостоятельное составление задач по теме « Длина, расстояние, площадь» с использованием реальных данных
22 Составление внеурочного мероприятия по отработке основных понятий, дат, событий 23 Изучение достопримечательностей города 24 Микрорайон, где я живу.
Небольшая справка по месту проживания учащихся 25 Обработка основных данных через математические расчеты 26 Практическое применение краеведческого материала для изучения тем по математике 27 Использование изученного материала для отработки темы «Проценты» 28 Составление текстовых задач из реальной жизни угличан на проценты 29 Представление данных краеведения в графиках, диаграммах 30 Логическое выстраивание материала собранного по моей малой Родине 31 Создание буклета математических задач « Моя малая Родина» 32 Сбор материала для презентации по изучению Родного края через использование реальной математики 33 Подготовка презентации по изучению Родного края через использование реальной математики 34 Защита исследовательских навыков по внеурочной деятельности по математике. Так как данная внеурочная деятельность была выбрана не случайно, а исходя из необходимости оказания теоретической и практической помощи обучающимся в уже выбранной раннее туристско-краеведческой работе, то и формы контроля зависели от заранее поставленных задач. Формы контроля за освоением содержания курса
Формы промежуточного контроля:
Практическая работа «Составление сметы на организацию и проведение двухдневного похода класса.
Моя родословная, роль числа в судьбе моей семьи. (Сбор фактов, анализ, выступление)
Практическая работа: «Затраты на коммунальные услуги в моей семье». (Расчет в процентах)
Подготовка статистических данных в графиках, диаграммах к итоговой игре «Углич – Родина моя»
Формы итогового контроля:
Публичная презентация исследовательского проекта по теме курса: «Моя малая Родина»
Список использованной литературы:
1. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М: Просвещение, 2013.
2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М: Просвещение, 2011.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников». – М: Просвещение, 2010.