Конспект открытого занятия на тему: Знакомство с русской северной вышивкой


КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
«Утверждаю»
Директор МУ ДО ЦДТ
____________ /Л.В. Хаулина/
«____»___________ 20____год
Конспект открытого занятия
на тему «Знакомство с русской северной вышивкой»
Педагог дополнительного образования:
Вострякова И.В.
Г. о. Подольск
25.10.2015 г.
Дата проведения: 25.10.2015 г.
Время: 15.40; каб. №48
Тема занятия: «Знакомство с русской северной вышивкой».
Цель занятия: Знакомство с русской национальной культурой через традиционную северную вышивку.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с вышивкой Русского Севера;
- научить объяснять и выполнять рисунки с древнерусскими символами;
- научить детей вышивке крестиком (орнамент).
Развивающие:
- развивать внимание, память, наблюдательность,
воображение;
- развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, усидчивость;
- воспитывать доброжелательность, приветливость, любовь к дому, к рукоделию.
Используемые методы обучения
Словесный – беседа, объяснение.
Наглядный – рисунки, работы, вышитые в технике « крестик», презентация.
Практический - создание образца орнамента.
В ходе проведения занятия используется здоровьесберегающая технология( проведение физкультминутки и гимнастики для глаз «Сова»).
Формы обучения
По характеру взаимодействия педагога и учащихся:
- монологическая,
- диалогическая,
по объединению детей:
- групповая,
- индивидуальная.
Материал к занятию
Демонстрационный:
Образцы работ, иллюстрации работ с разнообразными сюжетами и орнаментом. Символы орнамента и их значение. Презентация.
Раздаточный:
- рисунки в технике «роспись»,

- ткань: - лен, канва,
- нитки: - мулине,
- иголки, игольницы,
- ножницы,
- рабочая тетрадь по рукоделию,
- простые карандаши.
Предварительная работа
1.Изучение литературы, интернет - ресурсов по данной теме.
2. Прорисовка рисунков- символов по клеткам.
Содержание занятия.
I. Организационный этап.Организационный момент, приветствие, подготовка рабочего места, повторение правил техники безопасности; концентрация внимания.
Объяснение цели занятия – знакомиться с русской национальной культурой через традиции вышивки народов русского Севера.
II. Основной (содержательный этап).
Педагог излагает теоретический материал на основе презентации.
Беседа – диалог с детьми.
Мой Север! Клюква да морошка, Да шорох в чаще птичьих крыл.., Беги мне под ноги, дорожка, Не я, не я тебя торил. Быть может, предки-лесорубы, Топча полынь да зверобой, Чтоб здесь надежно ставить срубы, Брели звериною тропой. А может, прямо из былины, В ушкуйной жажде перемен, Шли доброхоты за пушниной От Новограда древних стен. Владея деревом, их руки Речные ладили ладьи И мореходные науки В мирском постигли бытии. И Север, с хмурыми борами, До туч взметнувший крылья крон, С морозом, рвущим даже камень, Был усмирен и покорен. Еще коварные болота Он стелет, вспомнив старый спор, И рек строптивых повороты Еще крушат стремнины гор. Но, красотой своей богатый, Он весь, как сказ, передо мной — И сосен бронзою заката, И рек пречистой глубиной. 
Русский Север - заповедная зона ценнейших памятников древнерусского искусства, сокровищница национального художественного опыта.
На севере дольше, чем где-либо сохранялись бытовой и хозяйственный уклад, архитектурные сооружения, прекрасные образы древнерусской живописи и скульптуры, художественны ремесла, народные сказания, передававшиеся из поколения в поколение. Неяркие краски северной природы, коротко лето, суровы зимы, поэтому протяжны негромкие песни, медлительны и плавны узоры девичьих хороводов. Такими же мягкими цветами отличаются вышивки крестьянок Русского Севера. Выполнены они в основном одним красным цветом разной интенсивности, от розового до темно-красного с небольшим вкраплением цветных нитей, окрашенных растительными красителями. Северная вышивка отличалась сдержанностью цветовой гаммы, которая, благодаря технике исполнения, смягчала красный цвет (реже-синий цвет) просветами белого холста.
В узорах северной вышивки четко прослеживается орнамент (Слайды презентации).
Макошь – символ матери - Земли, берегиня рода человеческого.
Берегиня в сопровождении птиц, зверей.
Конь – связь крестьянина с землей, солнцем, урожаем.
Птицы – сказочный образ. Птицы уносят души в мир «Навь».
Древо жизни – связь поколений в прошлом и в будущем.
Вышивка использовалась северными народами как украшение и
Оберег. Большой интерес представляет собой Карельская вышивка(слайд).
Давайте попробуем расшифровать значение символов на рушнике(слайд).
Молодцы! А чтобы нам немного отдохнуть и перейти к практическому заданию, я предлагаю провести физкультминутку.
Физкультминутка «Поднимает руки класс..»III. Практическая работа
А сейчас мы с вами попробуем вышить на канве простой карельский узор. Рассмотрите внимательно орнамент. Чтобы выполнить технику вышивки крестиком, необходимо начинать работу с левого верхнего угла. Давайте вспомним. Как закрепить нитку в начале и в конце работы (ответы детей).
Дети выполняют практическую работу, педагог оказывает индивидуальную помощь.
IV. Заключительная часть
Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня мы с вами познакомились с удивительной вышивкой русского Севера, с орнаментом , со значениями символов , начали новую работу в этой технике. Давайте проверим, как нам запомнился новый материал? Для этого нам понадобится «Сундучок Рукодельницы».
Игра «Сундучок Рукодельницы». Дети по очереди достают из сундучка листочки с вопросами и отвечают на них. Тому, кто отвечал без ошибок, дарим схему орнамента.
Все дети сегодня работали дружно, увлеченно, практически без ошибок, а это говорит о том, что все были внимательны, продумывали ход работы, следили за ходом занятия. Молодцы! Так держать! На следующем занятии мы продолжим начатую сегодня вышивку. Благодарю вас всех за работу!