Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему Раппорт ткани
О.С. ПЛОХИХ, учитель изобразительного искусства и черчения
высшей квалификационной категории МОУ «Фатежская средняя
общеобразовательная школа №1» Фатежского района Курской области
Тема урока: «Раппорт ткани».
Класс: 5.
Вид занятия: декоративная работа.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: на основе ознакомления учащихся с понятием «раппорт ткани» создать условия для развития интереса к декоративно-прикладному творчеству, овладения самым быстрым способом выполнения раппорта ткани (способом «набивки» по трафарету); воспитание художественного вкуса, творческих способностей, изобразительных навыков, аккуратности, трудолюбия.
Задача: выполнить раппорт ткани.
Оборудование:
для учителя – кусочки ткани (10 см х 15 см) с узором, белая ткань, трафареты, части узора, схемы раппорта ткани, методическое пособие: "Этапы выполнения раппорта ткани"; определение слова «раппорт», раппорт ткани, выполненный учителем, слайдовая презентация по теме урока, музыкальные произведения;
для учащихся – альбомный лист, гуашь, кисти, баночки для воды, поролон, клей ПВА, белая бязь (20см х 30 см), пластиковые тарелки, дидактическое пособие «Мордашки», сигнальные карточки «Светофор»: зелёные и красные полоски картона.
Структура урока
I. Организационный этап (1 мин.).
1.Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Выявление отсутствующих.
4. Определение эмоционального состояния школьников.
II. Изучение нового материала (10 мин.).
1. Сообщение темы урока, постановка цели, задачи урока (1 мин.).
2. Обеспечение мотивации учения (2 мин.).
3. Усвоение новых знаний (7 мин.).
III. Закрепление полученных знаний и навыков (20 мин.).
1. Выполнение учащимися упражнения у доски,
2. Перечисление школьниками этапов работы.
3. Выбор и запись требований, которым должны соответствовать выполненные работы.
4. Практическая работа.
IV. Анализ деятельности детей на уроке (5 мин.).
1. Оценивание работ обучающимися.
2. Экспресс-выставка работ. Анализ работ. Отметка учителя.
3. Повторение изученного.
4. Определение эмоционального состояния школьников.
V. Домашнее задание (2 мин.), уборка рабочих мест (1 мин.)
Ход урока
I. Организационный этап (1 мин.).
1. Приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
-Доброе утро!
-Доброе утро! – солнцу и птицам,
-Доброе утро! – приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
2. Проверка готовности обучающихся к уроку.
3. Выявление отсутствующих.
4. Определение эмоционального состояния школьников.
Обучающиеся сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек с пиктограммами «Мордашки».
Учитель сообщает правило ответа на вопросы: «Если знаете ответ на вопрос или ваш ответ: «Да», поднимайте зелёную полоску картона. Если не знаете ответ или ваш ответ: «Нет» - красную».
II. Изучение нового материала (7 мин.).
1. Сообщение темы урока, постановка цели, задачи урока (1 мин.).
Учитель называет тему урока: «Раппорт ткани», просит обучающихся класса сформулировать цель и задачу урока. Если у обучающихся возникли затруднения, то задаёт дополнительные вопросы: «Что нового узнаете на этом уроке? Что мы с вами выполним во время практической работы?». Учитель, подводя итог сказанному, формулирует цель и задачу урока.
2. Обеспечение мотивации учения (2 мин.).
Рассматривание кусочков ткани.
Учитель. Что общего у этих кусочков ткани? (нанесён узор).
Учитель. Чем эти кусочки ткани отличаются? (разный размер, на одном кусочке ткани узор нанесён с помощью краски, а на другом – выполнен с помощью переплетения нитей).
Учитель. Обратите внимание, что на тканях части рисунка располагаются различно и повторяются через определённые промежутки. Такая часть рисунка называется раппорт. Определение слова «раппорт» вы можете составить сами, правильно определив последовательность слов на доске: часть, раппорт, - приносить обратно, рисунка, повторяющаяся, франц. rapport, от rapporter. (Повторяющаяся часть рисунка называется раппо
·рт (франц. rapport, от rapporter приносить обратно)).
Учитель. Где мы можем увидеть раппорт? (Ответы обучающихся).
Учитель. Как за небольшой промежуток времени выполнить большое количество одинаковых цветных рисунков? Представьте, что завтра в школе будут проводить КВН, где должны будут принять участие все ученики вашего класса. Обязательное условие участия: на футболках каждого участники КВН (от вашего класса) нарисовать цветную эмблему и нанести имя участника. Представьте, что это задание поручили кому-то из Вас. КВН уже завтра, но завтра ещё и контрольная работа по математике, к которой нужно подготовиться. Что вы будете делать? Как за небольшой промежуток времени выполнить большое количество одинаковых цветных эмблем? Ваши предложения
3. Усвоение новых знаний (7 мин.).
Обучающиеся выдвигают гипотезы: «Нарисовать, копировать с помощью копировальной бумаги, а затем раскрашивать, использовать шаблоны», выбирают гипотезу, которая соответствует условию задания, аргументируют свой ответ.
Учитель. Давным-давно, как только началось развиваться фабричное производство тканей, придумали различные способы выполнения большого количества одинаковых цветных рисунков. Эти способы экономили не только время, но силы людей. Одним из таких способов является набивка (узоры на ткани отпечатывали с помощью деревянных досок, на которых вырезали рисунки, наносили краску на доски, а затем ударяли специальным молотком по доске, наложенной на ткань). Полученные таким способом узорные ткани назывались набойками.
Изготовление набойки один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и многих других.
Теперь узоры на тканях наносят машинами, но некоторые ручные способы механического повторения частей узора ещё применяются. Например, с помощью трафарета. Трафарет (ит. traforetto букв. продырявленное) – пластинка с прорезями для воспроизведения рисунка, буквы, цифры или надписи.
Трафареты можно разделить:
по размерам: большие и маленькие;
по назначению: трафареты на стены, трафареты узоров (например, новогодний узор на витрину магазина); трафареты на авто, ткань, одежду (джинсы, футболки и прочее)... Продолжите список.
Для того, чтобы изготовить трафарет на листах плотной бумаги, тонкого картона или специальной плёнке, выполняют рисунок, а затем по контуру рисунка делают прорези. Для получения рисунка из нескольких цветов последовательно накладывают трафареты на ткань или бумагу и закрашивают краской прорези. Количество трафаретов обычно соответствует числу цветов в рисунке.
Раппорт узора можно располагать в полосе или сетке (ситец).
Размер раппорта соответствует размеру трафарета.
III. Закрепление полученных знаний и навыков (20 мин.).
1. Выполнение учащимися упражнения у доски.
Учитель. Кто из вас сможет, используя части узора, выполнить на доске раппорт?
У доски на основе предложенных учителем схем двое желающих выполняют задание. После завершения работы на доске учитель задаёт вопросы ученикам: "Всё ли удалось? Что хотелось бы дополнить или изменить?" (Ответы детей).
2. Перечисление школьниками этапов работы над будущей композицией.
Учитель. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы выполнить трафарет? (Ответы детей: «Определить размер трафарета, продумать, что будет на нём изображено, изготовить трафарет, придумать схему расположения раппорта, подготовить к работе краски».)
Учитель. Для того, чтобы правильно выполнить раппорт ткани, необходимо правильно определить и перечислить этапы выполнения практической работы, которые есть на доске: Выполнить набойку по трафарету. Добавить в краску клей ПВА. Проверить завершённость и аккуратность выполненной работы. Выбрать цвет краски. Наложить трафарет на ткань. Оценить свою работу.
Итак, с чего начнём работу? (Ответы детей: 1. Выбрать цвет краски. 2. Добавить в краску клей ПВА. 3. Наложить трафарет на ткань. 4. Выполнить набойку по трафарету. 5. Проверить завершённость и аккуратность выполненной работы. 6. Оценить свою работу.)
3. Выбор и запись требований, которым должны соответствовать выполненные работы.
Учитель. Для того чтобы оценить ваши рисунки, давайте вместе с вами назовём требования, которым, на ваш взгляд, они должны соответствовать (на «5», «4» и «3»). (Ответы детей учитель записывает на доске.)
На 20-й минуте урока учитель проводит физкультминутку, которая выполняется детьми стоя.
Учитель. А сейчас физкультминутка! Когда будете её выполнять, наблюдайте за моими движениями и старайтесь их повторить.
(Медленно-медленно растирать одну ладонь о другую).
Если замерзают руки
Начинаем их тереть
Быстро мы сумеем руки, как на печке, разогреть.
Сначала ладошки
Совсем как ледышки.
Потом как лягушки,
Потом как подушки.
Но вот понемножку
Согрелись ладошки.
Горят и взаправду,
А не понорошку.
Я горю, как от огня,
Вот потрогайте меня.
Учитель. Какие у вас есть вопросы? Всем понятно задание, которое мы выполним?
Учитель отвечает на вопросы детей. После этого обучающиеся приступают к выполнению практической работы.
4. Практическая работа.
Учитель. Наложите на ткань трафарет и, придерживая его, чтобы не сместился, отбейте поролоном рисунок. Краску надо брать густую, чтобы не затекала под трафарет. Акварель для этой работы не годится. Можно применить гуашь, добавив ПВА.
В течение практической работы звучит музыка, учитель проводит инструктаж обучающихся с целью контроля организации рабочего места, правильности выполнения работы, оказания помощи обучающимся, испытывающим затруднения при выполнении задания.
IV. Анализ деятельности детей на уроке (5 мин.).
1. Оценивание работ обучающимися.
Учитель. На листах самоконтроля в графе «Отметка ученика» поставьте отметку за выполненную вами работу. При выставлении отметок суммируйте баллы за те требования, которым, по вашему мнению, соответствует ваша работа. (Обучающиеся выполняют задание).
Учитель. Поменяйтесь работами и листками самоконтроля и в графе «Отметка консультанта» поставьте отметку за работу товарища по парте.
2. Экспресс-выставка работ, анализ работ, оценка учителя.
Дежурные собирают работы детей и учитель делает экспресс-выставку работ.
Учитель. Кто из вас хочет рассказать о своей работе?
В случае затруднения школьников, учитель задаёт наводящие вопросы. Например: Всё ли удалось? Что хотелось бы дополнить? Хотелось ли бы что-то исправить? Что вызвало наибольшую трудность во время выполнения работы? (Ответы детей).
Учитель. Вы хорошо справились с заданием, которое я вам предложила!
Учитель выставляет и комментирует отметки за работу детей на уроке.
3. Повторение изученного.
Учитель. Что нового узнали на уроке? Что больше всего понравилось? (Ответы детей).
Вы умеете хорошо рисовать, но это занимает много времени. Всегда нужно стараться найти такие способы выполнения работы, чтобы экономить своё время и для других увлечений. Если вас заинтересовала эта тема, вы можете продолжить её изучение на уроках технологии, или на занятиях кружка. Если для соревнований по футболу необходимо будет написать номера на футболках, можете выполнить эту работу сами, но предварительно ещё раз проконсультируйтесь со мной, так как у художников есть маленькие секреты, которые я вам ещё не рассказала, но, возможно, они для вас будут важны.
4. Определение эмоционального состояния школьников.
Учитель. Покажите пиктограмму, соответствующую вашему настроению на данный момент.
V. Домашнее задание (2 мин.), уборка рабочих мест (1 мин.)
Д/з: изготовить трафарет и выполнить раппорт на окрашенной бумаге или цветном картоне.
13PAGE 15
13PAGE 14515
Заголовок 2Заголовок 315