Конспект урока по математике УМК Перспектива, Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука 3 класс. Тема: Письменные приемы сложения и вычитания (математический бой в память о выпускнике нашей школы М. Митронине).
Конспект урока по математике
УМК "Перспектива", Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука 3 класс.
Учитель: О.Б.Андрухова.
Тема: "Письменные приемы сложения и вычитания" (математический "бой" в память о выпускнике нашей школы М. Митронине).
Цель: основываясь на событиях Первой Чеченской войны, биографии М.Митронина, отработать математические навыки .
Задачи:
формировать умения применять теоретические знания при решении частных и практических задач;
развивать приемы умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
развивать навыки работы с дополнительной литературой, историческими материалами;
активизировать деятельность учащихся через использование ИКТ;
воспитывать чувство гордости за свою страну, свой народ;
вырабатывать познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
карточки с заданиями
сигнальные карточки
презентация
компьютер
мультимедийный проектор.
Ход урока.
I. Создание эмоционального настроя. Введение в работу.
Рапорт дежурного.
Здравствуйте, товарищи юнармейцы!
А теперь посмотрите на соседа по парте. Пожелайте друг другу успеха. Давайте настроимся на работу. Я вам тоже желаю успеха, надеюсь, что вы мне будете активно помогать в сегодняшней работе.
Наш урок предлагаю начать такими словами:
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придет успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи
И успешности в придачу!
II. Актуализация и фиксация затруднений в деятельности.
Инструктаж по т/б. (слайд 2)
- Какое сегодня число? Запишите в тетрадь число, классная работа. (Учитель записывает на доске.)
2014 год. Вам сейчас 10 лет или немного больше. Вы родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали оружейного грома. Вы видите, как строят новые дома, но не подозреваете, как обрываются сны. Вам трудно поверить в то, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Война уходит всё дальше. И всё же я хочу, чтобы вы помнили о тех, кто погиб на войне. Война-это страшно: это кровь, муки, смерть...
Война-это наша общая память. У памяти нет срока давности
(слайд)
Одна война,Война другая,
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о войне мы прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда - Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
(слайд 3)
- Сегодня мы с вами проведем "бой", но только наш "бой" будет мирный, бой - "математический". И оружием в нем будут ваши знания. Несколько ребят были отправлены в разведку, им удалось раздобыть важные сведения, с которыми они нас познакомят во время нашего "боя".
(слайд 4)
На уроке у нас работают 3 подразделения: 1 ряд - Мичуринск, 2 ряд - школа №6, 3 ряд - Память. В конце урока вы постараетесь объяснить мне, почему так были названы ваши подразделения.
- Вашему классу доставлено "Секретное донесение". К выполнению приступить немедленно.
(слайд 5)
1)"Секретное донесение" (вскрываем конверт)
-Ребята, для выполнения этого задания потребуется 2 человека. Желающие есть?
66 - (100 - 35) = 1
100 : 2 - 49 = 1
(47 + 34) : 9 = 9
(46 + 26) : 8 = 9
100 : 5 - 13 = 7
54 - (100 - 55) = 9
2 + (44 : 11) = 6
3 + ( 44 : 22) = 5
(Индивидуальная работа по карточкам. К проверке вернемся после фронтальной работы. Указать время выполнения работы)
(слайд 6)
2) "Артобстрел" ( Фронтальная работа.)
-Ребята, противник начал артобстрел. Мы должны отразить его огонь. Для этого нам надо быстро выполнить задания.
а) Назовите число, которое получится, если взять:
- 4 сотни. 3 десятка и 2 единицы;
- 6 сотен. 1 десяток и 2 единицы;
- 7 сотен и 5 десятков.
б) Дополни до 800 число:
- 750;
- 799;
- 500.
в) Разложите числа в виде суммы разрядных слагаемых:
- 287;
- 911;
- 125.
г) - Число, на которое делят, называется
- Сформулируйте переместительное свойство умножения
- Как узнать, на сколько одно число больше другого?
д) В секцию по картингу в августе записалось 60 учащихся школы, а в сентябре 80 учащихся. На сколько больше учащихся записалось в сентябре, чем в августе?
(слайд 7)
( Проверка примеров, записанных на доске).
- Поздравляю. Мы отразили огонь противника.
- О каком именно событии мы поговорим, вы узнаете после выполнения задания. У каждого подразделения на столе лежит секретный пакет из штаба, в котором находится задание. Ваша задача правильно найти значения выражений, ответы дадут буквы, из которых составлено слово - пароль. Будьте внимательны! (Работа в группах. Повторить правила работы в группах. Указать время выполнения работы.)
(слайд 8 )
1 ряд
2 ряд
3 ряд
14 : 2
4 . 1
8 . 2
30 : 2
34 : 2
28 : 2
21: 7
5 . 2
25 : 5
81 : 9
4 . 2
48 : 24
8 . 2
26 : 2
90 : 90
4 . 3
22 : 2
3
7
9
12
15
16
4
8
10
11
13
17
1
2
5
14
16
р
п
в
я
е
а
ч
с
чен
я
ка
е
а
н
й
о
в
(слайд 9)
1 разведчик.
Чеченская война - боль нашей страны, она не сходила с первых страниц газет, журналов на протяжении многих лет. Была темой многих программ на ТВ в 90-е годы XX века.
Первая Чеченская война началась в 1994 году. 1 декабря 1994 года был издан указ Президента РФ " О некоторых мерах по укреплению правопорядка на северном Кавказе", в котором предписывалось всем лицам, незаконно владеющим оружием, добровольно сдать его к 15 декабря органам правопорядка России. 31 декабря 1994 года - дата официального ввода российских войск в Чечню. 31 августа 1996 года были заключены соглашения между РФ и Чеченской Республикой, по которым решение вопроса о статусе Чеченской Республики было отложено до 2001 года.
(слайд 10)
Где только нет сынов твоих, Россия!
Они сражались, побеждая зло
В Отечественной сколько покосило,
В войне Чеченкой сколько полегло?!
Пусть не сопоставимы эти войны,
И не сравнима численность потерь,
Но сыновья отцов своих достойны.
Они лежат в одной земле теперь
Какая вера и какая сила
Их повела в последний смертный бой?..
Между Чечнею и Россией
Лежит пространство под названьем БОЛЬ.
(слайд 11)
III. Создание проблемной ситуации.
Вычислите устно 2014-2004 .
А теперь давайте еще раз вернемся к примерам, записанным на доске. Назовите значения выражений по вертикалям.
(слайд 12)
Запишите число 1976, 1995.
Назовите какое число больше? На сколько число 1995 больше, чем 1976?
- Справились с заданием? С какой проблемой столкнулись?
(Обучающиеся самостоятельно выдвигают цель урока в виде вопросов.)
Сообщение темы и цели урока:
(слайд 13)
Тема урока: Письменные приемы сложения и вычитания".
Цель: основываясь на событиях Первой Чеченской войны, биографии М.Митронина, выпускника нашей школы, отработать математические навыки .
IV. Поиск решения проблемной ситуации.
- В тех случаях, когда устно выполнить вычисления трудно, можно воспользоваться письменными приемами. (слайд 14)
Для этого сумму или разность записывают в столбик так, чтобы единицы были записаны под единицами, десятки - под десятками, а сотни - под сотнями. Запишите выражение 1995 - 1976 столбиком и выполните действие.
При такой записи сложение (или вычитание) начинают с единиц.
(слайд 15)
На Чеченской войне воевали и наши земляки. Сегодня мы с вами поговорим о выпускнике нашей школы, фамилию которого вы узнаете самостоятельно, выполнив задание "Переправа".
Надо навести "мосты". Запишите числа в порядке возрастания. (Указать время выполнения задания)
200
265
247
217
274
238
253
222
М
и
о
и
н
р
н
т
-Какое слово у вас получилось?
(слайд 16)
2 разведчик.
11 января 1976 года родился мальчик -Миша Митронин.
Когда он пришел в 1 класс, очень стеснялся, ведь все было новым. Была первая учительница - Кораблина Тамара Ивановна, была первая оценка, конечно, пятерка. Его очаровательная, добрая улыбка была тем оружием, которым он побеждал всех! Среди товарищей Михаил был лидером. Он рос обыкновенным мальчишкой, увлекался спортом. Капитан школьной волейбольной команды, играл в футбол на городских соревнованиях, защищал честь школы на шахматном турнире, занял 1 место в соревнованиях по теннису . В 9 классе появилось новое увлечение - каратэ, и уже через год занимает 1 место в городских соревнованиях. Но и на учебу хватало времени. Физика и математика - любимые предметы.
Промелькнула школьная пора. Закончились экзамены. Было прощание со школой - выпускной вечер. Михаил поступает в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. Но по семейным обстоятельствам пришлось оставить учебу. Он возвращается в Мичуринск, и городской военкомат дает направление в школу ДОСААФ. Окончив с отличием автошколу, по распределению он попадает в ВДВ.
Призывник Митронин Михаил едет в учебную часть ВДВ г. Омска. Началась сложная армейская жизнь.
(слайд 17)
V. Физкультминутка.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас.
Руки подняли вразлет -
Появился самолет.
Мах крылом туда - сюда,
Делай раз и делай два.
Флюгер есть теперь у нас,
Завращаемся сейчас.
Ветер справа, ветер слева,
Флюгер вертится умело.
VI. Первичное закрепление с проговариванием.
(слайд 18)
3 разведчик.
При переезде из одной части в другую веселый молодой солдатик разговорился с женщиной, ехавшей с ним в одном поезде. И она, совершенно чужая, незнакомая, выйдя на своей остановке на 4 часа раньше, звонит по междугородней связи его родителям, чтобы сказать, что их сын будет проездом через город Мичуринск, и у них есть возможность его увидеть. Отец лежит в больнице, мама с младшим сыном бегут на вокзал в 10 часов вечера. Уже темно, они никак не могут найти вагон и вдруг:
- Мама!!! Мама, как я соскучился!!!
Они успели обняться, и поезд тронулся
Если бы они знали, что это будет их последняя встреча.
В феврале Михаил направлен в Чечню. И оставалось только догадываться, как обстояли дела на самом деле по редким строчкам, промелькнувшим случайно: "На огневых уже устали стрелять Посмотришь, и аж плохо становится. Сколько, оказывается, навыдумывали носителей смерти". Среди носителей смерти были и "Минные поля".
(слайд 19)
Задание "Минное поле". Среди поля решенных примеров есть "мины" - неправильно решенные примеры. Вам нужно найти их и "разминировать" - правильно решить. (Указать время выполнения работы.)
127
+381
408
648
+127
775
916
- 453
543
840
- 275
565
(слайд 20 )
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Полетели письма в родной город. Его мама, Людмила Михайловна, рассказывала, что когда Миша учился в школе, написать сочинение для него была проблема, а за время пребывания в учебке он написал.. А вот сколько он написал, мы узнаем, выполнив задание "Взятие высоты"
(слайд 20+ Девиз Михаила)
. Вам надо решить задачу по своему выбору. Условное обозначение: Зеленая звездочка - задача легкая, красная - сложная. (Указать время выполнения работы.)
Задача №1.
За время учебки Миша написал своему другу 7 писем, сестре на 8 писем больше, а маме в 2 раза больше, чем сестре. Сколько писем он написал маме?
Задача №2.
За время учебки Миша написал своему другу 7 писем, сестре на 8 писем больше, а маме в 2 раза больше, чем сестре. Сколько всего писем написал Миша?
( Проверка с помощью сигнальных карточек.)
(слайд 20+)
А вот его последнее письмо:
"Привет, мамочка и папочка! Не ругайте меня за то, что так долго не писал. Я жив и здоров, и у меня все в порядке. Честно, у нас уже закончились все боевые действия. Последней операцией для нашей дивизии был цементный завод, о котором, наверное, говорили и писали, где только можно. Скоро вернусь в Новороссийск. Сейчас в 4 утра мы провожаем одного нашего сослуживца с колонной. С ним и отправляю письмо. Всех крепко целую. Я жив и здоров. Все хорошо.
Старший сын Михаил. 22 мая 1995 года."
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
(слайд 21)
4 разведчик.
3 июня 1995 года Митронин Михаил погиб при артобстреле. Было наступление на блокпост в 5 часов утра. Осколок мины попал под лопатку. Его друг подбежал к нему. Михаил пытался что-то сказать, но не смог, не успел.
Война закончилась 31 августа 1996 года, но память о тех страшных днях навсегда останется у матерей, отцов, которые потеряли своих детей. Не забыть им и те страшные извещения, которые они получили из военкоматов.
(слайд 22)
"Извещаю Вас с прискорбием о том, что Ваш сын, младший сержант Митронин Михаил Николаевич, выполняя боевое задание, верный Военной присяге, проявив стойкость и мужество, погиб 3 июня 1995 года".
Михаил Николаевич Митронин награжден орденом Мужества.
Мама, друзья, невеста.
Простите, что здесь себе выбрал место.
В своей стране я вас берег
И честно выполнил свой долг.
Теперь для вас травою стану,
Березкой, ветром и цветами.
Мама, поверь, что это я,
Навек с тобою боль твоя.
(слайд 23).
Как мало лет он прожил
Только 19!
Но миг победы больше, чем года
Как трудно умереть, чтобы остаться,
Остаться в наших душах навсегда.
Смотрю, смотрю в лицо его простое,
Печальное тире между двух дат.
И верю я, что только так и стоит
Жить на Земле, как жил на ней СОЛДАТ!
(слайд 24)
В нашей школе есть музей, которым руководит Утешева Людмила Дмитриевна. Она для вас составила задание "Память".
(слайд 25)
В школьном музее собрано 236 экспонатов, посвященных ВОВ, и 114 экспонатов, посвященных М.Митронину. Сколько всего экспонатов собрано в музее? (Работа в парах. Проверка.)
(слайд 26)
Родные, близкие, не плачьте!
Он ваши слезы не любил.
Он поступить не мог иначе:
Он верно Родине служил.
И память светлую о нем
Сквозь годы пронесет вся школа!
Навечно в списки занесем
Мы имя Митронина Михаила!
IX. Рефлексия учебной деятельности.
(слайд 27)
Настало время объяснить названия ваших подразделений.
1 ряд - Мичуринск
2 ряд - школа №6
3 ряд - Память
(слайд 28)
Вопросы для рефлексии:
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем еще надо поработать?
(слайд 29)
Дом. задание: обязательная часть - стр. 90 №4, 5,6стр. 91 №13 (выбрать из предл. заданий 2 по своему выбору); дополнительно - составить и записать 5 выражений столбиком на листочке. Решать их будет сосед по парте на следующем уроке.
(гиперссылка + гиперссылка)
Ваше отношение к уроку. (Цветные звездочки, прикрепляются магнитиками на доске.)
Если урок для вас прошел интересно и вы остались довольны, прикрепите красную звездочку, которая лежит у вас на столе, на доску.
Если вам было скучно на уроке и ничего нового не узнали, то прикрепите желтую звездочку.
Наш математический "бой" закончился. Мы победили!
Только что из штаба пришла "Шифрограмма".
17
10
5
12
3
9
1
8
2
13
16
4
11
14
6
15
7
!
М
Т
Л
Б
Ы
Р
В
Е
О
Ы
Я
О
Д
А
Ц
,
Кто быстрее прочитает шифрограмму? (Проверка)
- Мне было приятно работать с вами. Сегодня на уроке(Отметить активных детей).
13PAGE 15
13PAGE 14115
15