Составление орнамента. Украшаем варежку.


№ урока….. Дата……. Класс 1 «...» Предмет «Изобразительное искусство»
Тема урока: Составление орнамента. Украшаем варежку.
Цель урока: научить изготавливать и разукрашивать пару варежек, работая в паре.
Задачи: 1) обучающие: уметь различать изобразительные мотивы в орнаменте; подбирать орнамент и украшать варежку так, чтобы она составляла пару с другой варежкой;2) воспитывающие: формирование уважительного отношения к культуре своего народа; бережного отношения к результатам своего труда3) развивающие: развивать коммуникативные умения, речь, внимание, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты: украсить варежки так, чтобы они составляли пару, подобрать орнамент и выполнить работу в цвете
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент
Цель: создание эмоционально – психологического настроя на урок, проверить наличие школьных принадлежностей Прежде чем начать урок, проверим, всё ли у нас готово к уроку, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложили все принадлежности.
Готовы к уроку; все принадлежности на местах.
Актуализация знаний учащихсяЦель: актуализировать знания учащихся о назначении рукавиц; о различных узорах. – Наш урок я хочу начать вот с такой загадки:Не боюсь морозца я –Есть две шубки у меня.Согревают две сестрички,А зовут их … (рукавички)
– Ребята, а что вы знаете о рукавичках? Для чего они нужны? Как можно рукавички назвать по-другому? (варежки)
-  Как вы понимаете значение этих слов?
-  Обратимся к словарю и проверим наши предположения.
- В какое время года мы никак не можем обойтись без наших варежек? Разгадывают загадку, подбирают синоним к слову «рукавички»;
Знакомятся с лексическим значением; работают с толковым словарём.
Тема и цели урока.
Цель: сообщить учащимся знания о назначении и происхождении узоров; ввести в лексикон слова «орнамент», «мотив орнамента»; формировать умения распознавать орнаменты по мотивам. 1.- Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Мастерицы, наблюдая за природой и окружающим миром, создавали удивительные орнаменты. Орнаментом украшали одежду, платки, пояса, посуду и другие предметы быта.
-  А для чего нужен орнамент в одежде?  
- Что такое орнамент? Обратимся к словарю:
2.Орнамент  (от лат. — украшение)
-узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов (мотивов); предназначается для украшения различных предметов (утварь,  оружие, текстильные изделия, мебель, книги), архитектурных сооружений, интерьера , произведений искусств и т.д.
По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на:
растительный
геометрический
животный (зооморфный)
Растительные мотивы - это стилизованные листья, цветы, плоды …
Геометрические мотивы состоят из абстрактных форм: точек, прямых, ломаных линий, кругов, ромбов, многогранников, звёзд, крестов, спиралей…Животные мотивы - это стилизованные фигуры или части фигур реальных или фантастических животных
3.– А еще каждый народ придумывал свои узоры. Такие узоры называются национальными. Мы с вами живём в Республике Казахстан. Посмотрите, какими чудными узорами украшали свою одежду, посуду, ковры, ювелирные изделия и т.д. казахские мастера.Ребята, надо знать, любить, беречь все, что создано нашими бабушками, прабабушками.
4.На ваших столах лежат полоски с изображением орнаментов. Разделите их на три группы по мотивам.
5.Проверим, правильно ли вы выполнили задание, сделаем вывод:  1. Участвуют в диалоге.
- Орнамент оживляет вещи, делает их более яркими и красивыми. Кроме того, орнамент служил оберегом – защитой от злых сил.
2.Читают; рассматривают орнаменты; иллюстрации с изображением варежек с разными орнаментами.
Приводят примеры из жизни; рассуждают, почему орнаменты делят на 3 группы.
2.Рассматривают узоры орнаментов.
3.Рассматривают изделия, украшенные казахским орнаментами.
4.Работают в парах. Распределяют орнаменты по мотивам.
5.Самопроверка; делают вывод.
Физкультминутка.
Учитель читает стихотворение и показывает движения.
Мы надели варежки.
Варежки, варежки.
Мы надели валенки.
Валенки, валенки.
Побежали на каток.
Покатались там часок.
Не замерзли ножки
В валенках, валенках.
Не замерзли ручки
В варежках, варежках.
Учащиеся повторяют слова и движения.
Творческая практическая работа.
Изготовление и украшение варежки.Цель: формировать умение вырезать пару по одному шаблону; научить ученика подбирать узор, договариваясь в паре, и украшать им варежку, постоянно контролируя свое действие с действиями друга.
Познакомить с критериями оценивания работы. –Как вы думаете, что мы будем делать с вами на уроке?Из какого материала мы изготовим варежку?
- Как выполнить работу, чтобы она получилась быстрее?
Варежки тоже ведь покупают или вяжут парами.Вы будете работать в парах, поэтому давайте вспомним правила работы в паре.1. Работай дружно. Не ссорься.2. Советуйся с другом.3. Умей договариваться.4. Помогай другу.
Знакомит с критериями оценивания работы.
Задача: вырезать по одному шаблону варежку так, чтобы она составляла с варежкой вашего соседа пару. Вы изготавливаете одну пару варежек на двоих. Если варежка Ани выглядит так, то варежка Саши должна выглядеть таким образом. А чем они отличаются?(один варежек одевается на левую руку, а другой - на правую)Порядок работы (инструкция)
1. Выберите картон нужного для вас цвета.2. Теперь договоритесь, кто из вас будет вырезать левую, а кто правую варежку.3. Можно приступить к работе.Учитель направляет, подсказывает, помогает, контролирует работу учащихся в паре. Отвечают на вопросы:
-Из цветного картона
-Работая в паре
Называют правила работы в паре.
Читают критерии.
Выбирают цвет картона, договариваются, изготавливают варежку, помогают друг другу.
Физкультминутка ( проводит ученик)
Зайка серенький сидитИ ушами шевелит,Вот так, вот так и ушами шевелит.Зайке холодно сидетьНадо лапочки погреть.Вот так, вот так надо лапочки погреть.Зайке холодно стоять,Надо зайке поскакать.Вот так, вот так надо зайке поскакать.Серый волк прибежал,Зайка в лес убежал. Учащиеся повторяют слова и движения за учеником класса
Учитель каждой паре приготовил свое задание.
Раздаю конверты с заданиями: разукрасить растительным орнаментом, геометрическим, животным.Порядок работы (инструкция)1. Достаньте орнаменты из конвертиков. Рассмотрите их.2. Выберите нужный вам орнамент.3. Посоветуйтесь друг с другом, как лучше его расположить на варежке; посмотрите, подходят ли они по цвету друг другу.4. Теперь можно орнаменты нарисовать на варежку.Учитель осуществляет контроль. Работают согласно инструкции.
Работают с удовольствием, активно обсуждают варианты, сравнивают способы действия и координируют их. Строят совместное действие и следят за реализацией принятого замысла.  
Итог урока. Организация выставки работ учащихся. Рефлексия.
Цель: учить учащихся давать критериальную оценку выполненной работы и эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на варежках;
Уровни оценивания:
Низкий: в узорах преобладают явные различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
Средний: сходство частичное – отдельные признаки совпадают, но имеют и заметные различия.
Высокий: варежки украшены одинаковым или очень похожим узором. Парами размещают на доске свои работы;
участвуют в оценивании;
убирают рабочее место.