Сценарий внеклассного мероприятия Путешествие в страну Филология

Внеклассное мероприятие для 6-ых классов «Путешествие в страну Филология».
Цели: развитие интеллектуального и культурного уровня, расширение
кругозора;
повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету ;
развитие творческих способностей, логического мышления детей;
воспитание чувства товарищества, взаимоуважения.

Ход игры:
Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Филология. Это очень необычная страна, полная тайн и интересных фактов, и она вам знакома, вы путешествуете по ее областям каждый день на уроках русского языка и литературы. Русский язык- один из самых красивых и богатых языков мира. А шедевры русской литературы известны далеко за пределами нашей страны.
В наше увлекательное путешествие отправляются две команды. А сопровождать их в нелегком пути будете вы, преданные болельщики. Сегодня у вас уникальная возможность проявить находчивость, сообразительность, а также умение работать в команде.
Какой же конкурс обходится без строгого, но справедливого жюри. (Представление членов жюри)
Начнем наше путешествие с представления команд. Каждой команде нужно придумать название и объяснить свой выбор. (2 минуты)
Итак, начнем наш путь.
Задание №1. У вас на столах лежат карточки (фрагменты пословиц). Ваша задача собрать за одну минуту и получить 2 пословицы. За скорость и правильный ответ присуждается 2 балла. Время пошло.
-Слово не воробей: вылетит- не поймаешь.
-Не спеши языком, торопись делом. (правильные ответы на слайде)
Задание№2. Угадай шарады. (на слайде). За каждый правильный ответ- 1балл.
Если взять корень от слова ПОЛАГАТЬ, приставку от слова ПРИРОДА, суффиксы от слова ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ, окончание от слова ВЕЛИКОЕ, то получим слово, обозначающее признак предмета.

Возьмите приставку от слова СДАЧА, корень от слова ПРЯЖА, суффикс и окончание от слова РАСТЕНИЕ. Какой термин у вас получился?

(ответы на слайде)
После 2-х конкурсов жюри подводит итоги.
Задание №3. «Кто я?» (На слайде для обеих команд). На слайде предлагается словесный портрет известного литературного героя.
«Знаменитый русский богатырь крестьянского происхождения, уроженец лесной зоны средней полосы России. Обладал огромной силой, имел богатырского коня, местонахождение которого было указано кудесниками» (5 баллов)
«В составе еще двух знаменитых богатырей был изображен на картине известного художника. Стал одним из героев былин»(3 балла)
«33 года был частично парализован. После чудесного исцеления совершил 2 подвига6 разогнал рать под Черниговым и пленил Соловья- разбойника»(1 балл)
Ответ: Илья Муромец.
Жюри подводит итоги конкурса.
Задание№4. Вспомните, что такое фразеологизмы. Каждая команда на листе бумаги должна будет вспомнить фразеологизмы, в которых встречаются названия животного мира. Например, медвежья услуга. На все дается 5 минут. Каждый правильно названный фразеологизм принесет команде 1 балл.
В это время можно провести игру со зрителями.
Задание №5. Отгадайте загадки с трех попыток.
Для команды..
А) 1. он в голове у легкомысленного, несерьезного человека (1 попытка)
2. его советует искать в поле (2 попытка)
3. на него бросают слова и деньги те, их не ценит (3 попытка)
Ответ: ветер.
Для команды.
Б) 1. его вешают, приходя в уныние (1 попытка)
2. его задирают, зазнаваясь (2 попытка)
3. его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (3 попытка)
Ответ: нос.
Задание №6. Запишите фразеологизмы со словом. Например, со словом ДЕЛО: дело в шляпе, дело десятое, дело идет, дело табак, ближе к делу, грешным делом, иметь дело, гиблое дело
Ваше задание: составить фразеологизмы со словом ДЕРЖАТЬ. За каждый верный фразеологизм- 1 балл.
Держать карман шире
Держать хвост трубой
Держать на уме
Держать марку
Держать на привязи
Держать слово
Держать себя в руках
Держать себя в узде
Держать язык за зубами
Держать при себе
Держать руки по швам
Держать в голове..
Задание №7. Следующее испытание пройдет в картинной галерее. Портреты писателей, имена которых вы должны назвать.
Жюри подводит итоги конкурсов.
Задание №8. Соревнование на лучшего диктора. У каждой команды на листе даны слова. Нужно прочитать слова, соблюдая орфоэпические нормы, т.е. нормы произношения (ударения). За каждое правильное слово- 1 балл.
Для команды..
Алфавит, торты, щавель, красивее, каталог, начала, цемент.
Для команды.
Документ, звонит, арест, поняла, квартал, диалог, свободнее.
Жюри подводит итоги конкурса №8. Общий итог за 8 конкурсов.
Задание №9. Конкурс «Гуманитарная математика».
(на слайде)
Когда Василисе Премудрой исполнилось 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять ее замуж. Василиса спросила, сколько у Кощея сундуков с золотом. Кощей ответил, что у него 27360 сундуков, полных золота. И каждый год прибавляется по 33 сундука. Василиса обещала выйти замуж за Кощея тогда, когда у него будет 30000 сундуков с золотом. Сколько лет будет невесте Кощея в день свадьбы? (98 лет)
За правильный ответ команда получает 5 баллов.
Жюри подводит итоги.
Задание №10. Блиц- турнир.
(на слайде вопросы для команды.)
Седьмая буква алфавита. (Е)
Назовите семь цветов радуги.
Пожелание благополучного плавания с упоминанием цифры «7» (семь футов под килем)
Седьмая нота октавы.(си)
Седьмая буква в слове «электрификация» (и)
(на слайде вопросы для команды.)
Седьмой месяц года.
Семь героев русской народной сказки «Репка».
Единица исчисления времени, равная 7 дням?
Седьмая буква в слове «длинношеее» (ш)
В средневековой школе было 7 учебных предметов. Их называли «Семь свободных искусств». Вот шесть из них: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия. Назовите седьмой предмет. (музыка)
Ребята, вы заметили, что во всех вопросах встречается цифра 7. Это магическое число, так и 3. Вспомните пословицы, крылатые выражения с цифрой 7. (называют)
Жюри подводит итоги конкурса.
Задание №11. «Эстрада». Каждой команде предлагается стихотворение, которое нужно выразительно, с чувством прочитать. Жюри будет оценивать художественное чтение. Максимальный балл-5 баллов. (на листе предлагается стихотворение)
Жюри подводит итоги.
Задание №12. Самый ответственный момент- конкурс капитанов. Капитаны, получив задание, отсаживаются и самостоятельно отвечают на вопросы.
Представьте, что вы в библиотеке. Но удивительное дело: в библиотеке растеряли авторов бессмертных произведений русской литературы. Помоги библиотекарю, назови автора. Кто первым справится с заданием, останавливает время. Каждый правильный ответ принесет вашей команде 1 балл.
(на листе)
Автор романа «Дубровский»
Автор стихотворений «Три пальмы», «Листок»
Автор стихотворения «Железная дорога»
Автор стихотворений «Няне», «Зимнее утро»
Автор повести «Ночь перед Рождеством»
Автор повести «Дети подземелья»
Автор рассказов «Пересолил», «Злоумышленник»
Автор сказа «Левша»
Автор «кавказского пленника»
Автор повести «Муму»
Автор стихотворений «Тучи», «Утес».
Пока жюри подводит итоги последнего задания, мы проверим ваше чувство юмора.
Однажды Дж. Свифт спросил своего слугу:
-Том, что это значит? Мои сапоги не вычищены?
-Нет, сэр,- ответил Том. -Вы же собираетесь идти гулять, так я подумал: они все равно станут грязными.
-Хорошо, собирайся, Том, пойдешь со мной.
-Но, сэр, я еще не завтракал
Вопрос: Что ответил Дж.Свифт?( Не беда, все равно опять проголодаешься).

Вопросы для зрителей.
Какую строчку не может прочитать ни один ученый?(строчку, прошитую на машинке)
Каким ключом нельзя открыть замок?(скрипичным, ключом- источником)
Какую соль не кладут в суп?(морскую)
Из какого крана не льется вода?(подъемный)
Какой лук не кладут в суп?(из которого стреляют)
Я антоним слову ЛЕТО,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я.(зима)
Я антоним к слову ЗНОЙ,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовут меня.(прохлада)
Готов вас напоить водой,
Но Э прибавите в начало,
И соберу перед собой
Я зрителей в квартире, в зале.(кран, экран)
С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П- от вас не утаю-
Тоже в классе я стою. (карта, парта)
Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю,
Но К на Ц перемени-
Я по болоту зашагаю. (капля, цапля)

Вы, ребята, молодцы, вы действительно знатоки филологии. Надеемся, что игра вам понравилась, вы много нового узнали, многое вспомнили. Любите и храните русский язык, читайте больше, ведь книги развивают речь, мышление, память, воображение. До скорых встреч, до новых игр.








15