Формирование и развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста
Тема:
«Формирование и развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы)».
Подготовила Ширланова Дана Петровна музыкальный руководитель КГКП «Ясли – сад №3»
Известно, что хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Издавна жизнь малыша сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые пели мамы и бабушки. Затем ребенок во время игр выкрикивал или напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду и в его жизнь входили взрослые песни – трудовые, шуточные, лирические. Но с течением времени жизненный уклад людей изменился и результат таков, что прервалась цепочка передачи песенного наследия народа. В современном мире отношение к культуре совсем иное. Если раньше в семьях эстетическому воспитанию, и музыкальному в том числе, уделялось значительное внимание, то теперь родители больше уделяют внимания интеллектуальному развитию своих детей. Все реже в домах звучит хорошая музыка и песни. И поэтому, музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.
Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. Поэтому считаю изучение данной проблемы весьма актуальной, т. к. в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развивается речь, музыкальные способности.
На протяжении нескольких лет своей деятельности я занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волновали вопросы, как сделать так, чтобы каждое занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать. Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной. Поэтому, я активно включаю в свою деятельность работу с караоке, мультимедийным оборудованием.
Целью моей работы воспитать в ребенке способности к активному восприятию песни, развивать творческие способности, и расширять его кругозор. Для реализации цели я поставила перед собой следующие задачи:
-использовать возможности народного фольклора для музыкального развития детей раннего возраста;
-развивать певческие навыки,используя для этого речевые и игровые приёмы;
-включать в музыкальные занятия как можно больше дидактических игр и упражнений для овладения детьми певческих навыков.
В работе с детьми я руководствуюсь следующими принципами:
-принцип целенаправленности, систематичности, плановости.
-принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей.
-принцип доброжелательности и открытости.
Также использую разные приёмы обучения детей правильному произношению в пении:
-выразительное чтение текста песни взрослыми в процессе разучивания.
- приёмом произношения текста нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно;
- приём коллективной читки на высоком звучании в ритме песни.
- приём выразительного чтения текста отдельными детьми по одному куплету.
В процессе обучения пению одну из главных ролей играет звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений.
Полнее выявить возможности ребенка, раскрыть его музыкальные способности в пении дает индивидуальная работа. С отстающими детьми это позволяет мне найти причину задержки в музыкальном развитии. Выявив склонности детей в певческой деятельности, я советовала родителям, обучать детей в школе искусств пению.
В нашем детском саду ведется постоянная совместная работа музыкального руководителя и педагога. Проходит это в различных формах и видах деятельности: доклады («Музыка как средство развития и воспитания детей», «Песенное творчество дошкольного возраста»); периодически даются консультации («План проведения игры с пением», «Создание условий для самостоятельной деятельности детей», «Воспитательное значение пения»).
С большой серьезностью педагоги подходят к изучению репертуара, музыкально-дидактических игр, активно участвуют в развлечениях, праздниках, где исполняют роли, поют песни сольно и дуэтами.
Также много внимания уделяю работе с родителями, которые присутствуют на занятиях, принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий, создании музыкальной развивающей среды, что несомненно является стимулом и примером для детей.
Чтобы совместная работа принесла больше радости, мы соблюдаем следующие негласно установленные правила:
-Уважительно относиться друг к другу;
-Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми,
-Необходимо учитывать точку зрения самого ребенка, проникнуть чувство искреннего уважения к его деятельности (рисунку, песенке, танцу, сказке).
В группах для родителей мною обновляются папки – передвижки с кармашками для текстов песен, которые они поют с детьми дома; консультациями для их музыкального развития («Музыка в жизни ребенка», «Как слушать музыку с ребенком», «Играйте вместе с детьми», и т. д.). Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.
Организуя работу в данном направлении, я, прежде всего, ориентируюсь на возможности детей, ведь певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть».
В будущем я планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого воспитанника, используя наработанный опыт.