Конспект занятия по области «Познание: ознакомление с окружающим миром» Тема: Водные виды транспорта
Конспект занятия по области
«Познание: ознакомление с окружающим миром»
«Водный вид транспорта»
Автор: Фомина М.В.
Конспект занятия по области «Познание: ознакомление с окружающим миром»
Тема: Водные виды транспорта
Цель: систематизировать, закреплять, расширять представления детей о водных видах транспорта, его истории, назначении, о профессиях людей, работающих на водном
Задачи: Расширение словарного запаса на тему: « Водный вид транспорта», закрепление навыка употребления сложных слов.
Развитие лексико- грамматической стороны речи.
Закрепление знаний о профессиях, связанных с транспортом.
Закрепление в речи обобщающих понятий транспорте.
Организационный момент;
В. Сегодня на занятии мы будем говорить о транспорте. Нам предстоит путешествие в мир транспорта.
Загадки:
- Распрекрасный дворец по морю плывет,
Белеет на волнах гигант……(теплоход).
-Плывет белый гусь-
Брюхо деревянное, крыло полотняное (яхта).
- Бежит при ветре споро,
Без весел и мотора (парусник)
- Сначала дерево свалили, потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили и по реке гулять пустили (лодка)
- Он на мостике стоит и имеет грозный вид.
Управляет кораблем, и бинокль всегда при нем. (капитан)
-Ребята, как вы думаете для чего люди придумали транспорт?
Д. -Для того, чтобы передвигаться, перевозить грузы.
В. Человек с помощью транспорта может передвигаться по земле, под землей, в воздухе, под водой, по воде.
2. Беседа.
В. Как называется транспорт, который передвигается по земле?
Д. Наземный.
В. По воздуху?
Д. Воздушный.
В. По воде?
Д. Водный.
В. Нужно выйти к доске и обозначить оранжевыми кружками наземный вид транспорта, водный- зелеными кружками, а воздушный- красными.
В. - Ребята, как вы думаете всегда ли существовали все эти виды транспорта?
Д. - Нет.
В. - Как же люди в древние времена передвигались?
Д. - Предположение детей.
В. - Еще с древних времен человек жил у воды и мечтал научиться плавать. Первый вид водного транспорта, который придумал человек был плот, а позже лодка на надутых шкурах животных. Затем появились парусники, но ими тоже было неудобно пользоваться. И тогда появились пароходы и теплоходы. Долгие годы человек мечтал о коврах-самолетах и сапогах-скороходах, о скатертях-самобранках и добрых волшебниках, способных построить дворец за одну ночь. Эти мечты воплощались в сказках. А в реальной жизни людям приходилось трудиться, чтобы прокормить себя и своих близких. На преодоление расстояний между городами уходили недели и месяцы, общественные здания строились годами, ибо собственных физических сил человека и силы мускулов прирученных им животных было слишком мало. Кое в чем человек сумел воспользоваться помощью ветра и воды. Но необузданный нрав этих стихий сделал их помощь весьма ограниченной. Плот.
Плот – первое на свете судно. Срубили люди деревья, очистили от веток, связали их вместе и отправились в путь.
Лодка. Прошло много лет, прежде чем построили первую лодку. Она прочнее, надежнее плота. На ней не так опасно выходить в открытое море .Вырубят топором или выжгут сердцевину в дереве – вот лодка и готова. Вернее челн. Тогда же появились и весла. Плывет человек в челне, гребет веслами. А лодочка плывет медленно. Как быть? Что придумал человек, чтобы плыть быстрее?
Ладья. Такой маленький парусный кораблик называется ладьей. Он появился намного позже лодки. Ладья была построена из струганных досок. Она была большого размера и вмещала не только людей и багаж, но даже и крупных животных. Ладьи были красиво украшены в виде рыб или птиц, приносящих удачу. А самое главное появился парус. С помощью ветра парус надувался и нес корабль по волнам. Но человеку хотелось создать более быстрый корабль.
Корвет, бригантина, фрегат, шхуна – это были большие корабли, многопарусные. Они имели намного большую скорость, нежели ладья. Но очень много затрачивалось сил людей. Когда ветер стихал, нужно было работать веслами, а это так нелегко, когда корабль такой большой. Как вы думаете, что же придумали люди, чтобы заменить парус и весла.
Пароход. Поставили на корабль паровую машину – он из парусника превратился в пароход. Уголь в топке горит, вода в котле кипит. Пар колеса вертит – колеса по воде лопатками шлепают – корабль по морю плывет.
Вот и получается Теплоход.
Вот такой красавец – теплоход бороздит волны морей и океанов. Не корабль, а целый плавучий город. Уже давно на смену гребным колесам пришел гребной винт. Он как бы ввинчивается в воду, тем самым движет корабль намного быстрее. У катера, моторной лодки винты небольшие, а у морских судов – великанов и винты великанские.. Так продолжалось тысячелетия, пока человек не начал создавать машины, способные многократно увеличивать его собственную физическую силу и оставаться при том послушными его воле. Первым массовым, не зависящем от силы стихий самодействующим механизмом стала паровая машина.
Игра: « Виды транспорта»
Так какие бывают виды транспорта?
- Бывает воздушный вид транспорта.
- Бывает водный вид транспорта.
- Бывает наземный вид транспорта.
- Бывает железнодорожный вид транспорта.
Игра: « Соотнеси транспорт»
-Какой транспорт мы можем отнести к наземному и почему?
-Машина (автобус, самосвал,) едет по дороге- это наземный вид транспорта.
-К железнодорожному?
-Поезд ( трамвай, электричка) едет по железной дороге- это железнодорожный вид транспорта.
-К водному?
-Корабль (лодка, катер) плывёт по воде это водный вид транспорта.
-К воздушному?
-Ракета ( самолёт, вертолёт)) летит в небе –это воздушный вид транспорта