Выступление на педагогическом совете Как развить интерес к предмету
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Суворова»
Доклад
Тема: Как развить интерес к предмету
Подготовила: учитель информатики
Долгина Светлана Григорьевна
Как развить интерес к предмету
(подготовила Долгина С.Г.)
Интерес (по Ожегову Сергею Ивановичу):
Внимание, возбуждаемое чем-нибудь значительным, привлекательным.
Занимательность, значительность.
Нужды, потребности.
Интерес всегда имеет определённую предметную направленность. Интересы человека, в общем, и ученика в частности многообразны, как многообразен окружающий нас мир. Однако в многообразии предметов окружающего мира в интересе каждой личности избирательно отражается именно то, что значимо, важно, ценно для самой личности.
По предметной направленности интересов различают интересы:
Художественные,
Спортивные,
Технические,
Познавательные и т.д.
В свою очередь внутри каждой из указанных областей может быть более тонкая дифференциация интересов к особым видам искусства, спорта, областям науки, и, естественно, учебным предметам.
Полноценный умственный труд – это осмысление, а не заучивание.
Развитием интереса к предмету, к изучаемому материалу, на мой взгляд, служит следующее.
Необходимо, при изложении теоретического материала, думать не только о содержании материала, но и наблюдать за умственным трудом школьников, видеть, анализировать их внимание, интерес, волевые усилия, отношение к интеллектуальному труду и к учителю. Одним из краеугольных камней являются знания учителя. Для того чтобы наблюдать за умственным трудом школьников, надо знать во много раз больше, чем ты даёшь ученикам. Необходимо стремиться к тому, чтобы ученик был активным участником процесса овладения знаниями.
Важной чертой целенаправленного педагогического руководства умственным трудом является классическое правило Аристотеля – мышление начинается с удивления. Начиная изложение нового материала необходимо открывать сущность фактов и явлений таким образом, чтобы в сознании учеников возникали вопросы с яркой эмоциональной окраской. Эта эмоциональная окраска и пробуждает чувство удивления: почему это так происходит? Чувство удивления – могучий источник желания знать. Например, говоря о необходимости использования компьютера, я привожу следующий пример: великий математик Л. Эйлер потерял зрение после трёхдневного напряжённого труда по расчёту траектории кометы, современный компьютер выполняет эту работу за несколько минут. Или задаю ученикам вопрос: скажите миллион (миллиард) это большая цифра? А как вы думаете, сколько нужно времени человеку, чтобы просто сосчитать до миллиарда? Ученики отвечают 20 минут, 1 час, 5 часов и т.д. И услышав цифру – 55 лет, бывают удивлены. А сколько времени нужно компьютеру на ту же работу? Несколько секунд.
Важно также для развития интереса не ошеломлять плохими оценками. У многих детей одной из важных причин отставания, незнания, плохой работы на уроке и дома, второгодничества является плохое состояние здоровья. Часто оказывается, что ускоренный темп обучения непосилен и вреден не только для больных детей, но и для здоровых. Чрезмерное умственное напряжение приводит к тому, что отдельные дети надрываются: тускнеют глаза, затуманивается взгляд, движения становятся вялыми и вот ребёнок уже ни на что не способен ему бы на воздух, а учитель держит его в упряжке и понукает: давай, давай На определённых этапах обучения есть необходимость облегчить труд учащегося настолько, чтобы учение было посильным и интересным для него, чтобы умственные усилия не оказались непосильным бременем. Но учитель всегда должен увидеть предел этого облегчения, т.к. за облегчением идёт необходимость открыть перед учеником посильные трудности. Ученик должен чувствовать нравственную ответственность за то, что он что-то не сделал. Один из опасных пороков школьной жизни – нравственное иждивенчество. Выражается оно в том, что в сознании ученика утвердилась мысль: за то, что я плохо учусь, отвечает учитель. Нравственное иждивенчество – дитя безделья, лени, нерадивости, но само оно, в свою очередь, рождает ещё более сильную лень и нерадивость.
Педагогическая культура учителя является важным компонентом в развитии и поддержании интереса к предмету. Педагогическая культура – это, прежде всего глубокое знание учителем своего предмета. Учитель должен хорошо знать не только учебный материал, изложенный в учебнике, но и ориентироваться в вопросах других наук. Постоянно приходится приводить различные примеры решения той или иной задачи из разных предметов, а чтобы это сделать, надо знать самому, поэтому приходится заглянуть и в книгу по физике, и по занимательной математике, и по биологии, и в различные справочники. Поэтому готовиться к уроку приходится по программе, и лишь потом просматривать соответствующие разделы и параграфы учебника. Очевидно, что чем лучше владеешь материалом, тем ярче, эмоциональнее будет изложение материала. Важно не изрекать истины, а беседовать с подростками, ставить вопросы, приглашать задуматься.
Создание ситуации успеха. На мой взгляд, нужно всё-таки реже ставить двойки ученикам. Много раз приходилось убеждаться в том, что стоит не подготовившемуся ученику дать шанс ответить на следующем уроке и он, как правило, не подводит, приходит подготовленным и хорошо отвечает.
Для развития и поддержания интереса к предмету имеет большое значение и микроклимат на уроке. На мой взгляд, совершенно недопустима на уроках нервозность, крик. Не стоит каждый предосудительный поступок ребёнка расценивать как умышленный, преднамеренный, предварительно продуманный. Но и не медлить там, где дело совершенно ясное, пресекать хамство по отношению к учителю, стремление унизить или оскорбить своих одноклассников.
Ещё одна сторона педагогической культуры, о которой стоит сказать – это наша речевая культура. Речь учителя должна быть логически последовательной, смысл излагаемого ясен, тогда ученики будут меньше уставать, лучше усваивать материал. Культура речи учителя определяет эффективность умственного труда учеников на уроке, рационального использования времени. Предмет, явление, понятие должно находить в речи учителя яркую, доступную пониманию ребёнка словесную оболочку.
Духовная жизнь учителя – это постоянное обогащение интеллекта.
Эффективность умственного труда на уроках зависит также от того, как учитель умеет определить соотношение нового с усвоенным ранее. Есть материал, которого для изучения надо брать немного, иначе ученики поверхностно поймут его или плохо усвоят. Это вытекает из самой природы умственного труда: новое лишь тогда хорошо усваивается, когда оно прочно крепится к уже известному.
Таким образом, интерес – это особая эмоциональная окраска мыслей, сопутствующих процессу овладения знаниями. Именно от яркости этой окраски зависит важная черта умственного труда – умение ученика использовать то, что хранится в запасниках памяти. Учение должно быть интересным и увлекательным. Но это не значит, что в любом материале надо искать что-то занимательное. Самый скучный материал будет интересным, если ученик собственными усилиями подметил зависимости для открытия непонятного.
Как развить интерес к предмету – Долгина С.Г.
13PAGE 15
13 PAGE 14215
15