Рабочая программа по математике (поясн.записка).Дорофеев Г.В, Миракова Т.Н. Перспектива.
Математика
Пояснительная записка.
Рабочая программа предмета по математике для 4 класса на 2015 – 2016 учебный год составлена на основе нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6. 10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – М.: Просвещение, 2010.
Программы курса «Математика» под редакцией Дорофеева В.Г., Мираковой Т.Н. «Просвещение»,2012г /Система учебников «Перспектива» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений./
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Москва «Просвещение» 2011. ( Стандарты второго поколения).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год.
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 № 68-ЗРТ «Об образовании»;
Приказ МО и Н РТ «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы начального общего образования для общеобразовательных организаций Республики Татарстан», от августа 2015 года;
Устав МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района г.Казани.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района г.Казани.
Учебный план МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района г.Казани на 2015-2016 учебный год с учётом регионального компонента;
Положение о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету на 2015-2016 учебный год.
Особенности класса.
С начального блока ученики 4В класса обучаются по образовательной системе «Перспектива». В классе отношение к учебе в целом положительное. Большинство учащихся умеют самостоятельно работать, оказывают взаимопомощь. Общая интеллектуальная атмосфера средняя. У некоторых детей (Низамов Айнур, Амонов Ином, Салахиев Радмир) наблюдается недостаточный контроль со стороны родителей в выполнении домашних заданий. Класс может стимулировать активность слабоуспевающих, в результате чего появляются заинтересованность в учебном сотрудничестве со сверстниками, стремление к овладению новыми навыками и умениями, контролю и оценке своих действий. Наглядность оценок в электронном журнале и постоянное обновление среднего показателя оценок повышает интерес учащихся при выполнении учебных заданий.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий.
Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам.
Учебно-методическое обеспечение
для педагога:
Дорофеев Г.В, Миракова Т.Н. Методическое пособие к учебнику «Математика», М., «Просвещение», 2012 год.
Программы курса «Математика» под редакцией Дорофеева В.Г., Мираковой Т.Н. «Просвещение»,2012 год
Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. учебник «Математика» часть 1. М., «Просвещение», 2014год.
Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. учебник «Математика» часть 2. М., «Просвещение», 2014год.
Цели обучения:
результате обученияматематике реализуются следующие цели:
• развитие образного и логического мышления, воображения; формирование
предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
• освоение основ математических знаний, формирование первоначальных
представлений о математике;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи:
1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
3) формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и, в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;
4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей учащихся;
7) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
8) создание здоровье сберегающей информационно-образовательной среды.
Рабочая программа обеспечивает:
-овладение учащимися определенной суммой знаний и системой математических умений и навыков,
- способствует овладению компетенциями;
- создает условия для развития универсальных учебных действий.
Учебно-тематический план.
Учебный материал распределён по разделам:
№ п/пРазделКол.час.1.Числа от 100 до 1000. 16 ч
2.Приёмы рациональных вычислений 19 ч3.Числа от100 до 1000. 14 ч
4.Числа, которые больше 1000.Нумерация 14 ч
5.Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. 12 ч
6.Числа, которые больше 1000. Умножение и деление. 61 ч
136 ч.
Содержание тем учебного курса
Основные содержательные линии
Основу курса математики в 4 классе составляет изучение нумерации многозначных чисел и четырёх арифметических действий с числами в пределах миллиона.
Рабочая программа предполагает вместе с тем прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить, выяснять сходства и различия в рассматриваемых фактах, применять знания в практической деятельности, решать нестандартные задачи. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.
Числа от 100 до 1000 – 16 ч
Числа от 100 до 1000. Повторение, Сложение и вычитание трехзначных чисел, Умножение и деление чисел, Решение задач, Письменное умножение трехзначных чисел, Письменное деление трехзначных чисел, Деление с остатком, Умножение и деление чисел. Решение задач, Числовые выражения, Числовые выражения. Порядок действий, Контрольная работа. Работа над ошибками. Решение задач разными способами, Диагональ многоугольника, Диагональ прямоугольника, квадрата, Порядок действий в выражениях со скобками и без скобок, Решение задач
Приемы рациональных вычислений - 19 ч
Приемы рациональных вычислений. Группировка слагаемых, Группировка слагаемых, Округление слагаемых, Округление слагаемых. Решение простых задач, Умножение чисел на 10 и на100, Приемы умножение чисел на 10 и на100, Умножение числа на произведение, Закрепление. Умножение числа на произведение, Окружность и круг, Среднее арифметическое, Закрепление. Среднее арифметическое, Умножение двузначного числа на круглые десятки, Приемы умножение двузначного числа на круглые десятки вида 16 30, Скорость. Время. Расстояние, Задачи на движение, Задачи на движение. Скорость. Время. Расстояние, Умножение двузначного числа на двузначное(письменные вычисления), Алгоритм письменного умножение двузначного числа на двузначное в пределах 1000, Актуализация пройденных, Контрольная работа.
Числа от 100 до 1000 – 14 ч
Работа над ошибками. Виды треугольников, Виды треугольников, Виды треугольников. Работа в рабочих тетрадях, Деление круглых чисел на 10 и на 100, Деление круглых чисел на 10 и на 100. Решение задач, Деление числа на произведение, Цилиндр Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам, Закрепление. Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам, Деление круглых чисел на круглые десятки, Повторение. Деление круглых чисел на круглые десятки, Деление на двузначное число(письменное вычисления), Деление на двузначное число, Актуализация пройденного, Административная контрольная работа
Числа, которые больше 1000. Нумерация – 14 ч
Работа над ошибками. Числа, которые больше 1000, Тысяча. Счет тысячами, Закрепление. Тысяча. Счет тысячами, Десяток тысяч. Счет десятками тысяч, Повторение. Десяток тысяч. Счет десятками тысяч, Сотня тысяч. Счет сотнями тысяч. Миллион, Виды углов, Разряды и классы чисел, Конус Миллиметр, Повторение. Миллиметр, Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям, Контрольная работа .Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание – 12 ч
Работа над ошибками. Сложение и вычитание Алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел Центнер и тонна Центнер и тонна. Решение задач Доли и дроби Повторение . Доли и дроби Секунда Закрепление. Секунда Сложение и вычитание величин Повторение. Сложение и вычитание величин Контрольная работа.Работа над ошибками. Сложения и вычитания многозначных чисел
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление – 61 ч
Умножение величины на число Таблица единиц времени Деление многозначного числа на однозначное число Шар Нахождение числа по его дроби Повторение. Нахождение числа по его дроби Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки, сотни и тысячами Закрепление. Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки, сотни и тысячами Задачи на движение по реке Решение задач. Задачи на движение по реке Контрольная работа . Работа над ошибками. Деление многозначного числа на двузначное число Деление величины на число. Деление величины на величину Деление величины на число. Деление величины на величину Закрепление. Деление величины на число. Деление величины на величину Ар и гектар Повторение. Ар и гектар Таблица единиц площади Умножение многозначного числа на трехзначное число Деление многозначного числа на трехзначное число Закрепление. Деление многозначного числа на трехзначное число Административная контрольная работа Деление многозначного числа с остатком Прием письменного деление многозначного числа с остатком Прием округления делителя Особые случаи умножения и деления многозначных чисел Приемы письменного умножения и деления многозначных чисел Контрольная работа. Работа над ошибками. Особые случаи умножения и деления многозначных чисел виде 364 207 Особые случаи умножения и деления многозначных чисел виде 136800:57, 32256:32 Актуализация пройденного. Итоговое повторен
Информационно- методическое обеспечение:
http://1-4.prosv.ru
http://www.proshkolu.ru;
http://www.festival.1september.ru;
Кенгуру"-международная олимпиада по математике: http://center.fio.ru/som/RESOURCES/KARP ... ENGURU.HTM
Математика в начальной школе(статьи,задачник,конспекты,игры): http://annik-bgpu.km.ru/index.htmlМатематика для школьников и дошкольников "Сократ": http://www.develop-kinder.com/
Средства обучения:
а) Технические средства обучения:
-магнитная доска;
- ноутбук;
- Наглядные пособия (таблицы, учебные картины, схемы ,плакаты , таблички с терминами).
-Перфокарты, карточки
Электронное приложение к учебнику
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
— название и последовательность чисел в натуральном ряду; как образуется каждая счетная единица; сколько разрядов
содержится в каждом классе; название и последовательность первых двух классов;
— названия и обозначения арифметических действий;
— названия компонентов и результатов арифметических действий;
— связь между компонентами и результатом каждого действия;
— правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
— таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
— таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
— свойство противоположных сторон прямоугольника;
— единицы длины, массы, площади, времени, их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
— взаимосвязь величин: цена, количество, стоимость; время, скорость, расстояние.
Учащиеся должны уметь:
— читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
— представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
— записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 2—3 действия (со скобками и без них);
— выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
— выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
— выполнять проверку вычислений;
— выполнять прикидку действий с многозначными числами в пределах 1000;
— находить длину отрезка, ломаной, периметр прямоугольника (квадрата);
— находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
— узнавать время по часам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
•переводить условие реальной задачи на математический язык;
•решать простейшие расчетные задачи с использованием полученных знаний;
•оценивать величину предметов «на глаз».
Требования к уровню подготовки учащихся.
Планируемые результаты изучения курса
Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметныхи предметных результатов
Личностные
У учащегося будут сформированы:
— навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
— знание и исполнение правил и норм школьной жизни,ответственного отношения к урокам математики;
— умения организовывать своё рабочее место на уроке;
— умения адекватно воспринимать требования учителя;
— интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
– понимание практической ценности математических знаний;
— навыки общения в процессе познания, занятия математикой;
—понимание ценности чёткой, лаконичной, последовательной речи, потребность в аккуратном оформлении записей, выполнении чертежей, рисунков и схем на уроках математики;
— навыки этики поведения;
— навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Учащийся получит возможность для формирования:
— адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
— понимания значения математического образования для собственного общекультурного и интеллектуального развития и успешной карьеры в будущем;
— самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, свой выбор в познавательной деятельности;
— эстетических потребностей в изучении математики;
— уважения к мысли собеседника, принятия ценностей других людей;
— этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
— готовности к сотрудничеству и совместной познавательной работе в группе, коллективе на уроках математики;
— желания понимать друг друга, понимать позицию другого;
— умения отстаивать собственную точку зрения;
— самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, свой выбор в познавательной деятельности.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
— принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства её достижения;
— определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями или на основе образцов;
— находить несколько вариантов решения учебной задачи;
— различать способы и результат действия.
Учащийся получит возможность научиться:
— самостоятельно формулировать учебную задачу: определять её цель, планировать алгоритм решения, корректировать работу по ходу решения, оценивать результаты своей работы;
— ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
— самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме;
— корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе решения;
— корректировать свою учебную деятельность в зависимости от полученных результатов самоконтроля;
— давать адекватную оценку своим результатам учёбы;
— оценивать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
— самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы, оценивать их на правдоподобность, делать выводы и ставить познавательные цели на будущее;
— адекватно оценивать результаты своей учёбы;
— позитивно относиться к своим успехам и перспективам в учении;
— определять под руководством учителя критерии оценивания задания, давать самооценку.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и проектных заданий творческого характера с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе используя возможности Интернета;
— использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
— проводить сравнение по нескольким основаниям, в том числе самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения;
— осуществлять разносторонний анализ объекта;
— проводить классификацию объектов, самостоятельно строить выводы на основе классификации;
— самостоятельно проводить сериацию объектов;
— проводить несложные обобщения;
— устанавливать аналогии;
— использовать метод аналогии для проверки выполняемых действий;
— проводить несложные индуктивные и дедуктивные рассуждения;
— осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
— самостоятельно или в сотрудничестве с учителем выявлять причинно-следственные связи и устанавливать родовидовые отношения между понятиями;
— самостоятельно анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы, используя межпредметные понятия: число, величина геометрическая фигура;
— под руководством учителя определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;
— совместно с учителем или в групповой работе отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем книг, справочников, энциклопедий, электронных дисков;
— совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;
— совместно с учителем или в групповой работе применять эвристические приёмы (перебор, метод подбора, классификация, исключение лишнего, метод сравнения, рассуждение поаналогии, перегруппировка слагаемых, метод округления ит. д.) для рационализации вычислений, поиска решения не-
стандартной задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
— планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
– самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию в виде схем, моделей, сообщений;
– передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
— активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики и других предметов;
— участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
— оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
— читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
— сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;
— отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
— критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
— участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
— конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Ученик получит возможность научиться:
— предвидеть результаты и последствия коллективных решений;
— активно участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместных действий при организации коллективной работы;
— чётко формулировать и обосновывать свою точку зрения;
— учитывать мнение собеседника или партнёра в решении учебной проблемы;
— приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;
— стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека;
— предвидеть результаты и последствия коллективных решений;
— чётко выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи согласно общему плану действий, прогнозировать и оценивать результаты своего труда.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
— моделировать ситуации, требующие умения считать тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч;
— выполнять счёт тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч как прямой, так и обратный;
— выполнять сложение и вычитание тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч с опорой на знание нумерации;
— образовывать числа, которые больше тысячи, из сотен тысяч, десятков тысяч, единиц тысяч, сотен, десятков и единиц;
— сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счёте;
— читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько единиц каждого класса в числе;
— упорядочивать натуральные числа от нуля до миллиона в соответствии с указанным порядком;
— моделировать ситуации, требующие умения находить доли предмета; называть и обозначать дробью доли предмета, разделённого на равные части;
— устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
— активно работать в паре или группе при решении задач на поиск закономерностей;
— группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
— выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм, центнер, тонну;
— применять изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг;
— используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные вели-чины, выполнять арифметические действия с этими величи нами.
Учащийся получит возможность научиться:
— классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
— читать и записывать дробные числа, правильно понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель;
— сравнивать доли предмета.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
— использовать названия компонентов изученных действий, знаки, обозначающие эти операции, свойства изученных действий;
— выполнять действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);— выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
— выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и единицей);
— вычислять значение числового выражения, содержащего два-три арифметических действия, со скобками и без скобок.
Учащийся получит возможность научиться:
– выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
– использовать свойства арифметических действий для рационализации вычислений;
– прогнозировать результаты вычислений;
– оценивать результаты арифметических действий разными способами.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
— анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
— оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
— решать задачи, в которых рассматриваются процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объём работы);— решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью арифметическим способом (в одно-два действия);
— оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
— выполнять проверку решения задачи разными способами.
Учащийся получит возможность научиться:
— составлять задачу по её краткой записи, таблице, чертежу, схеме, диаграмме и т. д.;
— преобразовывать данную задачу в новую посредством изменения вопроса, данного в условии задачи, дополнения условия и т. д.;— решать задачи в 4—5 действий;
— решать текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби;
— находить разные способы решения одной задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
— описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
— распознавать на чертеже окружность и круг, называть и показывать их элементы (центр, радиус, диаметр), характеризовать свойства этих фигур;
— классифицировать углы на острые, прямые и тупые;
— использовать чертёжный треугольник для определения вида угла на чертеже;
— выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
— использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
— распознавать шар, цилиндр, конус;
— конструировать модель шара из пластилина, исследовать и характеризовать свойства цилиндра, конуса;
— находить в окружающей обстановке предметы шарообразной, цилиндрической или конической формы.
Учащийся получит возможность научиться:
– копировать и преобразовывать изображение прямоугольного параллелепипеда (пирамиды) на клетчатой бумаге, дорисовывая недостающие элементы;
– располагать модель цилиндра (конуса) в пространстве согласно заданному описанию;
– конструировать модель цилиндра (конуса) по его развёртке;
– исследовать свойства цилиндра, конуса.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
— определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
— вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
— применять единицу измерения длины — миллиметр и соотношения: 1 м = 1000 мм; 10 мм = 1 см, 1 000 000 мм = 1 км;
— применять единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм2), квадратный километр (км2), ар (а), гектар (га) и соотношения: 1 см²= 100 мм², 100 м² = 1 а, 10 000 м² = 1 га, 1 км² = 100 га;
— оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Учащийся получит возможность научиться:
— находить периметр и площадь плоской ступенчатой фигуры по указанным на чертеже размерам;
— решать задачи практического характера на вычисление периметра и площади комнаты, квартиры, класса и т. д.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
— читать и заполнять несложные готовые таблицы;
— читать несложные готовые столбчатые диаграммы;
— понимать и использовать в речи простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («...и...», «если..., то...», «верно/неверно, что...», «каждый», «все», «некоторые», «не»).Учащийся получит возможность научиться:
— сравнивать и обобщать информацию, представленную в виде таблицы или диаграммы;
— понимать и строить простейшие умозаключения с использованием кванторных слов («все», «любые», «каждый», «некоторые», «найдётся») и логических связок: («для того чтобы ..., нужно...», «когда…, то…»); — правильно употреблять в речи модальность («можно», «нужно»); — составлять и записывать несложную инструкцию (алгоритм, план выполнения действий);— собирать и представлять информацию, полученную в ходе опроса или практико-экспериментальной работы, таблиц и диаграмм;
— объяснять, сравнивать и обобщать данные практико-экспериментальной работы, высказывать предположения и
делать выводы).
Интернет ресурсы:
http://method.samara.rcde.ruwww.center.fio.ruhttp://www.krs.fio.ru/learn/6/index.htm;
http://www.freepuzzles.com