Творческий отчёт на тему: «Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста в классе эстрадного вокала»


Творческий отчёт на тему:
«Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста в классе эстрадного вокала»

ВЫПОЛНИЛ:
УЧИТЕЛЬ ПО КЛАССУ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА
ПОЕДИНОК УЛЬЯНА ПАВЛОВНА
РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА
Дикция - это важнейший элемент вокального исполнительства. Не является секретом то, что ясной, четкой дикцией, грамотной речью обладает небольшое количество окружающих нас людей. Как мы понимаем «ясная, четкая, грамотная речь»? Это значит произносить предложение не «проглатывая» слоги и окончания слов, произносимый звук должен быть на хорошей опоре, надо уметь правильно дышать- произносить слова на крепком выдохе (говорить из себя), необходимо знать, как правильно произносится то или иное слово. Часто словосочетания пишутся, говорятся и поются не одинаково, по-разному.
Практика работы с учениками первых классов показывает, что до двадцати процентов детей приходят в школу с дефектами речи в той или иной степени. Многие дефекты речи можно было бы избежать, если вовремя родители с этой проблемой обратились- бы к специалисту –логопеду. Ответ всегда один - «не хватает времени». Поэтому я каждый урок в школе занимаюсь исправлением некоторых дефектов речи и работаю над правильным произношением текста песен. С первых уроков объясняю, что такое певческая установка, на сколько она важна для правильного дыхания и звукообразования.
Певческая установка должна быть свободная, корпус и шея выпрямлены, ноги всей ступней стоят на полу, подбородок не должен быть поднят – это ведет к не правильной манере пения. На первых уроках знакомлю детей с видами дирижерского жеста – внимание, вступление, снятие звука. Сам несколько раз показываю – как надо вступать, дышать, снимать звук по руке.
Звукообразование тесно связано с выработкой хорошей дикции. Смазанная, не ясная речь в пении – следствие вялых, не энергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из-за чего не достаточно открывается рот и не расчлененно звучат гласные. Для формирования дикции можно использовать игры на звукоподражание. Показывая образец произношения, делаю очень четкие движения ртом. Дети не произвольно подражают речевой манере педагога. Например в играх или рассказах могут быть объединены звукоподражания: кря-кря-кря (утка), пи-пи-пи (утята), ав-ав-ав (собака), та-та-та(барабан), ду-ду-ду (дудочка).
Аппарат дикции значительно легче формируется в младшем возрасте. В старшем возрасте бывает значительно труднее приучить к хорошей дикции ребенка с малоподвижными губами, который говорит сквозь зубы, поскольку нужно устранить уже сложившийся не правильный двигательный речевой навык.
Для совершенствования дикции в своей работе я применяю скороговорки. Они более выразительны, эмоциональны. На этих текстах работать удобно, просто и быстро. Скороговорки и поговорки легко заучиваются, что ведет к развитию памяти. Они служат для отработки техники речи, дикции в качестве тренировочных текстов. При их произношении необходимо сохранять в речи опору звука, легкую отчетливую дикцию, уметь подчинять голосовые модуляции (медленно-быстро, вверх-вниз, сильно-слабо). Дикционная четкость отрабатывается сначала в среднем темпе, потом в ускоренном и замедленном. И лишь после этого - в предельно быстром и медленном. Быстрое произношение скороговорок не должно нарушать целостности слова, допускать небрежного пропуска отдельных звуков.
Цель использования скороговорки - тренировка дикционного аппарата. Новую скороговорку произношу в замедленном темпе, отчетливо выделяя часто встречающиеся звуки. Читаю ее несколько раз не громко, ритмично. Ставлю перед детьми учебную задачу – послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, Затем дети самостоятельно в полголоса проговаривают ее. Для повторения сначала вызываю детей с хорошей памятью и дикцией, повторяю указание: говорить медленно, четко. После индивидуальных проговариваний скороговорка произносится хором: всей группой, по рядам, небольшими подгруппами, а затем вновь отдельными детьми и самим учителем. На повторных занятиях со скороговорками или, если текст легкий и дети сразу им овладели, можно разнообразить задания: предложить произнести заученную скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми, можно менять и темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям - подгруппами:
Первая – Расскажите про покупки!
Вторая - Про какие про покупки?
Вместе - Про покупки, про покупки, про покупочки мои!
Все эти приемы активизируют детей, развивают у них внимание. При повторении скороговорок детей следует периодически вызывать, чтобы остальные видели их артикуляцию , мимику. Оценивая ответ, обязательно указать на степень отчетливости произношения, правильность движения губ.
Начинать работу можно со следующих скороговорок:
-\Рыла свинья белорыла , тупорыла \, полдвора рылом изрыла \, вырыла, подрыла \.
-\Ужа ужалила ужица\, ужу с ужицей не ужиться\, уж уж от ужаса стал уже\ ,ужа ужица сьест на ужин\.
-\Бык, бык тупогуб \, тупогубенький бычок\, у быка бела губа\, была тупа\.
Первый раз говорить в среднем темпе, чтобы скороговорку услышали целиком. Второй - медленно, чтобы осознали, третий – быстро, чтобы проверили, получается ли быстрое произношение.
Медленное произношение должно осуществляться за счет более растянутого звучания самих слов и, в первую очередь ударного слога, не за счет пауз. Надо следить, чтобы не терялась правильная речевая позиция. Не завышать звук при ускорении.
На следующих скороговорках отрабатывается интонация. Попробуем изменить повествовательную фразу на вопросительную. Пример: «Чешуя у щучки, щетинка у чушки? Ответ - «Чешуя у щучки, щетинка у чушки». То же самое проделаем с последующими скороговорками самостоятельно: - «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет?» - «Ест Федька с блинами редьку, ест редька с блинами Федьку?» - «У нас на дворе - подворье погода размокропогодилась?»
Звучание речи становится выразительнее, если люди, предметы, факты, о которых мы говорим, оживлены нашим воображением, существуют в определенном времени и пространстве.
-«Баран буян залез в бурьян»
-«У бобра шапка добра, а у бобрят богаче наряд»
Сильное, хорошее звучание осуществляется за счет хорошей опоры дыхания, точной, отчетливой и легкой артикуляции.
-«В перелеске перепел перепелку перепел»
-«Мышь шуршит у шалаша, веткой шишку шелуша»
-«Лилии полили ли, иль увяли лилии»
Скороговорки не только помогают в развитии артикуляционного аппарата, но и развивают память. Проговаривая скороговорки желательно менять темп и силу звука:
-«\Не было бы счастья, \ да несчастье помогло \ .
-«\Где работают, там густо, \ а в ленивом доме пусто \ .
-«\Лень лени за ложку взяться ,\ а не лень лени обедать \.
-«\Пять перемен, да все одна редька :\ редька с квасом ,\ редька с маслом ,\ редька в кусочках ,\ редька в брусочках ,\ да редька целиком \.
-«\Сколько веревочке не виться ,\ а конец будет \.
-«\Не смотри на кличку ,\ смотри на птичку \.
-«\Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке.
Следующие скороговорки можно разделить по ролям:
-На дворе трава, на траве дрова .\ Раз дрова, два дрова, три дрова .\ Дрова вдоль двора, дрова поперек двора .\ Не вместит двор дров .\ Дрова выдворить на дровяной склад.
-Цапля чахла,\ цапля сохла,\ цапля мокла,\ цапля сдохла.
-Рыла свинья тупорыла, белорыла,\ полдвора рылом изрыла,\ вырыла, подрыла.
Для более четкого произношения и совершенствования артикуляционного аппарата небольшие скороговорки желательно повторять три-пять раз:
-Ткет ткач ткани на платки Тане.
-Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
-Водовоз вез воду из-под водопровода.
-Дробью по перепелам да по тетеревам.
-У Фили пили- Филю же и побили.
-Милая Мила мылась мылом; намылилась, смыла- так мылась Мила.
-Три свиристели еле-еле свистели на ели.
-Грабли- грести, метла- мести, весла- везти, полозья- ползти. –Звала по малину Марина Галину; Марина Галину звала по малину
-Летит гусь на святую Русь. Русь не трусь, это не гусь, а воробей ; вора бей не робей.
-Течет речка, печет печка :печет печка, течет речка.
-Три дроворуба на трех дворах дрова рубили.
-Мы ели, ели ершей у елиИх еле-еле у ели доели.
-Уточка – вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят.
-Пошел Ипат лопаты покупать. Купил Ипат пять лопат. Пошел через пруд, зацепился за прут. Упал в пруд Ипат, пропали пять лопат.
-Испугались медвежонка еж с ежихой и с ежонком, чиж с чижихой и чижонком, стриж с стрижихой и стрижонком.
Основное правило дикции в пении – быстрое и четкое формирование согласных и максимальная протяжность гласных: активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата, щечных и губных мышц, кончика языка. Для достижения четкости дикции особое внимание обращаю на гимнастику языка и применяю несколько специальных упражнений:
-Язык высовывается изо рта как можно дальше и при слабом и частом покусывании засовывается обратно и наоборот, зубы открыты – повторять-3-5-раз
-Язык между зубов, в правую сторону, упирается в щеку – часто покусывая засовывать обратно – повторять -3-5-раз
-Язык между зубов, в левую сторону, упирается в щеку – часто покусывая засовывать обратно - повторять-3-5-раз
-Шпага – уколы кончиком языка в правую щеку -3-5-раз
-Шпага – уколы кончиком языка в левую щеку -3-5-раз
-Шпага – уколы кончиком языка в верхнюю и в нижнюю губу, губы сжаты – по-3-5-раз.
Так же применяю упражнения на различные слоги:
-Да- 5раз говорить громко, язык твердо упирается в верхние зубы, нижняя челюсть энергично вниз, выдох активный
-Ду – 5 раз – выдох резкий без придыхания, губы твердо и жестко вперед
-Ди – 5 раз-рот широко растянут, воздух выталкивается прессом
-Трррр- мотоцикл –эр рассыпать как горох, громко, кончик языка должен биться об верхние зубы, слегка щекотать, с поворотом головы вправо- мотоцикл проехал, и влево.
Слоги – Бра, Бры, Бру, Бро, Бри – произносятся резко и громко, пресс напряжен. Все слоги произносятся твердыми губами, при активной работе языка. Регулярная работа со скороговорками, слогами даст свои положительные результаты уже через два-три месяца.



Используемая литература:
1. Беркман Г.Л., Гриценко К.С. Развитие дикции в процессе обучения пению (1-2классы) // М.: Изд-во АПН РСФСР, 1981. – С.104-138.
2. Войнова А.Д. Развитие чистоты интонации и правильной дикции в пении дошкольника // М.: Изд-во АПН РСФСР 1986. – С.57-95.
3. Гарбер Л.А. Воспитание дикционного внимания на уроках пения в начальных классах / Ученые записки Ленинградского пед. инс-та им. А.И.Герцена. 1985. – С.72-125.
4. Соколов В. Работа с хором // М.: Изд-во «Музыка» 3-е издание, 1967. – С.39-76