Урок литературы по теме Ф.Абрамов Из рассказов Олены Даниловны


Технологическая карта урока
Дата: 12.04.2017г.
ФИО учителя Гаджиева Т.М.
Предмет: литература
Класс: 5 «б»
Тема: « Ф.А. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны»».
Цель: знакомство с творчеством Ф.А. Абрамова; формирование умения составлять монологическую речь, давать характеристику главному герою.
Тип урока: комбинированный
УМК: З.Ф. Малышева. Чтение для 5 класса. М., «Просвещение», 2016г.
СОТ, методики, техники, методы: технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, словесный, наглядный, репродуктивный методы.Место и роль урока в изучаемой теме: 11 урок по разделу «О животных»
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия
Метапредметные БУД (-ы) Личностные БУД (-ы)
регулятивные познавательные коммуникативные - совершенствовать навык чтения в работе с рассказом «Из рассказов Олены Даниловны»;
-учить учащихся составлять монологическую речь в работе, характеристику героев. - формирование умения работать самостоятельно, в парах;
- умения оценивать свой результат учебной деятельности.
-развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию
-развитие монологической, диалогической речи;
-построение предложений-рассуждений;
-формирование умения отвечать на вопрос полным предложением - формирование умения выделять нравственные качества личности: доброту, заботливость.
Ход урока
Формы, методы, приёмы, средства организации деятельности обучающихсяДействия учителя по организации деятельности учащихся Действия учащихся (осуществляемые)
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока Вид контроля
предметные метапредметные БУД (Ы) Личностные
БУД(-ы) регулятивные
познавательные
коммуникативные
1 этап: «Организационный момент. Речевая разминка».
Цель: формирование умения сотрудничать с педагогом.
Словесный метод: слово учителя. -Доброе утро, ребята! Я рада новой встрече с вами. Сядьте правильно, следите за своей осанкой.
- Сейчас я проверю вашу собранность, которая необходима сегодня нам на уроке
- Солнце светит или греет?
- Капуста-ягода или фрукт?
- Бабочка бегает или летает?
- Сейчас весна или зима?
-А теперь давайте подготовим себя к работе, проведем речевую разминку.
- Повторяйте хором за мной.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится! Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Слушают педагога.
Вступают в диалог(отвечают на вопросы) Воспринимают
на слух речь
педагога, отвечают на вопросы,
мотивация научебную
деятельность. 2 этап: «Актуализация знаний. Целеполагание».
Цель: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, формирование умения работать в паре.
Словесный метод: беседа «вопрос-ответ».
Частично-поисковый метод: работа по карточкам.
Какой раздел вы изучаете?
Работа в паре: карточки «Соедини автора с его произведением»
- Скажите с творчеством какого писателя мы с вами еще не знакомы?
Какими качествами обладали герои прочитанных произведений?
Сегодня вы познакомитесь с произведением Ф. Абрамова «Из рассказов Олёны Даниловны».
Вы будете оценивать поступки героев, высказывать свое отношение к ним,
правильно, выразительно читать. И ответить на вопрос: «Что же такое добро в понимании Ф.А. Абрамова?» Осуществляют совместную деятельность (работа в паре) Следуют моральным нормам и этическим требованиям в общении. Вырабатывают уважительное отношение друг к другу в работе в паре.
Выполняют задания по карточкам.
Устный опрос.
Карточки.
3 этап «Открытие новых знаний».
Цель: формирование умения работать в паре, самостоятельно, умения выстраивать монологическую речь. Словесный метод: беседа «вопрос-ответ», загадки.
Наглядный метод: работа с портретом, иллюстрациями.
Частично-поисковый метод: работа по карточкам, работа с текстом.
1.Знакомство с писателем.
-Посмотрите на портрет писателя. Какие у него глаза?
Каким он вам кажется человеком?
О писателе.
- Федор Александрович Абрамов – известный русский писатель – родился в деревне Верколе Архангельской области, на реке Пинеге.
Все свои произведения он посвятил простым русским людям – стойким и душевно богатым, людям – труженикам. И, конечно, родной северной природе.
2. Чтение рассказа.
-Я начну читать рассказ, вы продолжите чтение «цепочкой». (*читают небольшие по объему отрывки).
Слушайте, как надо правильно и выразительно читать. Следите, отметьте слова, которые вам непонятны.
После прочтения, вы должны будете назвать героев рассказа.
ФИЗМИНУТКА
-Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять.
-Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 3 раза.
3.Словарная работа.
Неказистый
Благодать
Пернатая мелочь
Индивидуалист
Божья тварь
Бессловесная тварь
4.Анализ рассказа.
- От чьего имени ведется рассказ?
- Где происходят события, описываемые в рассказе?
- Прочитайте, как выглядел домик?
- Почему «домик», а не «дом»?
-Понравилась ли автору дача Туркиных? Найдите ответ в рассказе. (*инструкция с номером страниц)
-Каким колдовством приманивает бабушка Олена Даниловна пернатую мелочь? Зачитайте ответ.
-Назовите, какие птицы живут у неё. Найдите ответ в рассказе. (*инструкция с номером страниц) -----Работа с карточками: «Собери картинку» (разрезанные картинки с изображением птиц)
-«Угадай, кто я» (загадки о птицах).
-Как заботилась о своих подопечных Олена Даниловна. Ответ подтвердите примерами из текста.
- Почему внук назвал бабушку доктором Айболитом?
-Какими именами называет бабушка своих подопечных животных? (Работа с иллюстрациями животных: лягушка, еж, бурундук).
-Найдите и зачитайте портрет Олены Даниловны. -Выберите прилагательные,
характеризующие Олену Даниловну (карточки).
-Хотелось бы вам побывать у неё в гостях? Почему? Совершенствуют навык чтения. Решают поставленные учебные задачи. Строят речевое высказывание, находят ответы на вопросы, сопоставляют и делают выводы. Вступают в диалог. Излагают свое мнение, аргументируют свои ответы, дают оценку героям.
Следуют моральным нормам и этическим требованиям в общении. Дают полные ответы на вопросы, выполняют задания по карточкам,
читают и анализируют рассказ. Устный опрос
Чтение текста
Карточки
Работа с иллюстрациями
.
4 этап: «Закрепление».
Цель: проверка и закрепление восприятия текста.
Словесный метод: словесное рисование.
Проблемный метод: рисование при помощи картинок.
Наглядный метод: работа с иллюстрациями.
-Нарисуем дачу Туркиных с помощью слов и картинок на доске.
-Что у нас главным будет в картине? Значит дом нарисуем на переднем плане.
-Какой у нас будет дом?
- Что могло расти на территории усадьбы?
- Где стояла скамейка?
-Что расставила бабушка для птиц? ( Ребята описывают и прикрепляют картинки на доске). Решают поставленные учебные задачи. Вступают в диалог. Излагают свое мнение. Рисуют словесную и наглядную картину дачи Туркиных. Устный опрос
Работа с наглядным материалом
5 этап: «Итог урока. Рефлексия».
Цель: формирование умение делать выводы, адекватно оценивать свою деятельность.
Словесный метод: беседа «вопрос-ответ». - Какими же качествами обладала бабушка Олена Даниловна?
- Кто написал рассказ об Олене Даниловне?
-Что же такое добро в понимании Ф.А. Абрамова?
-Ребята, спасибо вам за работу на уроке. (Выставление оценок)
-А сейчас оцените сами свою работу на уроке. Если вам урок понравился и вы довольны своей работой, выберите солнышко, а если нет – тучку.
Д/з. стр. 191, вопрос №6. Дают самооценку деятельности. Отвечают на поставленные вопросы.
Делают выводы о результатах своей работы. Устный опрос