Сценарий мероприятия Вечер русского романса


СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
«Вечер русского романса»
Цель: знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи.
Задачи:
познакомить учащихся с вокальным жанром романса, его происхождением, жанровыми признаками;
совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;
проследить связь музыки, литературы, изобразительного искусства;
развивать представления о музыкальных инструментах;
развивать творческое мышление и певческие навыки;
обогатить духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус.
Ход мероприятия:
Когда звучит напев старинный,                           Он будто призывает нас                           Уйти за ним дорогой длинной                           Туда,где встретит нас романс.                              Он истомит и очарует,                            Заставит верить и любить,                            Где сердце заново тоскует,                            И вечер дивный не забыть.                            Потом неистово и страстно                            Достигнет он таких вершин,                            Где будет многое подвластно,                            И ты не сможешь быть один...                            В цыганский табор,вслед за ними                            И за кибиткой кочевой,                            Петь их романсы удалые,                            И слиться в пляске огневой!                                                          Наталья Исаева Горецкая

Ведущий:   Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на вечере, посвященном русскому романсу.    Как часто в концертах, по телевидению, в домашнем музицировании мы слышим вокальные произведения, отличающиеся исключительной выразительностью, яркой мелодикой, образным поэтическим словом, редким слиянием идеи поэтической с музыкальной. Эти произведения часто коротки по объему, голос их негромок и обращен не к массовой аудитории слушателей, а к каждому из сидящих в зале, так просто и задушевно ведется в них повествование о самых сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях.    Эти произведения называются романсами.
Ведущий:
Лишь только вечер затеплится синий,Лишь только звезды зажгут небеса,И черемух серебряный иней,Уберет жемчугами роса.
Отвори потихоньку калитку,И взойди в тихий садик, как тень,Не забудь потемнее накидку,Кружева на головку надень.
Ведущая:
Снился мне сад в подвенечном уборе,В этом саду мы с тобою вдвоем. Звезды на небе, звезды на море,Звезды и в сердце моем.
Листьев ли шепот иль ветра порывыЧуткой душою я жадно ловлю.Взоры глубоки, уста молчаливы:Милый, о, милый, люблю.
Ведущий: Вы, конечно, узнали и эти строки.
Ведущий: В музыкальной жизни России романс занял определенное место со второй половины XVIII века. Постепенно этот жанр как бы разделился на два потока: классический, “профессиональный” романс и романс бытовой, любительский (т.е. создаваемый музыкантами-любителями).
Ведущая: Классический романс, занимая видное место в концертной деятельности многих исполнителей, сформировался в творчестве таких великих композиторов, как Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский, Рахманинов.
Ведущий: Бытовой романс по своему характеру и большей простоте формы был ближе песням. Хотя композиторы-классики обращались к бытовому романсу, все же творили в этом жанре, в основном, любители. То, что бытовой романс сохранил популярность в течение почти 250 лет, говорит о высоком уровне любительского музицирования прошедших эпох. Лучшие образцы коллекции русского романса являются поистине шедеврами.
Ведущий 1: Романс…Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.
РОМАНС «БЕЛЕЕТ ПАРУС…» Ибадла Ф.
Ведущий: Сегодня мы познакомимся с историей возникновения романса и развитием этого музыкального жанра в России. Многие из вас с удовольствием слушают романсы или сами их поют. А где же впервые появился романс? Откуда пришел к нам на русскую землю? Что обозначает это слово?
Ведущий 2: Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII - XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», то есть исполняемый на «романском» языке (так назывался тогда испанский), а не на латинском – официальном языке католической церкви. Как это понимать? Очень просто. В то время в Испании все церковные песнопения исполняли на латыни, а так называемые светские песни пели на национальном языке. Потому произведение, написанное на романском языке, называли романом, а стихотворения, положенные на музыку – романсами. Позже романсом в Испании стали считать всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепьяно.
Итак, романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, которое исполняется в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепиано.
Ведущий 2: Лирические песни о любви существовали во всех странах во все времена. Их пели и городские барышни, и деревенские девушки. Аристократы XVII века относились к простонародным песням презрительно. Даже само слово «песня» казалось им плебейским. Вот тогда-то произведения с любовным содержанием и чувствительной мелодией и стали называть во всей Европе красивым испанским словом «романс» в отличие от простонародных песен.
РОМАНС «СЛОВНО БАБОЧКА К ОГНЮ» Эюпова С.
Ведущий 1: В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, причем не только композиторами, но и певцами-любителями. Их имена часто оставались неизвестными.
Ведущий 2: А вот имена тех, кто известен на весь мир: Александр Сергеевич Даргомыжский, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Александрович Алябьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Михаил Иванович Глинка и другие. Сколько изумительных романсов было создано великими композиторами! Только Петром Ильичем Чайковским написано более 100 романсов. Они близки и понятны нам сегодня так же, как были близки и понятны людям XIX и XX веков.
РОМАНС «Отцвели хризантемы» 
Ведущий 1: Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов легко запоминаются. В них звучат слова о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – слова о том, что трогает душу каждого человека.
Они уносят дух – властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить.
Душа безумная томится и желает –
И петь, и плакать, и любить. (В.И. Красов «Звуки», 1835г.)
Необыкновенно проникновенные романсы, раскрывающие чувства человека, образы природы, размышления об искусстве создавал Алябьев.
РОМАНС «СОЛОВЕЙ», Гоняк В. И Садыкова М.
Ведущий 2: Со временем романс расширил свои рамки, наполнился любовным, шуточным, сатирическим содержанием. Появились его разновидности: элегия, баллада, драматический монолог, городской, цыганский и народный романс.
Ведущий 1: Цыганский романс возник так. Цыгане, не имея красивых текстов песен, стали исполнять произведения русских авторов так мастерски, что слушатели воспринимали их как цыганские романсы. Цыганским стал романс «Гори, гори, моя звезда». Жизнь его автора – талантливого русского композитора Петра Петровича Булакова, проходила в тяжелой нужде. Из милости композитора приютил в своей московской усадьбе Кусково граф Шереметьев. С тех пор прошло более 100 лет, а мелодии П.П. Булакова звучат, помогая людям пережить невзгоды.
РОМАНС «КАЛИНА» Эюпова С,
Ведущий 1: Романс – драматический монолог исполняется от первого лица, и позволяет своему автору выразить все те чувства и размышления, которые его переполняют. Он может быть своеобразной исповедью, раскрывающей душу своего героя. Сейчас для нас прозвучит романс – драматический монолог «Только раз бывает в жизни встреча».
РОМАНС «Только раз бывает в жизни встреча» (сл. П. Германа, муз. Б. Фомина) Гоняк В.Ведущий 2: Романс в России стал настолько популярным, что у него появилась своя биография. Необычна судьба многих известных романсов. Они были созданы в светлые мгновения жизни поэтов и композиторов, сохранили часть их жизни и души.
РОМАНС «НА ЗАРЕ ТЫ ЕЕ НЕ БУДИ» Садыкова М.
Ведущий 2: Любовь к романсу непреходяща. Он звучал много лет назад и звучит сегодня. Он волновал души великих людей и простых смертных. Но романс не был бы так популярен без замечательных исполнителей, приносящих в наши сердца трепет, волнение, глубину чувств.
РОМАНС « А напоследок я скажу» Гоняк В.(сл. Б. Ахмадулиной, муз. А. Петрова)Ведущий 1:
Грустит романс тревожно и светло,
И к вам непостижимо в слове каждом.
Приходит откровение само,
Как вы в мою судьбу вошли однажды.
Романс вошел в нашу жизнь. Он затрагивает в душе самые невидимые струны прекрасного, высокого, необъяснимого. Конечно, сегодня мы не успели побеседовать обо всех романсах, их авторах и исполнителях. Да это и невозможно. А потому не будем прощаться, лишь скажем: «До новых встреч на вечере русского романса!»