Функции руководителя хореографического коллектива
ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность любого коллектива во многом зависит от умелого и грамотного руководства. Руководство – это произвольное (целенаправленное) воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности в соответствии с намерениями руководителя. Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Необходимой предпосылкой эффективного педагогического руководства развитием личности участников хореографических коллективов является умение ставить перед собой цели, умение планировать свою деятельность, делегировать полномочия, моделировать, проектировать и т.д. Также успешное руководство определяется набором личных качеств руководителя, которые впоследствии определяют действие.
Руководитель любительского хореографического коллектива, как правило, работает в школах искусств, школах-студиях, Дворцах культуры, внешкольных детских и юношеских учреждениях культуры; обеспечивает эстетическое и художественное воспитание, образование и творчество детей и взрослых.
Осуществляя руководство любительским хореографическим коллективом, руководитель должен знать современное состояние и тенденции развития народного творчества и художественной самодеятельности в регионе, области, принципы организации художественного творчества, основы хореографического исполнительства, методику и организацию учебно-воспитательного процесса в хореографических коллективах художественной самодеятельности.
В качестве основных профессионально важных качеств руководителя любительского хореографического коллектива выделяют следующее: хореографические данные; художественный вкус; трудолюбие; чувство ответственности; музыкальный слух; организаторские способности; педагогический такт; творческая инициатива, внимательность. Обладание перечисленными качествами дает возможность руководителю создать благоприятный психологический климат в коллективе.
Успешность руководства любого руководителя определяется действием: умением ставить цели, умением планировать, умением делегировать свои полномочия и т.д. Остановимся на наиболее важных.
1. Постановка цели. Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим ученикам и сотрудникам – это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя хореографического коллектива.
2. Планирование. Планирование – это проектирование желаемого будущего и эффективные пути его достижения. Планирование - это процесс принятия решений.
3. Делегирование полномочий – условия рациональной организации управления. Делегирование – это передача определенных функций, полномочий от вышестоящего руководства к нижестоящему. Благодаря делегированию своих обязанностей руководитель, во-первых, формирует для себя и коллектива благоприятную атмосферу для творчества. В этой обстановке руководитель может позволить себе сосредоточиться на основных своих функциях - постановка танцев, поиск сюжета для танцевальных композиций, подбор музыкального материала. И, во-вторых, координированная работа «команды» обеспечивает наиболее успешную деятельность коллектива. Но при всем при этом руководитель остается беспрекословным лидером, который является генератором идей, вдохновителем коллектива и определяет направление его развития.
Во многом направленность обучения в любительских хореографических коллективах зависят в первую очередь от квалификации педагогов, которые непосредственно руководят учебно-воспитательной деятельностью. Они конкретизируют цели каждого занятия, определяют формы их организации, планируют учебно-воспитательный материал, дополняя его новыми данными об истории и современной жизни танца, подбирают танцевальную музыку, определяют методы и приемы разучивания репертуара и т.п. Педагог показывает и объясняет танцевальные движения, помогает овладеть профессиональными умениями и навыками, организует вечера практики, конкурсы, соревнования. Одновременно он формирует у учащихся любовь к танцу, потребности и интересы к содержательному проведению досуга и общения эстетически согласованной среде.
Чтобы квалифицированно преподавать, быть подлинным воспитателем высоких эстетических вкусов и взглядов руководитель должен свободно владеть теорией, методикой и практикой обучения и воспитания учащихся в различных хореографических коллективах. Столь высокие требования к руководителю хореографического коллектива предъявляются за счет того, что он является основным фактором и залогом успешного развития коллектива и своей профессиональной деятельности.
Осуществляя руководство деятельностью любительского хореографического коллектива руководитель выполняет определенные функции. За многолетний период исследований было предложено множество различных классификаций этих функций. Дифференцирование их имеет условный характер, так как на практике все функции неразрывно связаны друг с другом и взаимно переплетены. Чтобы осуществлять процесс педагогической деятельности в хореографическом коллективе, руководитель должен обладать следующими функциями:
1. Коммуникативная – это способность педагогического общения с учащимися. Ее специфика состоит в том, что такое общение осуществляется под руководством педагога и нацелено на решение учебно-воспитательных задач. Педагогическое общение в хореографическом коллективе многообразно. Оно включает в себя и непосредственное отношение педагога к учащимся и учащихся между собой: их сопереживание и взаимопонимание, обмен информацией, взаимодействие их друг с другом. В одних случаях общение педагога с учащимися устанавливается в процессе занятий и репетиций, в других – в процессе обсуждения конкурсов и соревнований. Иногда педагог устанавливает общение с одним учащимся, иногда - со всем коллективом. В соответствии с определенными задачами педагог осмысливает конкретную ситуацию обучения и воспитания и строит свои действия, сопровождая пояснениями, жестами, показывает учащимся танец целиком или его отдельный фрагмент. Чтобы учащиеся могли усвоить учебный материал, они должны его понять и на этой основе повторить за педагогом танцевальные движения, объяснить своё понимание этих движений.
Можно выделить несколько уровней педагогического общения. Общение, которое мы относим к первому уровню, складывается на начальной стадии обучения, когда педагог ещё недостаточно хорошо изучил своих учащихся, а учащиеся плохо знают друг друга. Этот уровень носит весьма поверхностный характер. Второй уровень характеризуется тем, что в процессе учебно-воспитательной работы формируется взаимопонимание педагога с большинством наиболее активных учащихся. В коллективе постепенно складывается атмосфера общей заинтересованности. Третий уровень общения проявляется в установлении отношений товарищества, сотрудничества и взаимопонимания. Четвертый уровень общения определяется наиболее глубокими отношениями между учащимися. Под руководством педагога они в процессе совместной деятельности осознают взаимную ответственность и зависимость. Понимая свою роль и место в коллективе, учащиеся предъявляют высокие требования не только к другим, но и к себе. Следовательно, способность общения с учащимися предполагает формирование важнейших качеств воспитателя. Эта способность проявляется в развитии педагогической наблюдательности: опытный педагог с «первого взгляда» оценивает сложившееся положение и принимает определенные решения, по небольшим внешним проявлениям чувствует особенности учащихся и возникающие у них затруднения.
2. Организационная функция. Педагогу также необходимо иметь и организаторские способности. Прежде всего, они сказываются в умении планировать свою деятельность, в которой воедино слита его профессионально-хореографическая и психологическая подготовленность. В плане должны чередоваться различные компоненты работы с учащимися; от интенсивных нагрузок до небольших пауз отдыха. Организаторские способности характеризуются и тем, как правильно спланированные занятия осуществляются в реальном учебно-воспитательном процессе. Хорошо организованные занятия оставляют у учащихся чувство удовлетворенности: сегодня они получили знания, овладели новыми танцевальными движениями, закрепили ранее пройденное и т.п. Педагог должен научиться контролировать свою деятельность, критически оценивать характер руководства и управления, организовать учебную деятельность каждого учащегося и коллектива в целом. Организаторские способности педагога непосредственно влияют на эффективность каждого учебного занятия и всего процесса обучения в целом. В самом деле, если, например, педагог – прекрасный исполнитель танцев и любит работать с детьми, но не обладает организаторскими способностями, то его занятия могут оказаться малопродуктивными.
Чтобы добиваться успехов в осуществлении поставленных целей и быть готовым к преодолению трудностей, возникающих в учебном процессе, педагог должен вырабатывать у себя необходимые волевые качества. Воля педагога проявляется в его целеустремленности, настойчивости и упорстве в работе по совершенствованию профессионально-педагогического мастерства. Не менее важное волевое качество – умение владеть собой. Оно проявляется в том, что даже при создавшихся неприятных обстоятельствах (например, учащийся в присутствии всего коллектива выражает недовольство чем-либо) педагог обладает выдержкой и терпением, и это помогает ему успешно справиться с возникшими затруднениями.
3. Воспитательная функция. При обучении в хореографическом коллективе воспитательная деятельность имеет свою специфику. Воспитание - это формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и общения внутри коллектива и вне его. Решая специфические задачи воспитания средствами танца, педагог рассматривает их как составную часть комплексного воспитательного процесса, который ведется в нашем обществе. Основные направления воспитательной работы: эстетическое воспитание, нравственное воспитание, этика поведения. физическое воспитание.
4. Психологическая функция. На основании многолетнего изучения опыта большого числа коллективов можно сделать вывод, что особенности психического развития учащихся находятся в зависимости от возраста, образования и стажа их занятия. Изучение опыта показывает, что если обучение танцам педагогически правильно и творчески интересно, то происходит изменение учащихся в целом. Поэтому педагог должен создавать условия подлинно творческой активности, позволяющей учащимся проявлять инициативу и самостоятельность. А для этого ему необходимо хорошо знать психологические особенности каждого возраста учащихся. Также ему необходимо уметь уловить психологическое состояние людей, их чувства и переживания, определить мотивы их поведения, поступков, и, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей, найти самую эффективную меру воспитательного воздействия, которая не оскорбляла бы самолюбие и достоинство, не отталкивала, а наоборот, вызывала желание задуматься над своими поступками, стремление их исправить, сделать полезным своё пребывание в коллективе.
5. Информационная функция – это функция, связанная не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками информации, библиографиями, умения добывать информацию из всевозможных источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса.
В ходе обучения информационная функция проявляется так:
– Доступно, с учетом специфики предмета, уровня обученности (подготовленности) учащихся, их жизненного опыта и возраста излагать учебный материал;
– Используя различные методы обучения и их сочетания (рассказ, беседа, проблемное обучение и др.), логически правильно выстроить процесс преподавания и усвоения учебной информации учащимися;
– Оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися учебного материала;
– Оперативно изменять логику и способ обучения учащихся.
6. Мобилизационная функция – это умение учителя: привлекать внимание учащихся, развивать у них устойчивый интерес к учению; формировать потребность в знаниях; творческое отношение к явлениям окружающей действительности путем создания и решения проблемных ситуаций; разумно использовать методы поощрения и наказания и др.
7. Управленческая функция. Одна из особенностей этой функции заключается в том, что она требует осуществления руководителями множества разнообразных управленческих работ.
Таким образом, к руководителю любительского коллектива предъявляется ряд профессиональных требований, соответствуя которым он будет грамотно организовывать занятия. Руководитель любительского коллектива выполняет следующие функции: коммуникативная, организационная, воспитательная, психологическая, информационная, мобилизационная и управленческая. Чтобы квалифицированно преподавать, быть подлинным воспитателем высоких эстетических вкусов и взглядов руководитель должен свободно владеть теорией, методикой и практикой обучения и воспитания учащихся в различных хореографических коллективах.