Предоставление опыта по теме Компетентностно-ориентированные задания как условие реализации компетентностного подхода
Вычужанова Галина Николаевна
Преподаватель специальных дисциплин,
ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»
г. Чернушка
Компетентностно-ориентированные задания как условие реализации компетентностного подхода
Современное образование выходит на более высокий технологический уровень, подтверждение этому переход на стандарты третьего поколения. Сформированные профессиональные и общие компетенции должны стать образовательными результатами реализации новых ФГОС, а компетентностно-ориентированные задания являются основой для формирования всех видов компетенций.
Компетентностно-ориентированные задания – это задания направленные на развитие компетенций.
Каждая составляющая КОЗ подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что КОЗ организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий
Структура компетентностно-ориентированного задания:
Стимул - погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение;
Задачная формулировка - точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;
Источник информации - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания;
Бланк для выполнения задания - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания;
Инструмент проверки (слайд)
Инструмент проверки:
аналитическая шкала - способ детализации критериев оценки результатов выполнения заданий открытого типа, состоит из единой шкалы, которая используется для оценки заданий открытого типа со свободной формой ответа, и специфической шкалы, применяемой для оценки каждого конкретного задания и уточняющей единую шкалу по параметрам «содержание» и «организация» устного или письменного ответа учащегося;
модельный ответ - перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа;
ключ - эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа;
бланк наблюдения - способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащегося по выполнению задания. (слайд)
Для примера возьмем две компетенции: информационную и коммуникативную
При формировании коммуникативной компетентности выделяют следующие аспекты:
Письменная коммуникация
Публичное выступление
Диалог
Продуктивная групповая коммуникация
Основные аспекты сформированности информационной компетентности:
Планирование и поиск информации
Извлечение первичной информации
Извлечение вторичной информации
Обработка информации (слайд)
Причем каждый аспект может быть сформировании на 1, 2 и 3 уровне
1-ознакомительный
2-репродуктивный
3-продуктивный
Прежде чем приступить к разработке КОЗ, необходимо ответить на следующие вопросы:
Какую компетенцию предполагаете формировать?
Какой аспект данной компетенции предполагается формироваться?
На каком уровне данный аспект предполагается формироваться?
После этого можно прописать задачную формулировку, т. е, что необходимо выполнить в задании. Затем указать источник(и) информации, бланк и инструмент проверки. И только после этого написать стимул к заданию
Примеры разработанных КОЗ:
Задание 1:
Стимул
В жизни каждого из вас бывают ситуации, которые требуют определенных консультаций со стороны специалистов, но используя программу «Консультант Плюс» вы сами можете найти ответ на интересующий вас вопрос.
Задачная формулировка
Для выполнения данного задания вам необходимо воспользоваться программой «Консультант Плюс» и ответить на поставленный вопрос. Ученик 4 курса ФИО был отчислен из учебного заведения в связи с призывом в армию. Имеет ли право он на восстановление?
Источник информации
Программа «Консультант Плюс»
Бланк
Ключ – правильный ответ на поставленный вопрос
Задание на формирование информационной компетенции 1 уровня
Задание 2:
Стимул
От умения правильно выстроить беседу с клиентом зависит приобретет ли клиент страховой полис именно у вас. А от количества проданных полисов зависит ваш доход.
Задачная формулировка
Проведите переговоры при следующих условиях: Страховой агент убеждает клиента приобрести страховой полис.
Источник информации
Конспект с основными правилами ведения переговоров
Бланк
Модельный ответ – представленный публично процесс переговоров
Задание на формирование коммуникативной компетенции 2 уровня (групповая коммуникация, публичное выступление)
Задание 3:
Стимул
Хотите привлечь клиентов, дайте рекламу вашему агентству. От того сколько клиентов вы привлечете, будет зависеть ваш доход
Задачная формулировка
Для выполнения данного задания вы можете воспользоваться интернетом, программой PowerPoint, ватманами, листами формата А4, маркерами. Разработайте рекламу вашей страховой компании
Источник информации
Интернет ресурсы
Бланк
Программа PowerPoint, ватманы, листы формата А4
Задание на формирование информационной и коммуникативной компетенции (планирование и поиск информации 2 уровень, публичное выступление 1 уровень, продуктивная групповая коммуникация 2 уровень)
Задание 4:
Стимул
Перед внесением записей, обсудите друг с другом точность формулировок, внесите записи так, чтобы у работника не возникло в будущем проблем.
Задание
Заполнение трудовой книжки по предложенным данным:
В вашу организацию принят новый работник, не имеющий трудовой книжки, так как он поступает на работу впервые. Вам необходимо заполнить трудовую книжку в соответствии с требованиями, пользуясь представленными документами.
Источник информации
заявление, документы (паспорт, свидетельство о рождении, студенческий билет).
Бланк
Программа ««Офис-менеждер»
Задание на формирование информационной компетенции (извлечение и обработка информации 1 уровня)
Задание 5:
Стимул
Внимательно ознакомьтесь с данными практического задания и критериями оценивания работы. Представьте, что вам сейчас предстоит сделать запись в реальную трудовую книжку. Выберите, какой из описанных формулировок вы воспользуетесь.
Задание
Составьте план своих действий. Внесите записи в заготовки трудовых книжек с исходными данными практического задания. Обоснуйте свой выбор. Время выполнения задания- 5-7 минут.
Источник информации
папки-конспекты с заданиями; критерии оценивания.
Бланк
копия действительной трудовой книжки, эталон заполнения.
Задание на формирование коммуникативной компетенции (письменная коммуникация, публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация 1 уровень)
15