Мастер-класс на тему Реализация деятельностного подхода в обучении через организацию учебного исследования. физика. 10 класс


Мастер – класс
Реализация деятельностного подхода в обучении через организацию учебного исследования
Автор: Дубиляс Наталья Юрьевна,
учитель физики высшей
категории ГБОУ СОШ № 603
г. Санкт-Петербург
(слайд № 1) «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта»
Кант Иммануил,
немецкий философ


Этапы мастер – класса:
- Представление педагогической концепции технологии деятельностного подхода.
- Моделирование занятия по данной технологии.
- Имитация урока.
- Моделирование.
- Рефлексия ( дискуссия по результатам деятельности).
Здравствуйте, уважаемые члены жюри, участники конкурса, коллеги! (слайд № 2) Представляю вашему вниманию мастер – класс
по теме «Деятельностный подход к обучению: Урок «открытия» новых знаний с помощью исследовательского метода».
(слайд № 3 ) Цель мастер – класса - создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором: а) приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика;
б) формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно- экспериментальной работы.
Школа сегодня меняется. ускоряются темпы жизни. От выпускника школы требуются:
мобильность
креативность;
способность применять знания на практике;
умение мыслить нестандартно.
Все это требует качественных изменений в работе учителя, поэтому в своей работе я придерживаюсь таких правил:
смещение акцентов с содержания обучения на процесс обучения;
создание для каждого ученика возможности реализовать свою потребность в познании;
ориентация на овладение учащимися общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной культурой, культурой деятельности.
Технология, которую я сегодня представляю, может рассматриваться как мощная инновационная образовательная технология.
Основной задачей в данном случае является формирование исследовательских умений, потребности в серьезной мыслительной работе, самостоятельности мышления.
(слайд № 4) Особенности этой технологии вы можете видеть на слайде:
- ориентир на личность учащегося;
- деятельностный подход;
- проблемное обучение;
- не командовать, а организовывать;
- не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
(слайд № 5) Прошу обратить внимание на слайд. В основе данного метода обучения лежат научные идеи, разработанные ведущими российскими педагогами под руководством Исаака Яковлевича Лернера.
Предлагаю рассмотреть приемы моделирования учебных занятий на основе данной технологии.
Чтобы учебное занятие соответствовало данной технологии, важно соблюдение следующих принципов:
Четкая разработка цели и задач обучения и воспитания;
Структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;
Комплексное применение дидактических и информационных средств обучения и контроля;
Достаточно высокий уровень качества обучения.
(слайд № 6) Формы организации учебных занятий могут быть разными.
Исследовательской деятельностью мои ученики занимаются как на уроках, так и вне уроков. ( исследование «Какую воду мы пьем?», ….
(слайд № 7) Подробнее хочу остановиться на модели урока по технологии деятельностного подхода в обучении. Урок «Открытие нового знания».
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Постановка проблемы.
«Открытие» детьми нового знания.
Первичное закрепление.
Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Повторение.
Итог урока.
Сейчас я и мои помощники попробуем смоделировать фрагмент урока в 10 классе по теме «Поверхностное натяжение», в ходе которого ученики «открывают» новое знание.
(слайд № 8) Цель и задачи нашего урока вы можете видеть на слайде
2 этап урока - Актуализация знаний:
Каждый из нас в своей повседневной жизни постоянно сталкивается с обыденными с одной стороны, но удивительными, с другой стороны, явлениями.
(слайд № 9) Все дети прекрасно знают, что «куличики» и замки можно строить только из мокрого песка. Сухие песчинки не пристают друг к другу. Но так же не пристают друг к другу и песчинки, целиком погружённые в воду. Во время купания мы замечаем, что наши волосы расходятся в воде и тут же слипаются, если мы выйдем из воды. По поверхности воды легко скользят водомерки. Пролитую жидкость можно вытереть тряпкой. А кто же не знает русской поговорки: выйти сухим из воды! Точно установить дату появления мыльных пузырей невозможно. Но древние фрески, найденные при раскопках города Помпеи, свидетельствуют о том, что уже тогда дети забавлялись, выдувая мыльные пузыри. Эти маленькие летающие шарики всегда тешили воображение детей и взрослых.
Предлагаю и вам позабавиться ( выдуваем пузыри) Оказывается, из этого занятия можно извлечь много полезных физических знаний. Заметим, что мыльный пузырь имеет почти правильную сферическую форму. Если прекращают выдувать пузырь, то он самопроизвольно сокращается и его поверхность уменьшается. (видеофрагмент 00020, слайд № 10, «ученики» выдувают мыльные пузыри )
Вопрос: Почему?
А теперь попробуем положить бритвенное лезвие на поверхность воды. Оно не тонет. Но если погрузить это же лезвие в глубину, оно пойдет ко дну. Почему? (видеофрагмент 00046, слайд № 10, «ученики» пытаются положить лезвие ( скрепку) на воду)
Очевидно, свойства поверхности жидкости отличаются от свойств остальной ее части. (слайд 10, слайд 11)
(слайд 12) 3 этап урока – постановка проблемы.
Для того, чтобы ответить на вопрос: От чего же зависит поверхностное натяжение, мы проведем учебное исследование.
Для проведения исследования, класс делю на группы, у каждой - свое задание. Степень самостоятельности может быть разной: группа может получить четкие инструкции что и как надо делать, а самостоятельно формулировать только выводы ( вот как сейчас), а может быть иначе: учащиеся могут сами спланировать эксперимент, отобрать приборы для его проведения, провести опыты, получить результат, сделать выводы.
( слайд 13) 4 этап урока – «Открытие» нового знания.
Группы получают задание на листочках: Уважаемые экспериментаторы! Вы можете приступать к работе.
1 группа: Исследовать зависимость поверхностного натяжения от рода вещества.
Задание: Определите с помощью опыта, увеличивается или уменьшается поверхностное натяжение воды в результате растворения в ней мыла, сахара, спирта.
Цель эксперимента: продемонстрировать, что различные вещества, растворенные в воде, изменяют ее поверхностное натяжение.
Материалы: две зубочистки, пипетка, мыло, сахарный леденец, спирт, миска с чистой водой.
Процесс:
Положите на середину водной поверхности две зубочистки, чтобы они находились близко друг от друга.
Окуните кончик мыла или сахарный леденец в воду между двумя зубочистками, запишите результаты наблюдений.
Капните каплю спирта на воду между зубочистками, запишите результат наблюдений.
Что вы наблюдаете? Запишите, пожалуйста, в таблицу.
Опыт Раствор Результаты наблюдений
1 Мыло 2 Сахарный леденец 3 Спирт
2 группа: Исследовать зависимость поверхностного натяжения от температуры.
Задание: Определите с помощью опыта, увеличивается или уменьшается поверхностное натяжение воды в результате изменения её температуры.
Цель эксперимента: продемонстрировать, что поверхностное натяжение воды зависит от температуры.
Материалы: зубочистки, миска с чистой водой, 2 пипетки, горячая вода.
Опыт 1):
Положите на середину водной поверхности две зубочистки, чтобы они находились недалеко друг от друга.
Накапайте на водную поверхность между зубочистками горячую воду.
Опыт 2)
Наберите в пипетку холодной воды, определите количество капель в ней.
Наберите в пипетку такое же количество горячей воды, определите количество капель в ней.
В каком случае капель больше? Сделайте вывод.
Что вы наблюдаете? Запишите, пожалуйста, в таблицу.
Опыт Результаты наблюдений
1 2 3 группа: Исследовать зависимость величины и прочности мыльного пузыря от рода вещества.
Задание: Определите с помощью опыта, как влияет вид мыльного раствора на величину и прочность мыльного пузыря.
Цель эксперимента: продемонстрировать, что величина и прочность мыльного пузыря зависит от вида мыльного раствора.
Материалы: устройство для выдувания мыльных пузырей, разные мыльные растворы: средство для мытья посуды «Fairy», раствор туалетного мыла, специальный готовый мыльный раствор.
Процесс: Выдувайте мыльные пузыри, пользуясь разными растворами, пронаблюдайте за их размерами и прочностью.
Итог: величина и прочность мыльных пузырей зависит от вида мыльного раствора, объясните явление.
Что вы наблюдаете? Запишите, пожалуйста, в таблицу.
Опыт Вид раствора Результаты наблюдений
1 Средство для мытья посуды «Fairy»
2
Раствор мыла
3
Специальный готовый мыльный раствор ( слайд № 14) Любой учебный эксперимент ставится с определенной целью, но самое ценное в нем то, что эксперимент позволяет поднять учащихся на более высокий уровень развития познавательного интереса, так как он связывает теорию с практикой, показывает применение теоретических знаний и необходимость их экспериментального подтверждения.

(слайд № 15)
В результате применения данной технологии, мы получаем учащихся, у которых в значительной степени развиты мышление и такие умения, как:

- умение вести наблюдения;- умение планировать исследование;- умение производить измерения и расчеты;- умение проводить эксперименты;- умение давать определения понятиям;
- умение представлять результаты исследований в разных знаковых системах: с помощью таблиц, графиков, схем, формул;
- умение пользоваться специфическим языком данной науки;
-умение работать в команде;
- навыки публичного выступления. (метапредметные умения)
Ну, а пока наши экспериментаторы работают, я поясню, чем они занимаются.
( слайд № 16) 1 группа получила задание: Исследовать зависимость поверхностного натяжения от рода вещества. Для этого на поверхность воды между зубочистками они помещают мыло, сахар, каплю спирта. ( видеофрагмент)
( слайд № 17) 2 группа исследует зависимость поверхностного натяжения от температуры.
( слайд № 18) 3 группа исследует зависимость величины и прочности мыльного пузыря от рода вещества.
Наши экспериментаторы готовы представить результаты своих исследований.
Дадим слово первой группе:
Мы получили следующее задание: Определить с помощью опыта, увеличивается или уменьшается поверхностное натяжение воды в результате растворения в ней мыла, сахара, спирта.
Мы действовали так: Положили на середину водной поверхности две зубочистки, чтобы они находились рядом.
В воду между зубочистками помещали кусочек мыла, сахарный леденец, капали спирт.
Наблюдали: Зубочистки разбегаются, если поместить мыло или капнуть спирт, сближаются, если поместить сахарный леденец. Можно сделать вывод, что примеси изменяют поверхностное натяжение воды.
Теперь послушаем исследователей из второй группы:
У нас было задание: Исследовать зависимость поверхностного натяжения от температуры. Мы провели два опыта:
Опыт 1):
Положили на середину водной поверхности две зубочистки, чтобы они находились рядом.
Накапали на водную поверхность между зубочистками горячую воду, зубочистки разбегаются, значит, поверхностное натяжение холодной воды больше.
Опыт 2)
Определили количество капель горячей и холодной воды в пипетках. И в этом опыте поверхностное натяжение холодной воды больше, так как количество капель холодной воды оказалось меньше.
Дадим слово исследователям из третьей группы:
Мы определяли , как влияет вид мыльного раствора на величину и прочность мыльного пузыря.
Для этого мы взяли следующие материалы: устройство для выдувания мыльных пузырей, разные мыльные растворы: средство для мытья посуды «Fairy», раствор туалетного мыла и готовый специальный раствор для выдувания мыльных пузырей.
Нам удалось выяснить, что величина и прочность мыльных пузырей зависит от вида мыльного раствора
Самые большие мыльные пузыри получаются из готового раствора, значит, его поверхностное натяжение самое малое. Кроме того, в состав этого средства входят вещества, которые стабилизируют пленку.
5 этап урока – первичное закрепление знаний.
(слайд № 19) Давайте систематизируем наши знания:
Знали Хотели узнать Узнали
Мыльный пузырь
Свойства поверхностного слоя жидкости
Почему мыльный пузырь имеет форму шара?
От чего зависит поверхностное натяжение? Жидкость принимает такую форму, при которой поверхностная энергия будет иметь минимальное значение, а площадь поверхности жидкости оказывается минимальной для данного объема, т. е. форму шара.
- от рода жидкости
- от наличия примесей
- от температуры
6 этап урока – самостоятельная работа с проверкой в классе. (сегодня мы с вами пропустим этот этап из-за недостатка времени)
7 этап Повторение, значение явления в жизни.
(слайд № 20)
Умение измерять и изменять поверхностное натяжение имеет важное практическое значение. По поверхностному натяжению сыворотки крови можно диагностировать болезни, осуществлять контроль за проводимым лечением, в полиграфии добиваться хорошего «смачивания» бумаги печатными красками, при отливке небольших сферических форм, например ружейной дроби, в пищевой технологии определять качество молока и др.
(слайд № 21 ) Роль поверхностно-активных веществ: улучшение или ухудшение смачивания и растекания.
(слайд № 22) Развлечения, украшения праздников, «Шоу мыльных пузырей», конкурс на самый большой мыльный пузырь. Стоит заметить, что состав жидкости для мыльных пузырей держится в строжайшем секрете, т.к. позволяет выдувать действительно гигантские мыльные пузыри, которые даже заносятся в книгу рекордов Гиннеса.
Моделирование. Сегодня я попыталась показать вам, что применение исследовательского метода на уроках физики не только формирует ту систему физических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Необходимо давать ученику возможность экспериментировать и не бояться ошибок. Мы успели посмотреть не все этапы урока, но, тем не менее, давайте еще раз обратимся к модели урока по данной технологии: (слайд № 23)
Организационный момент. (Общий план урока, введение в урок)
Актуализация знаний. (Самостоятельное решение детьми заданий, в которых актуализируются необходимые для изучения нового материала знания)
Постановка проблемы.(Обсуждение проблемной ситуации, проговаривание затруднений)
«Открытие» детьми нового знания. (Выбор метода решения проблемы, решение проблемной ситуации)
Первичное закрепление. (Первичное закрепление знаний осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривания вслух установленных алгоритмов действия)
Самостоятельная работа с проверкой в классе. (Самоконтроль, самопроверка)
Повторение.
Итог урока. (реализация цели урока: я могу…., я знаю…)
Сэр Уильям Томсон ( лорд Кельвин) говорил:
Выдуйте мыльный пузырь и смотрите на него:вы можете заниматься всю жизнь его изучением,не переставая извлекать из него уроки физики.
Рефлексия: Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей. Примерные вопросы:
1. Цели прихода на мастер-класс. 2. Что взяли полезного? 3. Хочется ли что-то отметить?
В заключение, хочу пожелать всем коллегам удачи в педагогических поисках новых средств обучения: от них зависят человеческие качества наших учеников.
Следуйте словам Л. Д. Ландау: “Главное: делайте все с увлечением! Это страшно украшает нашу жизнь “.
Такой подход спасает в трудные моменты.