Программа по информатике для специальностей СПО (ФГОС)
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Краснокаменский горно-промышленный техникум»
Рассмотрено
на заседании ПЦК
общеобразовательных дисциплин
«____»_________________2015 г.
Председатель ПЦК
______________ .
Утверждаю:
зам. директора поучебной работе
___________.
«_____»_________________2015 г.
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА
название учебной дисциплины/
по специальности среднего профессионального образования
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
27.02.04 Автоматические системы управления
2015г.
Программа учебной дисциплины «Информатика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования:
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
27.02.04 Автоматические системы управления
и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций, авт. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю.
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Краснокаменский горно-промышленный техникум» г. Краснокаменска.
Разработчики:
Петухова Рита Васильевна, преподаватель информатики
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Информатика» реализуется в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования по программе подготовки служащих (ППКРС)/ специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальностям СПО
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
27.02.04 Автоматические системы управления
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Информатика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования информатика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но некоторые темы — более углубленно, учитывая специфику осваиваемых специальностей.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечествен-
ной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
−− осознание своего места в информационном обществе;
−− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
−− умение использовать достижения современной информатики для повышения
собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной дея-
тельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе
по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств
сетевых коммуникаций;
−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооцен-
ку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
−− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразныхсредств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
−− готовность к продолжению образования и повышению квалификации визбранной профессиональной деятельности на основе развития личныхинформационно-коммуникационных компетенций;
• метапредметных:
−− умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
−− использование различных видов познавательной деятельности для решения
информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
−− использование различных информационных объектов, с которыми возникает
необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений
и процессов;
−− использование различных источников информации, в том числе электронных
библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
−− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронныхформатах на компьютере в различных видах;
−− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач
с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационнойбезопасности;
−− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
−− сформированность представлений о роли информации и информационных
процессов в окружающем мире;
−− владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов фор-
мального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических
конструкций, умение анализировать алгоритмы;
−− использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю
подготовки;
−− владение способами представления, хранения и обработки данных на ком-
пьютере;
−− владение компьютерными средствами представления и анализа данных вэлектронных таблицах;
−− сформированность представлений о базах данных и простейших средствах
управления ими;
−− сформированность представлений о компьютерно-математических моделях
и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта
(процесса);
−− владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическомязыке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
−− сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средства-
ми информатизации;
−− понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ
и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
−− применение на практике средств защиты информации от вредоносных про-
грамм, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с инфор-
мацией и средствами коммуникаций в Интернете.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 141 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 94 часов; из них 34 часа лекционных занятий, 60 часов практических работ;
самостоятельной работы обучающегося 47 часов.
Формой промежуточной аттестации является дифференцированный зачет
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Информатика»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 141
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 94
в том числе: практические занятия 60
контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) 47
в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа 47
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ИНФОРМАТИКА»
Наименование разделов и тем №
п/пСодержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (индивидуальный проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4 5
Введение
(1 час) 1 1.Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении профессий СПО. 1 Тема 1.1.
Информационная деятельность человека
(9 часов) 2
Основные этапы развития информационного общества.
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. 2 2
3
4
5 Практические занятия
1. Информационные ресурсы общества.
2. Образовательные информационные ресурсы.
3.Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической
деятельности (специального ПО, порталов, юридических баз данных, бухгалтерскихсистем). 3 3
6
7
8 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности).
Применение технических средств и информационных ресурсов в профессиональной деятельности Стоимостные характеристики информационной деятельности.
1.3.Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. 3 2
9
10 Практические занятия
1. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
2. Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных).
Портал государственных услуг. 2 3
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся6 3
Тема 2.
Информация и информационные процессы
(19 часов) 11
12 2.1. Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов.
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
Представление информации в двоичной системе счисления. 2 2
13-14
15-16
17-18 Практические занятия
1. Дискретное (цифровое) представление текстовой информации
2. Дискретное (цифровое) представление графической информации
3. Дискретное (цифровое) представление звуковой информации и видеоинформации 6 3
19
20
21 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера: обработка информации. Принципы обработки информации при помощи компьютера.
Арифметические и логические основы работы компьютера.
Алгоритмы и способы их описания. 3 2
22-23
24-25
Практические занятия
Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.
Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели. 4 3
26
27 2.3.Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях.
Определение объемов различных носителей информации.
Архив информации. 2 2
28-29 Практические занятия
Создание архива данных. Извлечение данных из архива. 2 3
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся14 3
Тема 3
Средства информационных и коммуникационных технологий
(18часов) 30
31
32 3.1. Архитектура компьютеров.Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров.
Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
Виды программного обеспечения компьютеров. 3 2
33
34
35
36-37
Практические занятия
Операционная система.
Графический интерфейс пользователя.
Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях.
Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. 5 3
38
39 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть.
Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. 2 2
40-41
42-43 Практические занятия
Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной
сети.
Защита информации, антивирусная защита. 4 3
44-45 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. 2 2
46
47
Практические занятия
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.
Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. 2 3
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся11 3
Тема 4
Технологии создания и преобразования информационных объектов
(24 часа) 48
49
4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных
процессов.
4.1.1. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и
основные способы преобразования (верстки) текста. 2 2
50
51-52
53
54 Практические занятия
Использование систем проверки орфографии и грамматики.
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов
(для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).
Программы-переводчики. Возможности систем распознавания текстов.
Гипертекстовое представление информации. 5 3
55
56 4.1.2.Возможности динамических (электронных) таблиц.
Математическая обработка числовых данных. 2 2
57
58
59
60 Практические занятия
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц длявыполнения учебных заданий.
Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финан-сы, статистические исследования). Средства графического представления статистических данных (деловая графика)
Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики. 4 3
2
61
62 4.1.3. Представление об организации баз данных и системах управления ими.
Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назна-
чения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др.
Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. 2 2
63
64
65
66
67 Практические занятия
Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев,
книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.
Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образова-
тельные специализированные порталы.
Организация баз данных. Заполнение полей баз данных.
Возможности систем управления базами данных.
Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных. 5 3
68 4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, 1 1
69
70
71 Практические занятия
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами
компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий.
Использование презентационного оборудования.
Примеры геоинформационных систем. 3 3
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся10 3
Тема 5
Телекоммуника-ционные
технологии
(21 час) 72 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. 1 1
73-74
75
Практические занятия
Браузер. Примеры работы с интернет-магазином, интернет-СМИ, интернет-турагентством,
интернет-библиотекой и пр.
Методы и средства сопровождения сайта образовательной организации. 3 3
76 5.1.1. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы.
Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. 1 2
77
78 Практические занятия
Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.
Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного
объекта в тексте, файловых структурах, базах данных, сети Интернет. 2 3
79 5.1.2. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. 1 2
80-81
82-83 Практические занятия
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров.
Формирование адресной книги. 4 3
84 5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.
Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет-журналы и СМИ. 1 2
85-86
Практические занятия
Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети
профессиональной образовательной организации СПО. 2 3
87-88 5.3. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений про-
фессиональной деятельности (системы электронных билетов, банковских расчетов, реги-страции автотранспорта, электронного голосования, системы медицинского страхования,
дистанционного обучения и тестирования, сетевых конференций и форумов и пр.). 2 2
89-90
91-92 Практические занятия
Участие в онлайн-конференции, анкетировании, дистанционных курсах, интернет-
олимпиаде или компьютерном тестировании. 4 3
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся6 3
93-94 Дифференцированный зачет 2 3
Всего часов: 141 141 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.
Оборудование учебного кабинета:
многофункциональный комплекс преподавателя;
технические средства обучения (средства ИКТ):
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты): «Организация рабочего места и техника безопасности», «Архитектура компьютера», «Архитектура компьютерных сетей», «Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы)», «Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме», «История информатики»; схемы: «Моделирование, формализация, алгоритмизация», «Основные этапы разработки программ», «Системы счисления», «Логические операции», «Блок-схемы», «Алгоритмические конструкции»,«Структуры баз данных», «Структуры веб-ресурсов», портреты выдающихся ученых в области информатики и информационных технологии и др.);печатные и экранно-звуковые средства обучения;
расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата, диск для записи (CD-R или CD-RW);
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
модели: «Устройство персонального компьютера», «Преобразование информации в компьютере», «Информационные сети и передача информации», «Модели основных устройств ИКТ»;
вспомогательное оборудование;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
Технические средства обучения:
компьютеры (рабочие станции с CD ROM (DVD ROM);
рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет);
периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, гарнитура, веб-камера, цифровой фотоаппарат, проектор и экран);
компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows или операционной системы Linux), системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для студентов
1. Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014
2. Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
3. Цветкова М. С., Хлобыстова И. Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
4. Цветкова М. С.Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Для преподавателей
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционнами законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
2. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».3. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480.4. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования”».
5. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».6. Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014.
7. Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А. В. Информационная безопасность: учеб. пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2013.
8. Назаров С.В., Широков А.И.Современные операционные системы: учеб. пособие. — М., 2011.
9. Новожилов Е. О., Новожилов О. П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.
10. Парфилова Н. И., Пылькин А. Н., Трусов Б. Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б. Г. Трусова. — М., 2014.
11. Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.
12. Цветкова М. С., Хлобыстова И. Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2014.
Интернет-ресурсы
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).
www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Фе-дерации).
www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения).
Дополнительные источники:
1. Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2013.
2.Великович Л. С., Цветкова М. С. Программирование для начинающих: учеб. издание. — М., 2011.
3.Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А. Залогова — М., 2011.
4. Логинов М.Д., Логинова Т.А.Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2010.
5. Сулейманов Р.Р.Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: учеб. пособие. — М.: 2012
6. Шевцова А.М., Пантюхин П.Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб. пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М., 2011.
7. Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень/Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008.
8. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень/Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения:
оценка выполнения практического задания;
оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;
тестирование;
дифференцированный зачёт
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Введение
Поиск сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах.
Классификация информационных процессов по принятому основанию.
Выделение основных информационных процессов в реальных системах Самостоятельная работа
Практическая работа
Информационная деятельность человека
Классификация информационных процессов по принятому основанию.
Владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира.
Исследование с помощью информационных моделей структуры и поведения объекта в соответствии с поставленной задачей.
Выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения.
Использование ссылок и цитирования источников информации.
Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей.
Владение нормами информационной этики и права.
Соблюдение принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ Тестирование
Практическая работа
Самостоятельная работа
Информация и информационные процессы
Оценка информации с позиций ее свойств (достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. п.).
Знание о дискретной форме представления информации.
Знание способов кодирования и декодирования информации.
Представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.
Владение компьютерными средствами представления и анализа данных.
Умение отличать представление информации в различных системах счисления.
Знание математических объектов информатики.
Представление о математических объектах информатики, в том числе о логических формулах Тестирование
Практическая работа
Самостоятельная работа
Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов.
Умение понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня.
Реализация технологии решения конкретной задачи с помощью
конкретного программного средства выбирать метод ее решения.
Умение разбивать процесс решения задачи на этапы.
Определение по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм Практическая работа
Самостоятельная работа
Представление о компьютерных моделях.
Оценка адекватности модели и моделируемого объекта, целей моделирования.
Выделение в исследуемой ситуации объекта, субъекта, модели.
Выделение среди свойств данного объекта существенных свойств с точки зрения целей моделирования Практическая работа
Оценка и организация информации, в том числе получаемой изсредств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью.
Умение анализировать и сопоставлять различные источники ин-
Формации
Самостоятельная работа
Тестирование
Средства информационных и коммуникационных технологий
Умение анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных и программных средств.
Умение анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации.
Умение определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач.
Умение анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов.
Выделение и определение назначения элементов окна программы Тестирование
Практическая работа
Самостоятельная работа
Представление о типологии компьютерных сетей.
Определение программного и аппаратного обеспечения компьютерной сети.
Знание возможностей разграничения прав доступа в сеть Практическая работа
Владение базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.
Понимание основ правовых аспектов использования компьютер-
ных программ и работы в Интернете.
Реализация антивирусной защиты компьютера Тестирование
Самостоятельная работа
Технологии создания и преобразования информационных объектов
Представление о способах хранения и простейшей обработке данных.
Владение основными сведениями о базах данных и средствах доступа к ним; умение работать с ними.
Умение работать с библиотеками программ.
Опыт использования компьютерных средств представления и анализа данных.
Осуществление обработки статистической информации с помощью компьютера.
Пользование базами данных и справочными системами Практическая работа
Самостоятельная работа
Телекоммуникационные технологии
Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.
Знание способов подключения к сети Интернет.
Представление о компьютерных сетях и их роли в современном мире.
Определение ключевых слов, фраз для поиска информации.
Умение использовать почтовые сервисы для передачи информации.
Представление о возможностях сетевого программного обеспечения.
Планирование индивидуальной и коллективной деятельности с использованием программных инструментов поддержки управления проектом.
Умение анализировать условия и возможности применения про-
граммного средства для решения типовых задач Тестирование
Практическая работа
Самостоятельная работа
Дифференцированный зачет
самостоятельнАЯ работА УЧАЩИХСЯ
Темы Вид самостоятельной работы Количество часов
Информационная деятельность человека
(6 часов).
Самостоятельная работа №1. Подготовка доклада по теме: «Информационная деятельность человека»
Самостоятельная работа №2. Правовые нормы, относящиеся к информации. Правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. 2
4
Информация и информационные процессы (14 часов). Самостоятельная работа №3. Решение задач на перевод чисел из одной системы счисления в другую. 4
Самостоятельная работа №4. Решение заданий на вычисление объёма информации. 4
Самостоятельная работа №5. Работа в поисковых системах. 2
Самостоятельная работа №6 Кодирование текстовой информации 4
Средства информационных и коммуникационных технологий (11 часов). Самостоятельная работа №7. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. 4
Самостоятельная работа №8. Работа с носителями информации. Составление сравнительной таблицы. 4
Самостоятельная работа №9. Работа с антивирусными программами, архиваторами. 3
Технология создания и преобразования информационных объектов (10часов). Самостоятельная работа №10. Создание рекламы с помощью процессора Word. 2
Самостоятельная работа №11. Построение графиков и диаграмм с помощью программы Excel. 2
Самостоятельная работа №12. Создание поздравительной открытки, рисунка с помощью программ компьютерной графики. 2
Самостоятельная работа №13. Создание мультимедийной презентации о своей будущей профессиональной деятельности. 4
Телекоммуникационные технологии (6 часов). Самостоятельная работа №14. Работа в информационно-поисковой системе. 2
Самостоятельная работа №15. Создание презентации по теме «Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет-журналы и СМИ». 4
ВСЕГО: 47