«Методика организации и проведения мероприятий направленная на решение конкретных и перспективных задач в патриотическом воспитании»
5 Служебный адрес, телефон 109444, Москва, Самаркандский бульвар, д.28, корп.3 тел: 377-62-29
6 Контактный телефон (с федеральным кодом города), моб. телефон и E-mail8-499-797-62-32; 8-965-281-42-01; E-mail:
sergegridin@yandex.ru
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-Лицей № 1420
юго-восточного окружного управления образования
Департамента образования города Москвы
109444, Москва, Самаркандский бульвар, д.28, корп.3 тел. 377-62-29
«Методика организации и проведения мероприятий направленная на решение конкретных и перспективных задач в патриотическом воспитании»
Учитель истории
и социально-политических дисциплин
Гридин Сергей Иванович
Москва 2015
Аннотация
Методика организации и проведения мероприятия нацелена на решение конкретных и перспективных задач в патриотическом воспитании. Если учащиеся не хотят посещать мероприятие, значит, оно подготовлено без учёта их интересов, их возможностей и их мнения. Преимущества хорошо организованного и продуманного мероприятия очевидны. Оно играет большую роль в воспитании, если задумано интересно и необычно.
Проводимые мероприятия предполагают приобщение школьников к культурно-историческим процессам через специально созданные образовательно-воспитательные ситуации, задача которых – включение юных граждан в ритмы природы и жизнь и культуру своего народа, проживание, а не просто изучение памятных событий истории России. Выполнение различных обрядов, традиций, сюжетно-ролевых действий побуждают учащихся к активной разносторонней деятельности, приводит их к личному культурно-образовательному результату и непосредственно приобщает к культурно-историческому прошлому нашей страны.
Проводимое мероприятие достаточно информировано, насыщено, содержательно. Оно помогает упорядочиванию жизненных впечатлений учащихся, осознанию каждым себя, своего места в жизни: оно заполнено коллективной и индивидуальной работой, во время которой проясняется, актуализируется жизненный опыт каждого ученика.
Цели и задачи:
Основной целью работы является воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине, верности долгу, уважения к русской истории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить в полном объёме следующие задачи:
-познакомить с историей возникновения праздников, подчеркнуть значимость событий для дальнейшей истории страны;
-способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины;
-развивать творческие способности учащихся;
-воспитывать чувства долга, патриотизма, интернационализма, любви к Родине, её народу.
Область применения: школа, музей.
Формы реализации: беседа, дискуссия, праздник, викторина, литературно-музыкальная композиция, тематические вечера.
Методы реализации: убеждения, воздействия, поощрения, стимулирования.
Возрастные группы: учащиеся 5-11 классов.
Ожидаемые результаты (полученные результаты):
-создание военно-патриотического клуба «Дети России»;
-служба выпускников в рядах Вооружённых Сил;
-поступление выпускников школы в высшие учебные военные заведения.
18796001588770Патриотическое воспитание
00Патриотическое воспитание
Содержание:
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. События последнего времени подтвердили, что экономическая дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения; массовую патриотическую работу, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Для полноценного воспитания подрастающего поколения неизменным является военно-патриотическое воспитание. В нашей школе на протяжении многих лет ведется работа по военно-патриотическому воспитанию школьников. Перед коллективом педагогов, учащихся и родителей встал вопрос о развитии системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания решить следующие задачи:
-формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
-сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
-воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
-формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Для формирования у учащихся духовно-патриотических ценностей, чувства верности конституционному и военному долгу, а так же готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и государственной службы была разработана и осуществлялась реализация программы «Патриотическое воспитание школьников», которая включала в себя комплекс мероприятий военно-патриотической работы.
В школе создан музей, где собраны материалы по истории школы, альбомы с летописью каждого выпуска, альбомы «Ветераны педагогического труда», «Наши земляки - участники Великой Отечественной войны».
Ежегодно проводится декада, посвященная Дню Защитника Отечества, которая включает в себя конкурсы строя и песни, конкурсы: «Вперед мальчишки» - 1-4 кл., «А ну-ка, парни!»; встречи с ветеранами, с участниками локальных войн.
В прошлом году по инициативе учащихся – создан военно-патриотический клуб «Юный пограничник», который является важным элементом военно-патриотического воспитания. Одной из целей клуба является подготовка юношей к службе в вооружённых силах, содействие формированию всестороннего развития личности.
1. Информационно – методическая деятельность:
Разработка конкурсов, вечеров и т.д. в соответствии с возрастом учащихся, их интересами, возможностями. Разработка и выпуск методических плакатов «Великие даты России». Издание и выпуск школьных газет.
2. Работа с педагогами:
Проведение семинаров, конференций, совещаний. Поощрение лучших педагогов.
3. Организация и проведение массовых мероприятий - в школе.
Проводя декады, месячники, Дни, посвящённые знаменательным датам, все конкурсы, вечера планируются и разрабатываются совместно с учащимися. Ребята очень талантливо преподносят данный материал слушателям. Они не просто заучивают текст, а чувствуют его, проникаются им, вживаются в роль того или иного персонажа.
Нельзя не отметить такие мероприятия как тематический вечер, посвящённый 4 ноября «Будем верны традициям Отечества», где учащиеся с 5 класса знакомятся с историей возникновения праздника – Дня народного единства – подчёркивается значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны.
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы советских войск под Сталинградом «Горячий снег», где воспитывается чувства долга, патриотизма, любви к Родине, её народу.
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая выводу советских войск из Афганистана. «Дорогами Афгана» - знакомство с историей Афганистана, воспитание чувства интернационализма.
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы «Живые, помните о нас».
Это завершающий этап работы года, когда проходит месячник с приглашением ветеранов ВО войны, участников локальных войн, проводятся «Уроки Мужества».
Традиционным стало участие в митинге, концерте, посвященному Дню Победы.
В этом году в школьном лагере с дневным пребыванием детей также проводились линейки с церемонией поднятия и спуска Флага РФ и исполнением детьми Гимна России.
Эффективность проводимой работы очевидна, дети активны в районных мероприятиях, занимают призовые места, проникнуты вниманием и заботой к ветеранам ВОВ, вдовам.
-39243026035Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В.Путин говорит о том, что даже само слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее.
00Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В.Путин говорит о том, что даже само слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее.
2076452844165Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь.
00Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь.
Актуальность темы: «Без пропаганды патриотизма просто не выжить».
Беда нашего управления (федерального, регионального и местного) состоит в том, что оно работает на «коротких программах, прагматических установок, «суете», без выделения приоритетов. Многие наши беды – результат кризиса управления, лишенного современного стратегического мышления, концептуальных проработок.
Сегодня стало очевидным, что выбор осуществляемого курса производился не на основе научных разработок, а вопреки им. «Страна вошла в реформы, - пишет академик Д.С. Львов, - с высоко поднятым знаменем, на котором были начертаны не совсем понятные, но возбуждающие воображение слова: либерализация, приватизация… В результате, теперь на стенах нашего дома пламенеют другие письмена: инфляция, спад производства, безработица, неплатежи, банкротство, резкое снижение жизненного уровня народа, социальная деградация, криминализация экономики и всей общественной жизни, развал научного, трудового и производственного потенциала страны».
И главное, чего не поняли наши политики, капитаны осуществляемого курса, это приоритет социального над экономическим, с чего и должно начинаться всякое крупное реформирование общества. Об этом, кстати, красноречиво говорит китайский путь реформ, позволивший Китаю буквально ворваться в число индустриально развитых стран.
Кому не нравиться пример с Китаем, пусть обратится к опыту «оплота демократии» - США. В то время, как Россию ввергали в дикий рынок, Конгрессом США в 1993 году был принят Закон «О деятельности правительства и ее результатах», предусматривающий введения стратегического планирования в один из важнейших критериев оценки работы федерального правительства и достижения коренных целей развития. Были внесены изменения в Кодекс США, куда добавлен новый параграф – стратегические планы.
Стратегические план в США охватывает период не менее 5 лет. Он включает в себя общие цели и задачи (в том числе связанные с итогами, исполнением основных функций различными ведомствами в соответствии с определенными целями и задачи); описание системы программ, используемой при установлении или пересмотре общих целей, задач и т.п. Давно разработаны и реализуются в странах Запада стратегии территориального развития, которые направлены на максимальное использование как природно-географических, так и социально-экономических, культурно-исторических, национально-этнических, демократических факторов.
А если вспомнить США в период вьетнамской войны? Авторитет государства, армии упал настолько низко, что публичное сожжение американского флага стало хорошим тоном, а уклонение от призыва на военную службу массовым. Вам это ничего не напоминает?
После бесславного окончания вьетнамской компании в США была принята и приведена в жизнь программа военно-патриотического воспитания населения. Сотнями создавались фильмы, как прославлявшие военную службу, так и создающие образ врага. Телепередачи, многочисленные публикации в печатных СМИ, бесплатные газеты и журналы для военнослужащих, масса льгот и высокие денежные оклады для них же сделали свое дело. По утрам средний американец поднимает государственный флаг на флагштоке перед своим домом, вместе с такими же «хорошими парнями» самозабвенно поет государственный гимн перед началом бейсбольного матча и гордится своей армией, одержавшей очередную победу над заведомо слабым противником.
Нынешние российские беды (дело даже не в экономике или не столько в ней!) – упадок культуры, деградация нравов, утрата смысла жизни и исторической памяти делают сегодняшнего россиянина слабо мотивированным к добросовестному отношению к труду и здоровому образу жизни, к семье.
57785114300Патриотиизм
- нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
00Патриотиизм
- нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Всеобщая коммерциализация, рыночные начала в области образования, культуры, здравоохранения ведут пока к дальнейшей деградации социальности и духовности прежде всего русской нации. Потому что именно великоросс пока не имеет предмета гордости за свою нацию. Того предмета, который сумели найти национальное образование на территории Российской Федерации с ростом национального самосознания их титульных наций.
Что могло бы исправить ситуацию? По моему мнению, прежде всего – возрождение в россиянах таких традиционных духовных ценностей, как народность, преданность отчизне. Исторические традиции, народная культура, нравственность общины, семья, трудовой коллектив – эти и другие понятия должны быть наполнены новым содержанием и способствовать в полной мере восстановлению духовного и социального потенциала.
К счастью, к пониманию вышеизложенного, пришел Президент В.В. Путин. Страна постепенно выходит из кильватера идолопоклонства пред Западом, начинает проводить более-менее самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Следующий шаг – упор на патриотическое воспитание молодежи. Многое уже упущено, очень многое трудно восстановить. Однако отрадно уже того, что органами государственной власти предпринимаются попытки организации работы по формированию у граждан Российской Федерации патриотического сознания.
Приняты конституционные законы о государственных символах Российской Федерации, утверждена Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2012-2025 годы.
Весьма важным аспектом в решении задач патриотического воспитания граждан является участие средств массовой информации в освещении военно-патриотической темы.
Как следует из результатов проведенного в 2011-2012 гг. мониторинга воздействия СМИ на общественное сознание, почти 63% корреспондентов заявили, что печатные и электронные СМИ в той или иной степени определяют содержание и систему патриотического воспитания в стране, а в конечном итоге и морально-патриотического воспитания в стране, а в конечном итоге и морально-психологическую готовность молодежи к выполнению воинского долга.6413502736215Патриотизм
- особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству.
00Патриотизм
- особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству.
Практика доказывает, что без государственного воздействия и практической помощи средствам СМИ, объективно и с патриотических позиций освещающих жизнь Вооруженных сил, их традиции, проблемы, перспективы военной реформы просто не выжить.
Системы мер по поддержке средств массовой информации, участвующих в пропаганде патриотизма, должна предусматривать:
- разработку программ, циклов и конкретных рекомендаций по усилению патриотической направленности телерадиовещания;
- формирование программы вещания на Россию в интересах обеспечения объективности изложения исторических и текущих событий;
- нейтрализацию фактов искажения истории Отечества;
- создание информационной базы в сети Интернет по проблемам развития патриотизма в России;
- организацию постоянно действующих рубрик по патриотическому воспитанию граждан в федеральных государственных, республиканских, краевых, областных, городских, образовательных телевизионных и радиовещательных программах и в печати с привлечением к обсуждению проблем патриотического воспитания ученых, видных государственных и общественных деятелей, представителей культуры и искусства, педагогов, воспитателей и ветеранов.
По-прежнему появляются самые различные передачи и публикации, в которых выражается глубокий скептицизм в оценке патриотического воспитания молодежи как одного из методов решения широких социальных задач и прежде всего формирования гражданина России, защитника отечества.
К сожалению, российские средства массовой информации как печатные, так и электронные – в абсолютном своем большинстве оказались в руках частных дельцов, финансово-промышленных групп и партий, отстаивающих чьи-то конкретные, чаще всего корыстные, интересы. Но даже госслужащие высокого ранга затрудняются ответить, для чего нужна реформа в армии, какая у нас военная доктрина и есть ли вообще план строительства Вооруженных Сил. А на службу приходят призывники, часами рассказывающие о западных поп-группах, попробовавшие в жизни многое, в том числе наркотик, но с трудом представляющие, кто такие Александр Невский, Юрий Долгорукий, Александр Суворов и уже совсем незнающие о подвигах Зои Космодемьянской и Александра Матросова.
Я не за возвращение жесткой цензуры, хотя и не вижу ничего зазорного в контроле государства над оболваниванием своих граждан. Особенно, если возвращение ведется на технике и из помещений, созданным трудом народа, но узурпированных кучкой космополитов. Но лгать об истории российского народа, об его армии и полководцах не должно быть позволено никому. На это необходимо направить усилия школ, вузов, особенно говорящих педагогов, психологов, офицеров силовых структур, журналистов. Одно слово «патриот» превратившееся из бранного в гордое сможет, на мой взгляд, сделать больше, чем многомиллиардные западные займы.
Тема урока: «У меня одна Родина – Россия»
Цели:
1. Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России и ее граждан в судьбе мира.
2. Сохранение и развития чувства гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества.
3. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
4. Утверждение в сознании и чувствах учащихся взглядов и убеждений, основанных на уважении к культурному и историческому прошлому России.
5. Создание воспитательного пространства, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Форма урока: дискуссия, круглый стол.
Эпиграф:
Отчество себе не выбирают.
Оно одно, другого в мире нет.
Взгляни вокруг и, сколько глаз хватает,
Увидишь мир особенных примет.
Какой простор раскинула природа:
Полей, лесов и рек ее не счесть,
Живут в сердцах и совести народа
Душа России, прошлое и честь.
А. Рест
Ход урока
10610852453640Родина — синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою сопричастность.
00Родина — синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою сопричастность.
Тема урока: Гражданственность и патриотизм.
1. Немного историиПонятие «патриотизм» большинство источников возводят ко временам расцвета греческой культуры времён античности (первая половина первого тысячелетия до н.э.). Именно поэтому нерусское по корневой базе слово «патриотизм» происходит от греческого πατριώτης — соотечественник, или πατρίς — отечество.
Если дальше продолжать рассуждения о том, что представляет из себя языковая и смысловая первооснова патриотизма, отталкиваясь от его греческого происхождения и греческой корневой базы, то патриотизм это — любовь и преданность отечеству.
Из этого следует расширенная первооснова определения патриотизма, как политического принципа, связанного с общественной необходимостью, содержанием которой является поддержка большинством населения какой-либо цивилизации или государства такого мировоззрения у людей, чтобы для них первоприоритетным была любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, из чего следует неуклонное стремление защищать интересы Родины и своего народа.
2. Вопросы для обсуждения.
Учащимся раздаются нижеуказанные отрывки, взятые из книг, и предлагается на основе этих отрывков выделить наиболее существенные черты патриотизма:
- Патриотизм есть чувство любви к родине… Обретение родины должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно. Никто не может предписать человеку любить его родину… ибо, любить, и радоваться, и творить по предписанию… невозможно. Патриотизм как состояние духовное; и поэтому он может возникнуть только в порядке автономии – в личном… духовном опыте…
Любить свой народ… не значит закрывать глаза на его слабости, несовершенства, пороки… Любить свой народ – не значит льстить ему или утаивать его слабые стороны, но честно и мужественно выговаривать их и неустанно бороться с ними. Национальная гордость не должна вырождаться в тупое сомнение и плотское самодовольство; она не должна внушать народу манию величия.
- Патриотизм – это цельное, настойчивое чувство любви к своей Родине, с готовностью жертвовать ей, делить невзгоды, но со служением не угодливым, не поддержкою несправедливых притязаний, а откровенным в оценке ее пороков, грехов и раскаянии…
Любовь к своему народу также природна, как и любовь к своей семье. Как бы ни был круговертен и разнообразен современный мир – мы силимся его сохранить, как и свою семью мерим особою меркой, пронизанной внутренним понимаем. А нация – это тоже семья, только следующего уровня и объема; и ее тоже скрепляют неповторимые внутренние связи – общий язык, общая культурная традиция, воспоминание об общей и задачи ее на будущее.
3. Заключение.
В заключении занятия преподаватель задает вопрос учащимся: Что для Вас значит быть патриотом? После чего на обсуждении выносится следующее выражение: «Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать».
Методика проектной деятельности патриотического воспитания:
Патриотическое воспитание вместе с другими направлениями: трудовым, нравственным, эстетическим, физическим, которые взаимно связаны и обогащают друг друга, представляет собой составную часть целостного воспитания личности, формированию её мировоззрения, духовных устоев и гражданских позиций.
Воспитание гордости за своё Отечество, понимание уникальности, богатства культурных традиций, бережное отношение к ним играет большую роль в становлении личности молодого человека – гражданина нашей страны. Одним из средств решения этой задачи может стать изучение проектно-исследовательской работы учащимися.
Реферат (от лат. referre – сообщать, докладывать) – краткое изложение основного содержания какой-либо темы, проблемы, факта, события и т.д.Проект (от лат. projectus – брошенный вперёд):
- совокупность документов (расчётов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.
- предварительный текст какого-либо документа.
- замысел, план.
Проект – завершённый цикл продуктивной деятельности личности.
Проект – это нечто несуществующее, но не несбыточное.
Проект – способ преобразования действительности через индивидуальность автора.
Проект всегда системен и состоит из взаимосвязанных элементов.
Цель проектной деятельности обучающихсяПрименение обучающимися ЗУНов, приобретённых при изучении различных предметов и использование приобретённых знаний на интеграционной основе.
Признаки проекта:
целенаправленность
целостность
ограниченность во времени
инновационность
коммуникативность
адаптированность к внешним условиям
Классификация проектов обучающихся
По деятельности обучающихся:
ознакомительные
информационные
творческие
игровые
прикладные (практико-ориентированные)
поисковые
исследовательские
По предметно-содержательной области:
предметные
межпредметные (междисциплинарные)
комплексные
глобальные
По времени выполнения:
краткосрочные
среднесрочные
долгосрочные
По количеству участников:
индивидуальные
групповые
Постановка цели в проектах
Цель должна быть осмысленной.
Определение цели является предпосылкой результата.
Результат зависит от способа достижения цели.
Цель должна соотноситься с направлением деятельности, возможностями и потенциалом, то есть быть реальной.
Цель и этапы её осуществления должны быть выстроены в логической последовательности.
Предполагаемый и достигнутый результат должен порождать новые типы деятельности, способные развиваться самостоятельно.
Этапы проектной деятельности
Организация.
Планирование.
Поиск информации и получение различных данных, в т.ч. И экспериментальных.
Обработка и анализ информации.
Структурирование содержания проекта по этапам с указанием промежуточных результатов. Синтез полученных данных.
Оформление конечных результатов. Продукт проекта.