Системно-деятельностный подход к обучению учащихся начальных классов через групповую форму работы.


Системно - деятельностный подход к обучению учащихся начальных классов через групповую форму работы.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Таким образом, в моей работе определилась цель: формировать универсальные способы действий учащихся, используя системно-деятельностный подход в обучении.
Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Мой многолетний опыт подсказывает, что лучшей формой работы в данном случае является – групповая.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Повышать мотивацию обучения и интерес детей к школе через системно-деятельностный подход, используя современные педагогические технологии;
2. Создавать обстановку сотрудничества и конкуренции в учебном процессе, используя групповую форму работы;
3. Активизировать учебную деятельность ребёнка через творческие и исследовательские задания;
4. Воспитывать в детях чувство собственного достоинства, давать им ощущение творческой свободы и радость от полученных побед.
Основная идея системно-деятельностного подхода к обучению состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Моя деятельность при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Я организую исследовательскую работу детей так, чтобы они сами пришли к решению проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость, таким образом, воспитываю в детях чувство собственного достоинства, даю им ощущение творческой свободы. Реализацию технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечиваю следующей системой дидактических принципов: деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, комфортности, вариативности, творчества.
По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.
Использование данного метода в своей работе позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания.
Деятельностный подход в обучении позволяет использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. В своей работе эффективно использую метод проектов. Считаю, что проектная деятельность способствует подготовке учащихся к реальным условиям жизни. Она выявляет и развивает творческие способности, а не даёт готовые знания. Ценность метода заключается в развитии познавательных и творческих способностей. Использование проектной деятельности предполагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Считаю, что работа над проектом способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников. Во время творческой деятельности, увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками, привлекая родителей к совместному творчеству. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе, дает радость от полученных побед.
Большие возможности для организации системно-деятельностного подхода к обучению младших школьников даёт также и групповая форма работы, которой отдаю своё предпочтение.
Устный опрос, проверка выполнения письменных домашних и классных самостоятельных работ занимает в учебном процессе до 25% рабочего времени урока. Именно здесь ученик остаётся один на один с учителем, отвечая перед ним за результаты своей личной работы, а класс остаётся вне игры. Групповая форма даёт возможность включить каждого ученика в активную деятельность.
Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми; исчезает безразличие, приобретаются теплота, человечность; резко возрастает сплочённость класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе, ответственность, такт, умение вести себя с учетом позиций других людей.
Данный вид деятельности учащихся находится с моей стороны под постоянным контролем, отвечаю на вопросы, регулирую порядок работы, в случае необходимости оказываю помощь отдельным ученикам или группе в целом.
Соединяю детей в группы с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому «слабому» ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком «взрывоопасном соединении» можно наладить доверительный контакт). Способных детей не прикрепляю надолго к менее способным, им нужен партнер равной силы. По возможности не объединяю детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы.
При оценке работы группы подчеркиваю не только ученические, но и человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оцениваю лишь общую работу группы, ни в коем случае не даю детям, работавшим вместе, разных оценок. Таким образом создаю обстановка сотрудничества в группе.
Если задания для всех групп одинаковы, то чаще всего учащиеся воспринимают это как ситуацию соревнования, таким образом, создаётся конкуренция и выявляется победитель.
Не принуждаю к общей работе детей, которые не хотят вместе работать, разрешаю отсесть в другое место ученику, который хочет работать один, но не злоупотребляю этим. Не даю для работы более 15–20 минут в 1–2 классах, более 20–30 минут в 3–4 классах; не требую в классе абсолютной тишины, так как ребята должны обменяться мнениями, прежде чем представить продукт совместного труда; не наказываю детей лишением права участвовать в совместной деятельности.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается постепенно на практике, поэтому не перехожу к более сложным видам заданий, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, практика, разбор ошибок. Это требует терпения и кропотливой работы.
Стараясь заинтересовать ребят создавшейся ситуацией на уроке, делаю акцент на то, что все дети равны и все могут высказать свое мнение. Учитываю и то, чтобы все ученики могли пообщаться в разных группах, психологически настраиваю их на решение случившейся проблемы.
Одаренные ученики отличаются остротой мышления, любознательностью, легко учатся, обладают практической смекалкой. Для меня важно не только выявить это, но и совершенствовать, развивать, углублять их способности. При работе в группе они являются лидерами, умело вовлекают в работу других ребят. При обсуждении в группе одарённый ребёнок не боится записывать все, что приходит на ум. Он умеет графически оформлять текстовый материал. Дает волю своему воображению, представлению и фантазии. В групповой работе он проявляет настойчивость в решении проблем, но к тому же умело контролирует себя и терпимо относится к точкам зрения, отличных от его собственных. У одарённых учащихся хорошо развито мышление, они умеют делать выводы, давать самооценку своей работе. Такой ученик хорошо справляется с ролью руководителя группы, но его нужно научить в группе подчинятся другим, т.е. попробовать себя в других ролях.
Не оставляю без внимания и «отстающих» учеников. В группе им руководитель отводит посильные задания (это уже заключительный этап, когда дети научены работать в группах разного состава практически самостоятельно). На начальном этапе «слабый» ученик при работе в парах может при проверки домашнего задания взаимно спросить стихотворение наизусть или таблицу умножения у «сильного», и почувствовать себя на равных с ним. Окончательным этапом такой работы является анализ деятельности группы, выявление причин успеха, трудностей.

Использование групповой формы работы, мне помогло изменить отношение учащихся друг к другу. Дети стали активнее работать на уроках, наблюдается взаимоподдержка в коллективе, «успешные» оказывают помощь «менее успешным» в обучении учащимся.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников, повышать мотивацию обучения и интерес детей к школе
Я считаю, что учитель без инноваций – это всегда учитель вчерашнего дня. Учитель должен ориентироваться не на вчерашний день, а на зону ближайшего развития ученика. Только тогда он поможет ребенку стать человеком, совершенствующим самого себя. Для достижения поставленной задачи использую современные технологии обучения: игровые, личностно-ориентированные, исследовательские, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Приложение №1.
Система дидактических принципов.
1.Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, универсальных умений.
2.Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3.Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4.Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5.Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6.Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7.Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Приложение №2
Структура уроков введения нового знания
обычно имеет следующий вид:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) –
1-2 минуты
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
•актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
•создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
•устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Приёмы работы:
•учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
•учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
•девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)


II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии –
4-5 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
•Возникновение проблемной ситуации
•Методы постановки учебной проблемы:
1.побуждающий, подводящий диалоги;
2.мотивирующий приём «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.) III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут
Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1.восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
2.соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) –
7-8 минут
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

V. Первичное закрепление – 4-5 минут
Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)
•фронтальная работа, работа в парах;
•комментирование, обозначение знаковыми символами;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) –
4-5 минут.
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
•Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
•Самоконтроль, самопроверка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение –
7-8 минут.
•Сначала детям предлагаются задания, которые содержат
новый алгоритм, новое понятие.
•Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вопросы:
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
И другие.