Игры — занятия Игры с песком и водой
Игры - занятия "Игры с песком и водой"
ИГРЫ С ПЕСКОМ
Игры с песом и водой помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок. Как часто наблюдается нервное беспокойство ребенка, если он что-то нарисовал или написал на листе неправильно. Ему хочется сразу перевернуть листок, стереть ошибок ручкой, чтобы его не стало видно.
В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно для детей.
"Что спрятали в песке?"
Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Постепенно ребенок находит и достает из песка цифры и буквы (из пластика, дерева или цифры - формочки и т.п.)Затем воспитатель просит назвать все предметы, которые были в песке. Можно поиграть в игру "Чего не стало?" : ребенок закрывает глаза, и в это время воспитатель убирает одну или несколько предметов. Можно поменять местами и попросить ребенка "навести порядок".
"Напиши буквы или цифры на песке"
Воспитатель показывает букву или цифру и просит назвать ее, и написать эту букву или цифру на песке.
Перед ребенком на песке лежат камешки. Воспитатель предлагает сосчитать их и "написать" рядом нужную цифру.
"Найди в песке нужное количество количество камешков"
( камешки, ракушки, желуди и т.д.)
Воспитатель показывает ребенку цифру и просит назвать ее. Далее ребенку предлагается найти в песке нужное количество камешков и объяснить, почему он нашел такое количество камешков.
"Кто к нам в гости пришел?"
На столе лежат разные фигурные формочки. Воспитатель предлагает детям посмотреть эти фигуры и назвать "Кто к нам пришел?" Потом дети лепят их из мокрого песка с помощью формочек.
ИГРЫ С ВОДОЙ
("Путешествие мальчика - Вопросника")
Рассказ воспитателя:
"Жил-был мальчик. Он был очень веселый и любопытный. Он всегда и всем задавал разные вопросы: где? когда? почему? Его так и прозвали - мальчик Вопросник. Однажды он гулял с мамой у ручейка. Это была его первая весна, и это был первый ручеек, который он увидел.
- Мама, это что?
- Ручеек.
- Почему?
-Весна пришла. Весной есть всегда ручьи, потому что тает снег.
- Почему тает снег?
- Греет солнце, снег от тепла тает и превращается в воду. Вот и бегут ручьи там, где лежал снег.
- А ручей - он холодный или теплый?
- Сейчас теплый, а потом будет холодный.
- Когда потом?
- Вечером.
- Почему?
- Днем греет солнце, и вода становится теплой. А вечером солнце уходит и вода остывает.
- Мама я хочу потрогать. Можно?"
Игра "Теплая - холодная"
Перед ребенком две миски с холодной и теплой водой. Воспитатель вместе с детьми опускают кисти рук попеременно то в холодную, то в теплую воду, параллельно коментируя свои осущения: "Посмотри, что это в мисочках? Вода. Ой! Какая здесь холодная вода. Потрогай сам. вынем скорей ручки, а то они совсем замерзнут. А здесь какая вода? (Теплая). Где твоим ручкам лучше - в теплой или в холодной водичке? Покажи, где теплая вода, а где холодная". Игру можно усложниять: "Давай, я тебе завяжу глазки, а ручками найдешь, где холодная".
Рассказ воспитателя:
"Однажды мальчик Вопросник пошел к товарищу в гости.
- Здравствуй Ваня! Что тут делаешь?
- Я встречаю друзей и хочу угостить их волшебной водой.
- А что, вода бывает волшебной?
- Да! Ее можно сделать волшебной. Вот смотри"
Игра "Узнай по вкусу".
Перед ребенком три одинаковые чашки с кипяченой водой. Воспитатель добавляет в одну из них соль, в другую сахар, в третью лимонный сок. "Посмотри, что это в чашках? (Вода). Давай с ней поиграем. В эту чашку добавим соль. Вот она. Насыпь ложкой соль в эту чашку. Размешай. Давай попробуем водичку в чашке". Пробуют воду с помощью чайных ложек и определяют, что она стала соленая. Аналогичные действия проводятся с сахаром и лимонным соком. Воспитатель представляет чашки, и ребенку предлагается на вкус определить, какая вода в каждой чашке: соленая, сладкая, кислая. Ребенок определяет воду на вкус в каждой чашке.
Рассказ воспитателя:
"Мальчик Вопросник гулял с мамой около речки. На берегу много камешек. Мальчик брал в руки камешку. Как, мама увидела в руке мальчика камешек сказала:
- Зачем ты взял камень? Нельзя!
- Почему?
- Он тяжелый, ногу можно придавить.
- Скажите, пожалуйста, как можно определить, тяжелый камень или легкий?
- Это очень просто. Вот смотри."
Игра "Тяжелый - легкий"
Ребенку кладут в одну руку тяжелый камень, а вдругую маленький и предлагает определить, где тяжелый, где легкий камень.
Рассказ воспитателя:
"Однажды мальчик Вопросник спросил свою маму:
- Мама, зачем мне глаза?
- Глаза, чтобы видеть.
- Как здорово, что у меня есть глаза и я могу увидеть все".
Игра " Найди воду такого же света".
Перед детьми на столе стоят 3-6 стаканчиков с водой разного цвета, Ребенку предлагают найти воду лпределенного цвета ( по названии или соотнося с имеющимся цветом - такую же по цвету и опустить в нее кораблик).
Расказ воспитателя:
"Мальчик Вопросник спросил свою маму:
- Мама, зачем мне нос?
- Я нюхаю воду, а она ничем не пахнет.
- Ты забыл, что вода волшебная.
Если ручеек бежал около цветочной поляны, то вода будеть пахнуть цветами. Если вода бежала около фруктового сада, то вода будет пахнуть сладкими фруктами. А сейчас мы будем играть".
Игра "Узнай по запаху".
Перед ребенком три стаканчика с водой. В один из них добавлен кофе. в другой - духи, в третий ванилин. Можно предложить ребенку понюхать отдельно один из добавленных компонентов и найти по запаху тот стаканчик, вода в котором пахнет так же. Можно предложить ребенку самостоятельно сказать, чем пахнет вода.
Рассказ воспитателя:
"Теперь Вопросник понял, для чего нужен нос. Но у него был еще один вопрос для мамы.
- Мама, а для чего нам нужны уши?
- Для того, чтобы слушать.
- Расскажи, как я могу услышать воду?
- Помнишь, когда мы гуляли у ручейка, как он жцрчал, пел свою песенку? А сегодня мы с тобой не гуляем, потому что на улице идет дождь. Послушай, как он стучит по крыше. Это тоже вода.
- Да, и правда! Как интересно. Топ-топ - как будто дождик ходит по крыше. А я и не знал, что мы все это можем услышать с помощью ушей".
Игра "Узнай по звуку"
За ширмой взрослый производит разные действия с водой. Вода капает, льется, журчит ит.д. Ребенок должен по звуку определить, что происходит с водой. Предварительно следует провести специальную работу, в ходе которой ребенок знакомится с теми действиям, которые взрослый будет осуществлять за ширмой.