Разработка рабочей программы: Удивительный мир бумаги Айрис-фолдинг.
Казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение Орловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дмитровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Согласовано Утверждаю:
Заместитель директора по ВР Директор КСКОУ ОО «Дмитровская
______________/____________ специальная (коррекционная)
«___» _______________ 20__г. общеобразовательная школа-
интернат».
___________ В.П. Холостякова
«__»_______________ 20__г.
Рабочая программа
кружковй деятельности
«Удивительный мир бумаги Айрис-фолдинг»
для 5,6 классов
на 2015 - 2016 учебный год.
Разработчик
Карянова Людмила Николаевна,
воспитатель
Рассмотрена на заседании
Методического объединения школы-интерната:
Протокол №____ от ____________
Дмитровск, 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – творческое развитие личности через освоение различных техник работы с бумагой.
Задачи:
1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
2. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми одного из видов складывания композиций из разноцветных полосок бумаги (айрис-фолдинг).
3. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
4. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
5. Способствовать развитию мелкой моторики рук, воображения и фантазии.
6. Обучение детей способам полезного проведения досуга.
Содержание программы.
У детей с ограниченными возможностями здоровья свой мир, но развиваются они по тем же закономерностям, что и другие ребята. Это относится и к развитию познавательной деятельности, и к эмоционально-волевой сфере, и к моторике детей в целом. В условиях специально организованного обучения и воспитания у детей накапливается определённый жизненный опыт, эмоционально-эстетические впечатления, которые стимулируют ребят заниматься творчеством. Особенности психофизического развития таких детей затрудняют вхождение их в социум, так как социальная среда высокоорганизованная, имеет сложную структуру и многоуровневые функциональные связи. В норме социальная адаптация у детей происходит по подражанию, влиянию различной информации, которую они самостоятельно усваивают, принимают к сведению и используют. Ребёнок, ограниченный в интеллектуальном развитии в силу первичного дефекта, не в состоянии сам её освоить. По сути, он лишён основы самостоятельного, сколько-нибудь благополучного существования в сложном современном мире. Социальная адаптация ребёнка с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на него дефектом в области познавательной деятельности. Поэтому такого ребёнка нужно специально обучать тому, что обычный ребёнок усваивает не задумываясь, то есть всему, что для него будет жизненно необходимым. Как и для любого человека, это будут знания и умения, приобретенные в области быта, труда и досуга. В основе социального благополучия любого человека лежит его успешность в труде, самостоятельность в быту и насыщенность в свободное время. Творческие уроки формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Это - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Интерес детей к творчеству из бумаги объясняется ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Дети увидят, что бумага универсальна, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
При работе с бумагой обучающиеся познакомятся с техникой:
Айрис - фолдинг - техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники. Зародилась она в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги. В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты. Сегодня Айрис - фолдинг применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т. д.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Кружковая работа организуется по перспективному плану, составленному к началу учебного года. Работа рассчитана на 1 год обучения детей. Годовой курс программы рассчитан на 36 часов (1 час в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 10-13 лет. Оптимальное количество – 15 детей, чтобы педагог смог оказать индивидуальную помощь каждому ребёнку. Занятия строятся на принципе индивидуального подхода к ребенку. При создании коллективной работы дети объединяются в группы.
Руководитель кружка следит за дисциплиной, правильной организацией рабочего места, хранением законченных и незавершенных работ, пособий и материала. Материал, необходимый для работы, хранится в определенном месте.
К концу обучения воспитанники будут знать:
1.Правила безопасности труда. Правила организации рабочего места.
Правила бережного использования бумаги.
2. Различные способы и приемы: ажурное вырезание, складывание разноцветных полосок различных видов бумаги.
3. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага, бархатная бумага, гофрированная бумага и картон, обои, газеты.
К концу обучения воспитанники будут уметь:
1. Соблюдать правила безопасности труда. Правильно организовывать
рабочее место и поддерживать порядок во время работы.
2. Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, разрезать на полоски определённого формата. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.
3. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться предметам окружающего нас предметного мира. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.
Материалы, инструменты, приспособления.
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:
-Бумага: писчая, обойная, упаковочная, гофрированная, цветная двусторонняя и односторонняя, бархатная, флюоресцентная.-Картон: цветной, белый, гофрированный, голографический.
-Клей ПВА, клей-карандаш.
-Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, скотч.
Календарно – тематический план работы кружка.
№ п/п Наименование темы Количество часов Дата
проведения
1 Программа: «Айрис фолдинг (Радужное склеивание)». История возникновения 1 2 Айрис фолдинг (Радужное склеивание). Правила техники безопасности.Просмотр работ в этой технике. 1 3 Изготовление шаблонов и полосок для Айрис фолдинга. Основные правила работы. 1 4 Геометрические фигуры в технике Айрис фолдинг.(Круг, квадрат, треугольник). 1 5 Изготовление кленовых листочков в технике Айрис фолдинг. 1 6 Тыква в технике Айрис фолдинг. 1 7 Айрис фолдинг груша. 1 8 Айрис фолдинг яблоко. 1 9 Заяц в технике Айрис фолдинг. 1 10 Моя любимая кошка в технике Айрис фолдинг. 1 11 Аппликация «Рыбка». 1 12 Айрис фолдинг бабочка. 1 13 Ангелочек в технике Айрис фолдинг. 1 14 Звезда в технике Айрис фолдинг. 1 15 Новогодняя открытка в технике Айрис фолдинг. 1 16 Как сделать новогоднюю ёлку. 1 17 Рождественские открытки в технике Айрис фолдинг. 1 18 Радужные варежки. 1 19 Зимние забавы детей. Снеговик в технике Айрис фолдинг. 1 20 Снегирь на ветке. 1 21 Коллективная работа: «Чайный набор». 1 22 Сердце в технике Айрис фолдинг.
1 23 «Танк»- поделка на 23 февраля в технике Айрис фолдинг. 1 24 Голова лошади Айрис фолдинг. 1 25 «Тюльпан- улыбка весны». Открытка в технике Айрис фолдинг ко Дню 8 марта. 1 26 Ваза с цветами. 1 27 Овечка в технике Айрис фолдинг. 1 28 Коллективная работа: «Лебединое озеро» в технике Айрис фолдинг. 1 29 Герои любимых мультфильмов в технике Айрис фолдинг. 1 30 Коллективная работа: «Парусник». 1 31 Пасхальные сувениры. 1 32 Голубь - птица мира! Аппликация в технике Айрис фолдинг. 1 33 Открытка к 9 мая в технике Айрис фолдинг. 1 34 Цветок розы в технике Айрис фолдинг. 1 35 Составление альбома лучших работ. 1 36 Выставка работ учащихся. 1 Итого 36 Методическое обеспечение программы:
Интернет-ресурсы:
http://*****/beginners-scrapbooking/iris-folding-in-scrapbooking
http://*****/nachalnaja-shkola/uroki-tvorchestva/airis-folding-master-klas. htmlhttp://*****/technics/iris-fir
http://*****/technics/parting-off
http://*****/node/224175
http://*****/rukodelie/ayris-folding/1238-tehnika-ayris-folding. htmlhttp://masterclassy. /torcevanie-5/
http:///hobbies/rukodelie/5474-paper-trimming. htmlhttp://*****/shkola/vneklassnaya-rabota/library/master-klass-po-tehnike-vytykanka