РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО — ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
А. Н. Кирпиченкова
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка «Детский сад «Умка» г. Надым.
В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они обусловлены повышением уровня современных государственных требований к дошкольному образованию. Ребенок, находясь в условиях дошкольного образовательного учреждения, должен накопить необходимый опыт деятельности и общения, активно взаимодействуя с окружающей средой, сверстниками и взрослыми, чтобы быть готовым к саморазвитию и успешной самореализации в будущем. Главная задача воспитателя - создание условий для построения индивидуальной траектории развития каждого ребенка на этапе дошкольного образования.
В нашем дошкольном учреждении педагоги перешли от простой передачи детям знаний к формированию интегративных качеств личности, в том числе универсальных предпосылок учебной деятельности, развитию творческого воображения.
В основу работы легла Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Мир открытий" под редакцией Л. Г. Петерсон. Научную основу программы составляет система дидактических принципов деятельностного метода: психологической комфортности, деятельности, минимакса, целостности, вариативности, творчества, непрерывности. Все эти принципы действуют как целостная система, позволяющая создать единое развивающее образовательное пространство.
Одним из основополагающих принципов, заявленных в Федеральных Государственных Требованиях, является принцип интеграции образовательных областей. Каждая область дополняет и обогащает другие, раскрывает различные аспекты одного и того же явления, углубляя его понимание и обеспечивая целостность восприятия. На его основе строится образовательный процесс в нашем ДОУ.
Например, в течение дня общения со сказкой дети младшей группы слушают сказки, рассматривают иллюстрации к произведениям, рисуют сказочных героев, изготавливают поделки из различных материалов, рассказывают о любимых сказочных героях. Педагог помогает детям оказаться зрителями кукольного театра в сопровождении инструментальной музыки, организует участие в подвижной игре «Собери фрукты и овощи для Зайки», путешествие по Поляне Сказок.
В течение дня дети не замечают, что их чему-то учат. Дошкольники добывают информацию в активной деятельности под умелым руководством взрослого. Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, помощника, организатора. Его задача - пробуждать и поддерживать интерес воспитанников, желание познавать окружающий мир.
Еще одним примером интеграции образовательных областей является создание игрового пространства «Театр» в старшей группе. Педагог знакомит детей с искусством дизайна, создает условия для развития восприятия, умения анализировать реальные объекты и их изображения на макетах, фотографиях, схемах, картах, организует работу с планом помещения. Дети учатся конструировать из различных подручных материалов, использовать предметы - «заместители» в работе. Одним из этапов деятельности по созданию театра является компьютерное моделирование и художественное конструирование из различных видов бумаги. Вместе с этим педагог способствует развитию у детей свободного общения со сверстниками, развитию связной речи. Формирование патриотических чувств происходит через знакомство с величайшими театрами нашей Родины. Для дошкольников создаются благоприятные условия не только для познавательного развития, но и для совместной театрализованной деятельности, для развития интереса к музыке, музыкально – ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах.
Одной из важных составляющих процесса творческого взаимодействия детей и взрослых является организация культурно - досуговой деятельности.
Педагоги и родители воспитанников нашего образовательного учреждения организуют множество развлечений с учетом региональных особенностей. Ярким мероприятием является «Здравствуй, Зимушка хрустальная!». Содержание и формы развлечений в течение целой недели варьируются в соответствии с возрастом дошкольников. В их число входят игры, аттракционы, спортивные развлечения зимней тематики. К проведению «Музыкальных посиделок» привлекаются учащиеся музыкальной школы, сотрудники детской библиотеки. Неоценимую помощь в изготовлении различных костюмов и атрибутов игровых образов оказывают родители дошкольников. Старшим детям предлагается участие в мероприятии «К нам пришла сказка!». Наряду с этим они готовят и показывают для малышей спектакль по сценарию русской народной сказки или сказки коренных малочисленных народов Севера.
С целью реализации принципа системности в учреждении разработано комплексно-тематическое планирование. В его структуре отражается образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Тематика комплексно- тематического планирования способствует развитию у дошкольников интереса к познанию, расширяет и углубляет представления об окружающем мире.
Вся совместная деятельность участников образовательного процесса направлена на разностороннее развитие детей с учетом их индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно - речевому и художественно- эстетическому.
В результате освоения программы у детей формируются следующие интегративные качества:
физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками;
любознательный, активный;
эмоционально отзывчивый;
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
овладевший необходимыми умениями и навыками.
Работая по программе «Мир открытий», педагоги нашего дошкольного учреждения помогают ребенку открывать мир, создают атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками педагогического процесса.


15