Рабочая программа по ОРКСЭ. (Кураев , Данилюк)
Учитель МБОУ «СОШ с.Вязовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области» Курыгина Н.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы православной культуры» разработана на основе рекомендаций Министерством образования и науки Российской Федерации для учащихся 4-5 класса. Учебный предмет ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой и включает в себя модули:
1. Основы православной культуры
2. Основы исламской культуры
3. Основы буддийской культуры
4. Основы иудейской культуры
5. Основы мировых религиозных культур
6. Основы светской этики.
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики».
А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.
Программа рассчитана на 34 ч., 1 ч. в неделю.
ЦЕЛЬ учебного предмета ОРКСЭ – духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры и традиций православия; формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
ЗАДАЧИ учебного предмета ОРКСЭ:
формирование честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам многонационального государства
формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;
формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;
приобщение школьников к его духовным, нравственным и культурным ценностям развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества
возрождение духовно-нравственных традиций семьи
укрепление взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе
расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей родине;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Эта модульная конструкция учебного предмета позволит удовлетворить образовательные запросы социума – в первую очередь, родителей школьников. Все модули нового предмета имеют светский, культурологический характер.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитании порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения
Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к истокам материальной и духовной культуры.
Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.
Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура.
Вопросы культурных традиций решаются через ученическую исследовательскую деятельность, через метод учебных проектов.
Основными методическими приемами являются:
Исследовательская деятельность.
Поисковая деятельность.
Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов)
Формами работы:
являются заочные экскурсии;
Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;
Рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;
Самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;
Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.
создание презентаций,
творческих практических работ.
Учащиеся должны:
Знать: термины “новый учебный год”, “новый календарный год”, “церковное Новолетие”, слова “церковь”, “храм”, “ангел”, “Пасха”, “Троица”, “Крещение”, “православный” иметь представление об их назначении; основы церковнославянского языка.
Уметь: рассказать о семье Богородицы, преподобном Сергии Радонежском и других святых, объяснить, чем именины отличаются от дня рождения, отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий, объяснить сюжет известных художественных полотен, например, “Видение отроку Варфоломею” М. В. Нестерова, “Воскрешение дочери Иаира” В.Д. Поленова, “Крещение князя Владимира” В.М. Васнецова и другие.
Понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл молитв, смысл православных праздников.
Узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и лики других святых.
Проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, родителям, родственникам, окружающим людям (проявление заботы о них).
Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры.
Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4 -5 х классов:
– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 4–5 классов:
– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:
– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский Ледовое побоище);
– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
– умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
– формирование потребности в нравственном совершенствовании.
УМК по данному предмету представлен следующим образом:
Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики.
Основы православной культуры. 4-5 классы.
Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва, «Просвещение», 2010.
Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры.
Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010.
Календарно-тематическое планирование
№
Раздел, тема
Кол
-во час
Средство обучение и применение ИКТ
Форма, тип
учебного
занятия
Требования к уровню подготовки учащихся
Дата (месяц)
Примечание
Базовые знания
Развитие познавательных
умений
По плану
Фактич.
1
Россия – наша
Родина.
1
Программа
Комплексного учебного
Курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Эл. приложение к учебнику. Урок № 1
Комбинированный. Урок изучения
нового учебного
материала.
Актуализация
уже имеющихся
знаний
обучающихся
Знать:
Что такое духовный
мир человека? Что такое
культурные традиции?
Уметь:
Объяснить, что такое
духовный мир человека.
Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие
ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике
День народного единства (4 ноября).
2.09
2
Культура и
религия.
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010).
http://www.predanie.ru/
Видео и аудиоматериалы
о Церкви, праздниках,
святых и т.д.
Эл. приложение к
учебнику. Урок № 2
Урок изучения
нового учебного
материала.
Актуализация
уже имеющихся
знаний обучающихся
Знать:
Что такое культура,
и как она создаётся?
Что такое религия?
Что такое православие?
Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных
формах. Понимать взаимосвязь
русской культуры и
православия. Рассказать о
традициях русской
православной культуры XVII века.
9.09
3
Человек и Бог в православии
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010).
http://www.reshma.nov.ru/
Официальный сайт
Просветительского
Центра и Издательства "Свет Православия"
Эл. приложение к
учебнику. Урок № 3
Урок изучения
нового учебного
материала.
Знать:
Кого православная
культура называет Творцом?
Какие дары получили от
Творца люди?
Уметь:
Понимать, как вера
влияет на поступки человека, и
рассказать об этом.
16.09
4
Православная
молитва
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса"ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010). Эл.приложение к
учебнику. Урок № 4
Урок изучения
нового учебного
материала
Знать:
Что такое молитва, и
чем она отличается от магии?
Какие бывают виды молитв?
Что значит
«благодать»? Кто такие
Святые?
Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается
молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем
людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение
«Знать, как «Отче наш».
23.09
5
Библия и
Евангелие
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010). Эл.приложение к
учебнику. Урок № 5
Урок изучения
нового учебного
материала. Актуализация
уже имеющихся
знаний
обучающихся
Знать: Кто такой христианин?
Кто такие
пророки и апостолы?
Что такое Библия и Евангелие?
Что такое Откровение
Божие?
Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких
частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос –
христианство – христианин
Объяснить, как переводится
слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать
об апостолах Христовых.
30.09
6
Проповедь
Христа.
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010).
Эл. приложение к
учебнику. Урок № 6
Урок изучения
нового учебного
материала, а
также целевого
применения
усвоенного.
Знать:
Что такое проповедь
(Нагорная проповедь)?
Как
христиане относятся к
мести, и почему?
Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что
является духовными
сокровищами. Рассказать, какое
богатство христиане считают
истинным и вечным.
7.10
7
Христос и Его
крест.
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010).
Эл. приложение к
учебнику. Урок № 7
Урок изучения
нового учебного
материала
Знать:
то такое
«воплощение»
(«Боговоплощение»),
Голгофа?
Кто такой
Богочеловек?
В чём состояла жертва
Иисуса Христа?
Уметь:
Рассказать о Рождестве
Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился
от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот
символ.
14.10
8
Пасха.
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010).
Сайт православие.ru -
http://days.pravoslavie.
ru/Life/life1204.html
http://pasxa.eparhia.ru/
Православные посты
и праздники.
Информационный
сайт Казанской епархии
Эл. приложение к
учебнику. Урок № 8
Актуализация
уже имеющихся
знаний обучающихся.
Изучение
нового учебного
материала, а
также целевое
применение
усвоенного.
Знать:
Что такое Пасха
(Воскресение)?
Как празднуют Пасху?
Как звучит пасхальное
Приветствие?
Как звучит
пасхальный гимн?
Что такое
христианский пост?
Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа.
Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать,
в чём состоит смысл
христианского поста.
21.10
9
Православное
учение о
человеке.
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010).
http://www.kuraev.ru/
Миссионерский портал
диакона Андрея Кураева Эл. приложение к
учебнику. Урок № 9
Урок-
путешествие в
историю
сотворения
мира и человека
(Библия, Ветхий
Завет).
Знать:
Чем человек
отличается от животного?
Что такое «внутренний мир»
Человека?
В чём заключается
свобода для христианина?
Как Библия рассказывает о
происхождении души?
Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека.
Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу».
Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём
заключается свобода для
христианина.
28.10
10
Совесть и
раскаяние
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010).
Эл. приложение к
учебнику. Урок №10
Актуализация
уже имеющихся
знаний обуч-ся.
Изучение
нового учебного
материала, а
также целевое
применение
усвоенного.
Знать:
Что христиане
считают добром, злом,
грехом, что такое совесть,
раскаяние, покаяние?
Уметь:
Рассказать, как совесть
подсказывает человеку
правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек
– это животное, меющее
краснеть». Объяснить связь между выражениями
«бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют
«лекарством души».
11.11
11
Заповеди.
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010).
Эл. приложение к
учебнику. Урок №11
Урок изучения
нового учебного
материала, а
также целевого
применения
усвоенного
Знать:
Что такое
«заповедь», «скрижали»?
Какие заповеди были даны
людям через пророка Моисея?
Уметь:
Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что
общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит
радость. Отличать 10 заповедей
Моисея от заповедей блаженств
Иисуса Христа.
18.11
12
Милосердие и
сострадание.
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010).
Эл. приложение к
учебнику. Урок №12
Актуализация
уже имеющихся
знаний обуч -ся.
Изучение
нового учебного
материала, а
также целевое
применение
усвоенного.
Знать:
Кого христиане
называют «ближним»? Как христианин должен
относиться к людям?
Что такое «милосердие»,
«милостыня».
Уметь:
Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что
нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать,
какие существуют дела
милосердия.
25.11
13
Золотое
правило этики.
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010).
Эл. приложение к
учебнику. Урок №13
Урок изучения
нового учебного
материала, а
также целевого
применения
усвоенного.
Знать:
Что такое «этика»?
Главное правило
человеческих отношений.
Что такое «неосуждение»?
Уметь:
Объяснить, почему
главное правило этики называется «золотое».
Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по
картине В.Поленова
«Грешница», как Христос защитил женщину.
2.12
14
Храм.
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сайт для паломников и путешественников.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Эл. приложение к
учебнику. урок №14
Урок-экскурсия
(очная или
заочная, в
зависимости от
возможности).
Знать:
Для чего людям
нужен храм, что они там
делают?
Как устроен
православный храм?
Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона»,
«иконостас», «канун»,
«поминание»,
«благословение»?. Что такое «церковно-
славянский язык»?
Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие
иконы в нём присутствуют
обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать
на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери. Объяснить значение выражения
«Казанская Богоматерь».
Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны.
9.12
15
Икона
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010).
http://www.pravoslavie.ru/
Православный календарь.
Православные СМИ.
Эл. приложение к
учебнику. урок №15
Урок-экскурсия
(очная или
заочная, в
зависимости от
возможности).
Знать:
В чём состоит отличие иконы от обычной
живописной картины, и почему? Зачем христианам
нужны иконы, и как на иконах изображается
невидимый мир?
Уметь:
Объяснить, как понятие света связано с пониманием
Бога в христианстве.
Объяснить, почему христиане считают возможным
изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой.
Объяснить слова «нимб» и «лик».
16.12
16
Творческие
работы учащихся.
1
http://portfem.narod.ru
/p11aa1.html
Алгоритм работы и
подведения итогов по
работам:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Эл. приложение к
учебнику. урок №16
Подготовка
творческих
работ учащихся
Знать:
Как готовится
творческая работа, какие
существуют виды
творческих работ? Как пользоваться литературой и
др. источниками
информации?
Как правильно
отобрать нужную
информацию и сделать выводы?
Уметь:
Искать требующуюся
литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести
всю найденную информацию в последовательный общий текст.
Оформить работу в
соответствии с требованиями.
Подготовить устное
выступление.
23.12
17
Подведение
итогов
1
http://www.hristianstvo.r
u/ Православное
христианство. Каталог
православных ресурсов
в сети Интернет
Эл. приложение к
учебнику. урок №17
Урок контроля
знаний, умений
и навыков. Это может быть выставка
творческих
работ, конкурс и т.п
Знать:
Из чего складывается оценка
творческой работы.
Уметь:
Представить свою
творческую работу для
обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать
свой ответ.
30.12
18
Как
христианство
пришло на
Русь.
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010).
Эл. приложение к
учебнику, урок №18
Урок контроля
знаний, умений
и навыков; урок-
путешествие в
прошлое.
Знать:
Что такое
Евангелие, Пасха, храм и икона.
Кто такой Иисус
Христос?
Узнать: что такое Церковь
и крещение.
Как Русь стала
христианской страной?
Уметь:
Отличать
православный храм от других, узнавать изображение Иисуса
Христа и Пасхи на иконах.
Рассказать историю
проникновения христианства в древнерусские земли и
крещения Руси.
13.1
19
Подвиг.
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010).
Эл. приложение к
учебнику, урок №19
Урок изучения
нового учебного
материала, а
также целевого
применения
усвоенного
Знать:
Что такое подвиг, что такое жертвенность?
Пример «подвижнической»
жизни архиепископа Луки
Войно- Ясенецкого.
Уметь:
Объяснить слово «подвижник», «жертвенность»
и употреблять их в речи
Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое.
20.1
20
Заповеди
блаженств
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010).
Эл. приложение к
учебнику, урок №20
Урок изучения
нового учебного
материала
Знать: Что такое
«заповедь», «блаженство»?
Что делает христианина
счастливым?
Уметь: Объяснить, почему
христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей
Блаженства с полным
пониманием. Приводить
примеры исполнения этих
заповедей христианами.
27.1.
21
Зачем творить
добро?
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010).
Эл. приложение к
учебнику, урок №21
Урок
формирования
умений и
навыков,
целевого
применения
усвоенного
Знать:
В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются
Святые?
Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея. Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить
выражение «Даром приняли –даром давайте».
3.02
22
Чудо в жизни
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010). Эл. приложение к
учебнику, урок №22
Урок изучения нового учебного
материала,
а также
целевого
применения
усвоенного
Знать:
В чём состоит христианское учение о Святой Троице? Что такое
христианские добродетели
и в чём они проявляются?
Уметь:
Отличать на иконе
христианина изображение Святой Троицы.
Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие
добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках.
10.02
23
Православие о
Божием суде
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010). Эл. приложение к
учебнику, урок №23
Урок изучения
нового учебного
материала
Знать:
В чём состоит
представление христиан о Божием суде? Почему
христиане верят в
бессмертие?
Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы,
поощряющие христиан к
творению добра.
17.02
24
Таинство
Причастия.
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010). Эл. приложение к
учебнику, урок №24
Урок изучения
нового учебного
материала
Знать:
Что такое
Причастие, что такое
церковное Таинство?
Что происходит в храме во время Литургии?
Уметь: Рассказать, чем
отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией.
Рассказать, в чём главное назначение Церкви
24.02
25
Монастырь.
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010). Эл. приложение к
учебнику, урок №25
Урок-
путешествие
Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи?
Что представляет собой монастырь? Какие монастыри и лавры существуют на территории
России?
Уметь: Объяснить, что
приобретает человек, став
монахом, и от чего он
отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на
территории России.
3.03
26
Отношение
христианина к
природе.
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010). Эл. приложение к
учебнику, урок №26
Урок
формирования
умений и навыков, целевого
применения
усвоенного
Знать:
Какие качества делают человека «выше» природы? Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к
животным?
Уметь:
Вести диалог на тему
«Почему человек стал
оказывать губительное
воздействие на природу?».
Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок
заботится о нём
10.03
27
Христианская
семья
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010). Эл. приложение к
учебнику, урок №27
Урок изучения
нового учебного
материала,
а также
целевого
применения
усвоенного
Знать:
Почему заключение
брака в церкви называется
«венчание»?
Что означает венец над молодожёнами?
Что означает обручальное кольцо?.
Уметь: Рассказать, какие
традиции есть в семье
обучающегося.Объяснить,
какое поведение называется «хамским». Обсудить вопрос:
«Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?»
17.03
28
Защита
Отечества.
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010). Эл. приложение к
учебнику, урок №28
Урок - заочная
экскурсия.
Знать:
Имена и подвиг святых защитников Родины.
Когда война бывает
Справедливой? Когда против общих недругов России
вместе сражались разные народы?
Уметь: Объяснить, какие
поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве.
31.03
29
Христианин в
труде.
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010). Эл. приложение к
учебнику, урок №29
Урок
формирования
умений и
навыков,
целевого
применения
усвоенного
.
Знать: Какие заповеди
получили первые люди от Творца?
Что такое первородный грех? Что такое пост, и для чего он нужен христианину?
Уметь: Рассказать, какие
заповеди получили первые
люди от Творца. Объяснить
выражение «работать на
совесть». Составить устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека».
7.04
30
Любовь и
уважение к
Отечеству.
Патриотизм
Много национального
и много-
конфессионального народа России.
1
Методические
рекомендации по
реализации модуля ОПК в рамках комплексного
учебного курса«ОРКСЭ»
(ТОИПКРО, 2010). Эл. приложение к
учебнику, урок №30
Урок-экскурсия
Знать:
Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура
Уметь:
Объяснить выражение
«жизнь положить за други
своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.
14.04
31
Подготовка
творческих
проектов
учащихся
1
http://azbyka.ru/
Православная
энциклопедия «Азбука
веры». Тексты Ветхого и Нового Заветов; рубрика «Чем отличаются религии? Будда. Мухаммед. Христос».
Подготовка
творческих
проектов
учащихся
Знать:
Как готовится
творческий проект?
Какие виды творческих проектов
Существуют?
Уметь:
Искать нужную
информацию,
систематизировать её, сделать
выводы из проведённого
исследования, разработать
творческий проект.
21.04
32
33
Выступление
обучающихся
со своими
творческими
работами.
2
Интернет ресурсы по «ОРКСЭ» Каталог
православных ресурсов
в сети Интернет
Конференция
Знать:
всесторонне тему, по которой готовит выступление обучающийся
Уметь: Владеть красивой,
грамотной речью, уметь
отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
28.04
05.05
34
35
36
Презентация
творческих
проектов.
1
Интернет ресурсы по «ОРКСЭ»
Каталог православных ресурсов в сети Интернет
Смотр знаний
Знать:
всесторонне тему,
по которой готовит
выступление обучающийся
Уметь:
Грамотно презентовать
свой творческий проект.
Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
12.05
19.05
26.05
Информационное методическое обеспечение
Рекомендуемая литература
1. Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры.
М.: Издательский дом «Покров», 2004.
2. Зеньковский В.В. «Психология детства». М.: Школа_Пресс, 1996.
3. Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа-Пресс, 1994.
4. Лукашенко К. «Сеятель». Третий и четвертый год обучения в школе и семье. 8_е
изд. СПб., 1914.
5. Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, 2002; 2_е изд.
Новосибирск, 2010.
6. Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей. М.: Лествица, 2003.
7. Ушинский К.Д. «Детский мир» и хрестоматия: В 2_х кн. М.: Лествица, 2003.
8. Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11_ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М._Л.,
1948. С. 425–488.
9. Ушинский К.Д. «Нравственное влияние как главная задача воспитания» // Ушинский К.Д. «Избранные педагогические сочинения»: В 2_х тт. Т. 1. М., 1953.
С. 327–332.
10. «Молитвы русских поэтов». XI–XIX: Антология / Автор-составитель В.И.Калугин. М.: Издательский дом «Вече», [2010].
11. «Круг Лета Господня». Времена года. Православные праздники: Антология русской поэзии: В 4_х кн. Приложение: Методическое пособие по основам красноречия. М.: Храм Христа Спасителя, 2009.__
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715
15