Рабочая программа ОДНКНР модуль ОПК 7 класс




1.пояснительная записка
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации № 279-фз от 29.12.2012 (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2011 года № 1897;
Приказа Министерства образования и науки РФ № 576 от 08.06.2015 «О внесении изменений внесённых в федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253»;САН ПИНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 зарегистрированного в Министерстве юстиции России 03.03.2011г., регистрационный № 19993;
Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 31 января 2012 г. № 320-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 25 февраля 2013г. № 559-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
Письма Министерства образования Ульяновской области №73-иогв-01-02/ 5194исх от 14.07.2015 г. «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2015-2016 учебном году»;
Приказа УО МО «Барышский район» №224 от 16.07.2016 года «Об организации образовательного процесса в образовательных организациях МО «Барышский район» в 2016-207 учебном году»;
Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Живайкино» муниципального образования «Барышкий район» Ульяновской области;
Учебного плана МОУ СОШ с.Живайкино МО «Барышский район» Ульяновской области на 2016-2017 учебный год;
Примерной программы курса «Православные храмы, как синтез искусств» в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по модулю «Основы православной культуры» Угольнова В.А.
Положения о рабочей программе учителя – предметника (ФГОС ООО) муниципальной общеобразовательной организации «Средняя общеобразовательная школа с. Живайкино» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.
ЦЕЛЬ:  формирование морально-нравственных личностных качеств, духовное воспитание и развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Курс призван решать следующие задачи:
- предоставлять возможность пополнения знаний по истории национальной культуры и религии;
- воспитывать патриотическое сознание, чувство гордости и причастности к национальной культуре;
- воспитывать уважение к труду предков – создателей памятников культуры, желание не разрушать, а сохранять национальное культурное наследие;
- воспитывать межконфессиональную культуру, уважение к религиям и традициям всех народов многонациональной России.
Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
ЗАДАЧИ: 
Знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;
Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
2. Общая характеристика учебного курса
Изучая «Основы православной культуры» нельзя обойти одну из главных её составляющих – православные храмы. Храмы в России являются не только культовыми сооружениями для проведения религиозных обрядов. Православные храмы составляют основу души Святой Руси по мнению великого русского писателя А.И. Солженицына.
Значение истории национальной культуры, её истоков и традиций является важным фактором на пути к самосознанию и самоопределению каждой личности. Умение воспринимать ценности родной культуры, осмысливать и передавать идеи, заложенные в памятниках архитектуры, живописи, музыки, помогают сохранить традиции и развить чувство причастности к отечественной истории.
Программа данного курса рассматривает одну из уникальных страниц отечественной культуры – русские православные храмы.
Храмы в России являются не только культовыми сооружениями для проведения религиозных христианских обрядов. Они играют большую роль в политической, социальной и культурной жизни России. Архитектура храмов, их внутреннее убранство и украшение в соединении с культовыми обрядами представляют собой «синтез искусств», по выражению русского философа П. Флоренского. Искусство храма отражает национальную идею миропонимания, особенности русской культуры и вместе с тем её неразрывные связи с мировой культурой.
Содержание курса реализуется по следующим принципам:
- последовательности и систематичности изучения материала;
- научности и доступности изложения;
- соединения теоретических и практических занятий;
- интеграции знаний из различных предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов.
3.Место учебного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ с. Живайкино и примерной программой курса «Православные храмы, как синтез искусств» в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на предмет ««Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 7 классе отводится 1 час из части формируемой участниками образовательных отношений. Общий объём учебного времени составляет 35ч.( 35 учебных недель ).
Личностные, метапредметные и предметные результаты 
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
 метапредметные :овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
 предметные результаты:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
формирование первоначального представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни
5.Содержание курса
Тема 1. История русских храмов. Их национальное своеобразие и самобытность (10 ч.)
Принятие христианства на Руси и строительство первых храмов. Влияние византийской культуры на архитектуру и украшения первых русских храмов. Византийский купол и его символика. Резьба по камню, фресковая живопись, мозаичная живопись. Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Развитие русского храмового зодчества. Купола русских храмов. Русские деревянные храмы. Архитектурные особенности русских храмов. Градостроительная роль русских храмов. Храмы как памятники воинской доблести. Храмы как хранители исторической памяти народа. Соборы Московского Кремля. Троице-Сергиева Лавра. Храмовые комплексы Русского Севера.
Тема 2. Внутреннее построение и украшение храмов. Православные храмы как синтез искусств (7 ч.)
Особенности построения русского храма. Обращение на восток. Алтарь, амвон, клирос, притворы, паперть. Русский иконостас. Главная икона храма и ее отражение в названии храма. Живопись в храме. Колокольные звоны. Православные храмы как синтез искусств.
Тема 3. Русские православные храмы как часть мировой культуры (3 ч.)
Русские православные храмы в Риме, Париже, Ницце, США, Китае и на «Святой земле» (сообщения учащихся)
Собор Василия Блаженного, храмовый комплекс в Кижах, храм Христа Спасителя. Защита ученических проектов.
Тема 4. Русская иконопись как важнейшая часть мирового искусства (10 ч.)
История христианской иконы. Иконоборчество. Первые русские иконы. Русские иконописные школы. Андрей Рублев и его творчество. Икона в истории России. Образы русских святых на иконах. Богородичный цикл русской иконописи. Отражение миропонимания в русской иконе. Почему русская икона является признанным шедевром мирового искусства?
Тема 5. Музыка в храмах. Своеобразие русской духовной музыки (2 ч.)
Музыкальное сопровождение христианских обрядов. Почему музыка храма считается духовной. Краткая история русской древней музыки. Музыка христианских праздников, её канонический характер. Всенощная. Музыка и хоровое пение. Литургия – главная молитва дня. Музыкальные составляющие литургии. Музыка крещения, венчания, панихиды. Христианские обряды в светской профессиональной музыке. Опера М.Мусоргского «Борис Годунов». Опера Н.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже».
Тема 6. Проблемы национального духовного наследия (3 ч.)
Какие чувства вызывает у нас общение с русской иконой? Почему мы не понимаем ее звучание? Почему на мировых аукционах живописи всё больше продаётся русских икон? Эпоха разрушения храмов. Так ли важно для русской культуры сохранение и восстановление храмов? История храма Христа-спасителя в Москве. Храмовая площадь в Симбирске. Троицкий собор и его история. Как решить проблему «исчезнувших храмов». Что означает для меня искусство русского храма?
Учебно-тематический план
№ Наименование разделов, тем Кол-во часов
1 История русских храмов. Их национальное своеобразие и самобытность. 10
1.1. Первые русские храмы и связь с византийской культурой. 2
1.2. Развитие русского храмового зодчества. 2
1.3. Роль храмов в становлении русской духовной культуры. 3
1.4. Русские православные храмы - памятники истории и воинской доблести. 3
2. Внутреннее построение и украшение храмов. Православные храмы как синтез искусств. 7
2.1. Внутреннее построение храма. 3
2.2. Особенности украшения русского храма. 2
2.3. Православные храмы как синтез искусства. 2
3. Русские православные храмы как часть мировой культуры 3
3.1. Русские православные храмы в зарубежье 1
3.2. Русские православные храмы, входящие в список «чудес света» 1
3.3. Защита сообщений, докладов и проектов учащих 1
4. Русская иконопись как важнейшая часть мирового искусства 7
4.1 Русская икона – «умозрение в красках» (Р. Трубецкой). 1
4.2. История России в её иконах. 2
4.3. Иконы Богородицы в духовной жизни России. 2
4.4 Русская икона как часть мирового искусства. 2
5. Музыка в храмах. Своеобразие русской духовной жизни. 4
5.1. История развития русской духовной музыки. 1
5.2. Музыка христианских праздников. 1
5.3. Музыка литургии и других служб в храме. 1
5.4. Музыка храма в светской профессиональной музыке. 1
6. Проблемы национального духовного наследия. 4
6.1. Почему мы перестали понимать русскую икону? 1
6.2. Исчезнувшие храмы. 1
6.3. История храмов нашего края. 1
6.4. Что означает для меня искусство русского храма. 1
Итого 35
№ п/п Тема Кол-во
часов Форма
контроля
1. История русских храмов. Их национальное своеобразие и самобытность. 10 Письменная работа
2. Внутреннее построение и украшение храмов. Православные храмы как синтез искусств. 7 Практическая работа
3. Русские православные храмы как часть мировой культуры. 3 Защита ученических проектов
4. Русская иконопись как важнейшая часть мирового искусства. 7 Практическая работа
5. Музыка в храмах. Своеобразие русской духовной музыки. 4 Практическая работа
6. Проблемы национального духовного наследия. 4 Защита
письменных и
практических
проектов
6. Тематическое планирование в 7 классе
Тематическое планирование в рабочей программе состоит из тематических блоков, объединяющих ряд дидактических единиц соответствующего раздела содержания учебного предмета, рассчитанных на изучение в течение нескольких уроков. Обязательной частью тематического планирования является определение основных видов учебной деятельности учащихся, направленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы. Рабочая программа позволяет распределить учебные часы по разделам и темам курса, указывая последовательность их изучения; проектов

п/п Тема
Кол-во Виды Тип урока Планируемые результаты Домашнее задание Дата
план факт примечание
часов деятельности предметные результаты метапредметныеличностные 1-2 Первые русские храмы и связь с византийской культурой. 2 Самостоятельная работа , работа в парах Введение
Знать: Что такое храм Что такое Византийская культура
Уметь: Объяснить, что такое влияние Византийской культуры на архитектуру русских храмов Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина
Написать сочинение «Архитектура русских храмов?» 7.09
14.09 3-4 Развитие русского храмового зодчества. 2 Самостоятельная работа , работа в парах, коллективная Урок-познание. Знать: Кто русских зодчих, символику византийских куполов
Уметь: Объяснить особенности русских храмов Регулятивные :саморегуляцияПознавательные:
поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: выражение своих мыслей. нравственно-эстетическое оценивание.
Подготовить рассказ
Как создавались украшения храмов 21.09
28.09
5-7 Роль храмов в становлении русской духовной культуры. 3 Самостоятельная работа , работа в парах Урок-рассуждение. Знать: градостроительную роль храмов ,
Уметь: объяснить роль храмовдля мировой культуры Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию ценить и принимать ценности.
Подготовить ответ «Что значит храм для культуры?»
5.10
12.10
19.10
8-10 Русские православные храмы - памятники истории и воинской доблести 3 Самостоятельная работа , работа в парах, коллективная Урок-исследование Знать: основные храмы- памятники воинской доблести
Уметь: приводить примеры Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
ценить и принимать ценности.
Подготовить рассказ с примерами на тему
26.10
9.11
16.11
11-13 Внутреннее построение храма 3 Самостоятельная работа , работа в парах, коллективная Урок-познание Знать: особености построения храмов
Уметь: ориентироваться в названиях
. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации ценить и принимать ценности.
Подготовить сообщения на тему: что общего в построении храмов 23.11
30.11
7.12 14-15 Особенности украшения русского храма. 2 Самостоятельная работа , работа в парах, коллективная Урок-размышлениеЗнать: живопись в храме
Уметь: рассказать как расположены иконы Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: уметь вести дискуссию нравственно-эстетическое оценивание.
Подготовить
тестирование 14.12
21.12
16-17 Православные храмы как синтез искусства. 2 Самостоятельная работа , работа в парах, коллективная Урок-познание и рассуждение. Знать: о видах искусства в храме
Уметь: отделять добро от зла, в какую бы личину зло не рядилось Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера нравственно-эстетическое оценивание.
Рассуждение на тему «Что такое главная икона в храме» 11.01
18.01
18 Русские православные храмы в зарубежье 1 Самостоятельная работа , работа в парах, коллективная Урок-лабораторное занятие. Знать: о храмах в зарубежье
Уметь: Объяснить, почему русские храмы за рубежом Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера нравственно-эстетическое оценивание.
Написать мини-сочинение о зарубежных храмах 25.01
19 Русские православные храмы, входящие в список «чудес света 1 Самостоятельная работа , работа в парах, коллективная Урок-размышление Знать: историю храмов-чудес света
Уметь: аргументировать почему они вошли в этот список Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений.Коммуникативные: выражение своих мыслей.
нравственно-эстетическое оценивание.
Мини-рассказ «Храмы – чудеса света 1.02 20 Защита сообщений, докладов и проектов учащих 1 Самостоятельная работа , работа в парах, коллективная Урок-рассуждение Знать: материал доклада
Уметь: объяснить почему выбрал эту тему Регулятивные : саморегуляцияПознавательные:
анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.
Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность ценить и принимать ценности.
Рассказ об иконе в доме 8.02
21 Русская икона – «умозрение в красках» (Р. Трубецкой1 Самостоятельная работа , работа в парах, коллективная Урок-рассуждениеЗнать: историю христианской иконы,
Регулятивные : оценка нравственных норм
Познавательные: извлечение необходимой информации.Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.
личностное переживаниеМини-сочинение «Икона – это.. 15.02
22-23 История России в её иконах. 2 Самостоятельная работа , работа в парах, коллективная Урок-рассуждение Знать: Что такое «иконоборчество», первых иконописцев.
об образах святых на иконах
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера ценить и принимать ценности.
Повторить об образах святых на иконах
22.02
29.02
24-25 Иконы Богородицы в духовной жизни России 2 Самостоятельная работа , работа в парах, коллективная Урок-ознаком-лениеОтражение миропонимания в русских иконах
Уметь: Объяснить, какие иконы Богородицы почитаются в России. Регулятивные : учиться работать по плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: выражение своих мыслей.
ценить и принимать ценности.
Сообщение « Что я знаю об иконах Богородицы» 7.03
14.03
26-27 Русская икона как часть мирового искусства. 2 Самостоятельная работа , работа в парах, коллективная Урок-обобщение Знать: что русская икона признана шедевром мирового искусства Уметь объяснить почему Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
Оформлять свои мысли в письменной речи Подготовить задания для тестирование 21.03
4.04
28 История развития русской духовной музыки. 1 Самостоятельная работа , работа в парах, коллективная Урок-познание Знать: о духовной музыке, о музыке в православных обрядах
Уметь: отличать виды духовной музыки Регулятивные : учиться работать по плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение слышать и понимать партнера
нравственно-эстетическое оценивание Ответы для опроса 11.04
29 Музыка христианских праздников 1 Самостоятельная работа , работа в парах, коллективная Урок-рассуждение Знать: о государственном празднике Рождестве Христовом
Уметь: объяснить почему так важен для россиян праздник Рождества Христова.
Регулятивные : саморегуляцияКоммуникативные: выражение своих мыслей. Оформлять свои мысли в письменной речи Рассуждение «Значение Рождества Иисуса Христа для человечества» 18.04
30 Музыка литургии и других служб в храме. 1 Самостоятельная работа , работа в парах, коллективная Урок-размышление Знать: что такое литургия, Всенощная
Уметь: Рассказать, какая музыка используется при обрядах
». Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор информации
Коммуникативные: умение вести диалог ценить и принимать ценности.
Оформлять свои мысли в письменной речи Эссе «Исповедь и покаяние» 25.04
31 Музыка храма в светской профессиональной музыке. 1 Самостоятельная работа , работа в парах, коллективная Урок-рассуждение Знать:оперы русских классиков духовного содержания
Уметь: объяснять нравственный смысл Регулятивные : понимать значение добра и зла.
Познавательные: извлечение необходимой информации.Коммуникативные: умение вести диалог эмоциональное переживание. Подготовить
тестирование 2.05 32 Почему мы перестали понимать русскую икону? 1 Самостоятельная работа , работа в парах, коллективная Урок-рассуждение Знать: о современных искушениях
Уметь: преодолевать искушения в повседневной жизни Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: выражение своих мыслей. личностное переживаниеЗаписать, какие искушения в нашей жизни вы испытываете. 16.05 33 Исчезнувшие храмы. 1 Самостоятельная работа , работа в парах, коллективная Урок-размышление Знать: Что ждёт поколение за разрушение храмов
Уметь: Объяснить, почему христиане восстанавливают храмы Регулятивные : учиться работать по плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения.  личностное переживаниеПриведите примеры восстановления разрушенных храмов 23.05 34 История храмов нашего края 1 Самостоятельная работа , работа в парах, коллективная Урок-размышление Знать: Главные ценности для человека – Родина, семья, вера.
Уметь: рассказать о своих храмах Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информацииценить и принимать ценности.
Рассуждение «Нужно ли » 30.05 35 Что означает для меня искусство русского храма. 1 Самостоятельная работа , работа в парах, коллективная Урок-ознаком-лениеЗнать: что такое искусство русского храма
Уметь приводить примеры Регулятивные: учиться работать по плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение слышать и понимать партнера
личностное переживаниеСочинение Что означает для меня искусство русского храма. 30.05 7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Алленов, М.М. Русское искусство. X - начало XX века [Текст] / М.М. Алленов, О.С. Евангулова, Л.И. Лившиц. - М.: Просвещение, 1989. - 312 с. :ил.
2. Аржанцев, Б.В. Архитектурная летопись Симбирска (вторая половина XVII - начало XX вв. [Текст]: / Б.В. Аржанцев, М.Г. Митропольская. - Ульяновск: Симбирская книга, 1994. - 208 с.
3. Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи [Текст] / П.А. Барская. - М.: Просвещение, 1993. - 264 с: ил.
4. Вагнер, Г. Искусство Древней Руси [Текст] / Г. Вагнер, Г. Владышевская. - М.: Просвещение, 1998. - 342 с: ил.
5. Исакова, Е.В. Храмы - памятники русской воинской доблести [Текст]: материалы в помощь лектору / Е.В. Исакова. - М.: Знание, 1991. - 58 с. - (Новое в жизни, науке. Сер. «Культура и религии»; № 11).6. Коншина, И.В. Основы русской православной культуры [Текст]: учеб. пособие для учащихся сред, и стар, школьного возраста / И.В. Кошмина. - М.: Владос, 2001. - 160 с: ил.
7. Кошмина, И.В. Русская духовная музыка [Текст]: пособие для студентов муз.-пед. училищ и вузов: в 2 кн. / И.В. Кошмина. - М.: Владос, 2001. - 242 с: ил.
8. Кулаков, А.Е. Религии мира [Текст]: учеб. пособие / А.Е. Кулаков. -М.: АСТ-ЛТД, 1997.- 352 с.
9. Кулаков, А.Е. Религии в России [Текст]: учеб. пособие для 10 (11) кл. общеобразоват. учреждений / А.Е. Кулаков. - М: Аст-Пресс-Школа, 2007. - 328 с.
10. Православие [Текст]: пол. энциклопедия. - СПб.: Весь, 2007. - 448 с.
11. Трубецкой, Е.Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в её иконе [Текст] / Е.Н. Трубецкой. - М. Инфо-Арт, 1991. - 112 с: ил.
12. Мономах [Текст]: журн.: темат. вып. - 2007, окт. - Ульяновск: Печатный двор. - 48 с.
8. Планируемые результаты
Ученик должен знать/понимать:
Основные понятия: православная культура, христианство, православные праздники, храм, икона, иконопись, иконописцы, алтарь, крещение Руси; исповедь; Богородичный цикл русской иконописи, образы русских святых на иконах; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество, русские монастыриИсторию русских храмов; Музыку в храмах.
Своеобразие русской духовной музыки
Русские православные храмы как часть мировой культуры
Русскую иконопись как важнейшая часть мирового искусства
Внутреннее построение и украшение храмов
Уметь:
Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
Готовить сообщения по выбранным темам
9.Критерии оценивания результатов
Критериями успешности занятий по данному курсу являются:
- степень проявления знаний и способностей в условии курса;
- степень развития интереса и активности в изучении;
- степень проявления самостоятельных взглядов, позиций, суждений в области национальной культуры и искусства.
Результативность изучения курса необходимо отслеживать не поценочной системе, а в ходе бесед, устных выступлений на занятиях, защиты рефератов, научных и практических проектов, итогового анкетирования.
Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Безотметочная система.
                      10.Примеры контрольных заданий
Православная культура как образовательная область охватывает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности - культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников.  
Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету «Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий.
1)Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.
2)Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.
3)Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).
4)Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.
5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.
Итоговые работы учащихся
Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебного материала и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями.
Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную тему (5-8 тем на выбор), либо в форме реферата объемом не менее 0,5 п.л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки.