Программа по внеурочной деяельности для учащихся 1-4 класов


1. Пояснительная записка
Данная программа представляет собой программу, направленную на достижение результатов определённых уровней деятельности младших школьников. Такая программа имеет возрастную привязку. Программа для учащихся 1- х классов рассчитана на усвоения результатов первого уровня, т.е. приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности; во 2-3 классах- на усвоение результатов второго уровня- формирование ценностного отношения к социальной реальности; 4 класс- усвоение результатов третьего уровня- дети получают опыт самостоятельного общественного действия. Для достижения первого уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. В 1 классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность, поэтому это учитывается в формах внеурочной деятельности. Для достижения второго уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. защищённой, дружественной просоциальной среде. Во 2-3 классах, как правило, нарастает процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения внеурочной деятельности школьниками второго уровня результатов. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Только в самостоятельном общественном действии, действий в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе неположительно влияют на ребёнка. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретает то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Для достижений результатов третьего уровня особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружескую среду.







2. Тематический план программы.




Наименование разделов,
модулей, тем
Всего час
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся




1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.







Аудитор.
Внеаудит
Аудитор.
Внеаудит
Аудитор.
Внеаудит
Аудитор.
Внеаудит




1 класс
1.1


1.2.


1.3.



1.4.






































Православная культура

Древо добра


Я - гражданин России.


Мир твоей души






















33

8


9


8



8
























4


5


4



4


4



·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Воспринимают:
человек должен верить в добро, в дружбу, в любовь, добро, в бога; определить, как и что или кто помогает человеку поверить в любовь, добро, в бога.

Анализируют
основываясь на литературных произведениях (сказки, рассказы, стихотворения) добро и зло.

Составляют представление о нравственной свободе человека, помочь увидеть красоту нравственных поступков. 

Воспринимают
нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройство дома, особенностями мужских и женских домашних трудов.

Анализируют какие сокровища бывают (чистые помыслы, добрые поступки, вера, надежда, любовь, сострадание, стремление к совершенству



2 класс

2.1.


2.2.


2.3.



2.4.



Православная культура

Древо добра


Я- гражданин России.


Мир твоей души

34


8


9


8



9






4


4


4



4



4


5


4



5




Анализируют
понятия «православная словесность», «православное искусство».
Конструируют алгоритм выполнения задания, оценивают ход и результат выполнения задания.
Воспринимают на слух произведения, поэтические и прозаические, художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечают на вопросы по содержанию текста, отражают главную мысль, оценивают свои эмоциональные реакции.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения.

Усваивают такие представления как:
-о правах и обязанностях гражданина России;
-ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

-начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.
Усваивают
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
-стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым.


3 класс

3.1.


3.2.


3.3.



3.4.
34


Православная культура

Древо добра


Я- гражданин России.


Мир твоей души.







8


9


8



9







4


4


4



4



4


5


4



5


Овладевают знаниями о православных праздниках - праздником Рождество Христово.
Ветхозаветные пророчества о Христе.
Каким был пророк?
Участвуют в диалоге: понимают вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета.
Сравнивают сказки по теме, жанровым особенностям, языку.

Приобретают элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах.
Познают бережное, гуманное отношение ко всему живому.
Участвуют в обсуждении
о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино,
рекламы.


4 класс

4.1.


4.2.


4.3.



4.4.
34


Православная культура

Древо добра


Я- гражданин России.


Мир твоей души.






8


9


8



9









4


4


4



4



4


5


4



5
Овладевают представлениями о христианском понимании устройства мира;
христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека.
Анализируют свои поступки, руководствуясь совестью.
Учатся видеть красоту в духовном мире.

Инсценируют художественное произведение: читают по ролям, участвуют в драматизации; передают особенности героев, используя различные выразительные средства; намечать мизансцены.

Анализируют элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах.
Активно участвуют в формировании отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач,
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе.





3. Содержание программы.
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей нашей станицы. Кроме того, в ней учтены запросы семей, социум школы и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Православная культура.
Знакомить детей с историей православных праздников, традициями Кубанской культуры, усвоение культурологических знаний. Радостный мир православной иконы. Икона и благодать. Чудотворные иконы. Православный храм. Духовная радость. Духовная красота. Предания, жития святых. Взаимосвязь христианских понятий «смирение-радость». Священная история. Успенский собор. Литургия, Причащение, Таинство.
Древо добра.
Основываясь на литературных произведениях (сказки, рассказы, стихотворения) учить различать добро и зло, дать представление о нравственной свободе человека, помочь увидеть красоту нравственных поступков.  Основные задачи раздела: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним. 

Я- гражданин России.
Цель: овладение средними школьниками знаниями в области права, формирование и развитие личности гражданина как защитника Отечества, а также ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу; развитие детского школьного движения. Элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах. Представления о символах государства Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение. Элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении. Элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России. Интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе. Уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения.

Мир твоей души.
Обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями, формирование милосердия и толерантности; вооружение учащихся знаниями о морали и нравственных нормах; формирование культуры общения, привычки заботиться о своем внешнем виде и навыков организации повседневного быта.     Различение хороших и плохих поступков. Представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе. Уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим. Бережное, гуманное отношение ко всему живому. Знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным.  Представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы.       Отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.







4. Предполагаемые результаты реализации программы.


1 уровень.
1 класс

2 уровень.
2-3 класс
3 уровень.
4 класс

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.






- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- ценностное отношение к отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации; - ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
-опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;




Воспитание нравственных чувств и этического сознания:





-начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей
















- начальные представления об этических нормах между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;




- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

5. Формы и виды контроля.

1)Выставки работ учащихся; 2) Соревнования; 3) Концертные программы; 4) Ролевые игры; 5) Создание проектов; 6) Участие в конкурсах.

6. Методические рекомендации. Основные характеристики деятельности:  1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание. 2. Изложение материала рассчитано на четыре года. В первый год дети получают первоначальные представления. Во второй – и третий - проводится работа по закреплению имеющихся знаний. Четвертый год обучения предполагает обобщение, углубление и систематизацию полученной информации. Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.  Наглядный метод .  просмотр фильмов, слайдов, презентаций; экскурсии в картинную галерею; наблюдения;  экскурсий по городу, целевые прогулки;  моделирование и показ сказок (педагогом, детьми);  Словесный метод  чтение стихотворений;  беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;  ответы на вопросы педагога, детей;  проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);  сообщение дополнительного материала;  загадывание загадок;  рассматривание наглядного материала;  рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;  разбор житейских ситуаций;  проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;  Практический метод  проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);  изготовление кукол к сказкам;  постановка сказок, литературных произведений, праздничных концертов, конкурсов, викторин;  проведение экскурсии различной направленности;  организация вечеров с родителями, для родителей и сверстников; 
































7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*





2. Печатные пособия

1.
Таблицы по ОПК
1 комп.

2.
Таблицы по ОБЖ
1 комп.

3. Технические средства обучения

1.
Компьютер
2

2.
Мультимедийный проектор
2

3.
Мультимедийная доска
2

4. Экранно-звуковые пособия

1
Детские мультфильмы
10 шт.

2.
Аудизаписи детских песен
8 шт.

3.
Видеоклипы по темам
20 шт.

5. Игры и игрушки


мягкие игрушки
10 шт.

6. Оборудование класса

1.
Классная доска
1

2.
Парты
15

3.
Шкафы
2























Краснодарский край, Кореновский район
станица Платнировская


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25



Авторская
программа по внеурочной деятельности
«Мир твоей души»

Номинация: социально-педагогическая










Срок реализации: 4 года

Возраст обучающихся: 7-11 лет





Составила:
Тулина С.В.
учитель начальных классов,
МОБУ СОШ № 25,
МО Кореновский район.


15