Рабочая программа по внеурочной деяельности Театр
Пояснительная записка
1.Программа «Театр» является программой художественно-эстетической направленности. С театральным искусством школьники знакомятся различными путями: на занятиях театрального кружка, при просмотре школьных инсценировок, читая книги, слушая беседы и доклады.
Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий учащиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с основными положениями реалистической игры на сцене и элементами сценической грамоты.
Актуальность программы обусловлена и тем, что занятия театральным искусством, разнообразные по содержанию и форме, воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, в природе и искусстве. Театральные игры и школьные инсценировки положительно влияют на развитие мышления и творческой фантазии учеников. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через сценическое искусство приобщить детей к творчеству.
Цель программы:
Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности, развитие эстетической отзывчивости.
Задачи:
воспитательные - формирование положительных эмоций, активизировать познавательный интерес и образное мышление;
художественно-творческие – развитие творческих способностей, воображения и образного мышления, навыков вежливого обращения с партнёрами по сцене;
технические – освоение технических приёмов владения своим телом, совершенствовать гибкость и выносливость.
Принцип построения программы.
На занятиях кружка учащиеся поэтапно, соответственно возрасту, учатся создавать сценические образы. Каждый последующий этап предусматривает усложнение характера сценического героя, его места в спектакле, увеличение объёма речи.
Изучение данного курса тесно связано с дисциплинами гуманитарного профиля. Отличительной чертой данной программы от традиционных уроков являются формы проведения занятий: Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя. Отличительные особенности данной программы заключаются и в том, что занятия предусматривают индивидуальную направленность овладения основами сценического искусства каждым ребёнком. Возраст детей: учащиеся 7 классов. Дети этого возраста способны к заучиванию определённой информации о предстоящей роли. Срок реализации данной программы рассчитан на 1 год обучения. В структуру программы входит несколько разделов, которые делятся на темы.
Формы занятий.
Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Методы работы на занятиях.
Сценическое искусство включает множество методов самовыражения личности:
- ролевая игра (исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром, запоминать слова героев инсценировки, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию);
- культура речи (на данном этапе развивается чёткая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас);
- ритмопластика (данный метод позволяет детям учить и запоминать нужные позы, учит создавать различные образы, развивает координацию движений).
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Ожидаемые результаты.
Занимаясь в театральном кружке, дети должны научиться следующим умениям и навыкам:
- ориентироваться в пространстве;
- уметь запоминать ролевые слова;
- находить нужные позы и действия;
- уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;
- уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;
- уметь строить диалог с партнёром.
Главным критерием оценки учащегося является способность трудиться и добиваться достижения нужного результата.
8.Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:
- просмотр инсценировок, подготовленных учащимися;
- участие в тематических праздничных программах в школе.
9. МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Анкетирование
Включение педагогического наблюдения
Рефлексия
Анализ инсценировок
Творческие достижения в конкурсах, играх, концертах
личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Класс Личностные Метапредметные результаты
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
7 Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, самые простые правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); С помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих ролей;
учиться планировать практическую деятельность на занятиях. добывать знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений произведений;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний.
Уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей;
уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании того или иного образа. иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения;
уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Учитывать разные точки зрения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,
использовать речь для регуляции своего действия
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности:
Класс Название главы Формы организации учебных занятий Основные виды учебной деятельности
7 Игровая театральная педагогика Имитация ситуации, озвучивание и пантомима, импровизация на заданную тему, творческие экспромты. Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д.
Игра «Импровизированный спектакль».
Сценка “На вокзале”.Упражнение “Отношение”. Сценка “Пресс-конференция”.
Этюд “На вещевом рынке”.
Об основах актерского мастерства Упражнения на релаксацию, упражнения на разогрев, тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность). Упражнения на релаксацию.
Одиночные этюды по темам:
- этюды на эмоции, на движение, на контрасты
- на выразительность жеста,
- на развитие органики.
Театральная деятельность
Создание мини сценариев на материале образцов, тематические сценарии, их защита, режиссура, актёрское мастерство. Упражнения на развития органов чувств. Упражнения на пять вопросов. Импровизации. Постановка сценических движений. Основы сценического движения. Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей.