Презентация к уроку ОДНКНР Монастыри Липецкой области
Монашеские обителиЛипецкой области Презентация к урокуОДНКНР по теме: «Культурное наследие христианской Руси».
Откуда на Русь пришло христианство? На Руси христианство распространилось под влиянием Византии. Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга. Случилось это в середине X века в городе Константинополе. Но народ не спешил принимать новую веру, даже сыновья Ольги осуждали её за отказ от язычества. Только десятилетия спустя, в 988 году, христианство пришло на Русь. Это произошло во времена правления Великого князя Владимира Красное Солнышко – внука княгини Ольги.
Цель урока: развитие творческих способностей учащихся;отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями;формирование в сознании учащихся целостного образа культуры Руси Х-Х11 вв.Познавательные задачи: формирование христианского подхода к событиям; умение устанавливать взаимосвязь между веками прошлыми и нынешним;выявить характерные особенности христианских традиций в культуре Руси.Развивающие задачи:развитие творческого мышления учащихся;развитие самостоятельности;развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий.Воспитательные задачи:воспитание чувства патриотизма и сопричастности к родной истории;формирование христианской веры.
Липецкая область богата историческими культовыми сооружениями, относящимися к православию. На территории Липецкой области насчитывается 9 действующих монастырей, 281 приход, 316 храмов, 34 часовни, а количество священнослужителей составляет 365 человек. Такое духовное богатство, естественно, не может не привлекать паломников и туристов. Одни едут сюда, надеясь на чудесное исцеление, другие - за советом или благословением, иные просто полюбоваться на монастыри Липецкой области.
С возрождением христианства в России все больше людей стремится узнать историю возникновения, становления родной православной веры, а также своими глазами увидеть и ощутить красоту и силу нашей духовной культуры. Липецкая область – прекрасный пример развития православия на Руси, где после длительного духовного опустошения успешно возродились древние традиции этого вероисповедания. На липецкую землю православие пришло во времена Киевской Руси. На рубеже XIV-XV веков все Верхнее Подонье в результате постоянных монголо-татарских набегов превратилось в пустоши. Только в середине XVI столетия сюда вернулось православное население, а с появлением духовенства и строительства первых храмов вера начала возрождаться.
В XVII-XVIII столетиях Липецкий край относился к Воронежской и Рязанской епархиям, а после, вплоть до событий 1917 года, его православная история связана с Орловским, Тамбовским, Тульским, Рязанским церковными округами. На начало ХХ века в современных границах области действовали около десяти монастырей и пятисот храмов.
В это время появляются Задонский Богородицкий, Данковский Покровский, Елецкий Троицкий православные монастыри России.
После революции, во времена большевицких гонений, большинство храмов были разрушены, а святыни, приобретенные на протяжении веков, разграблены или уничтожены. С тех пор православие на липецкой земле несколько раз возрождалось с созданием Липецкой епархии в 1926 году, однако постоянные репрессии и преследование духовенства привели церковь в полнейший упадок. Лишь в 1980-х годах, когда отношение государства к вере изменилось, начинается новый этап развития христианства. Восстанавливаются храмы и монастыри в окрестностях Липецка, а также активно строятся новые. Тогда же была отреставрирована настоящая жемчужина православия Липецкого края – Задонский мужской монастырь.
Наибольшей популярностью у паломников и туристов заслуженно пользуются именно Задонские монастыри.
Русский Иерусалим. Небольшой городок Задонск расположен в живописной местности в 60 километрах от Липецка, на левом берегу Дона. Это поселение возникло при Тешевском (от названия реки Тешевки) монастыре в 1620 году. Позже, в 1779 году, поселение стало называться Задонск, а местная обитель приобрела название Задонский монастырь. Слава «Русского Иерусалима», как еще называют Задонск, связана со святителем Тихоном Задонским, появившимся здесь в 1769 году и посвятившим свою жизнь возрождению и становлению православия в этих краях. В 1861 году Тихон, давший духовное начало Задонским монастырям, был канонизирован. Главные достопримечательности Задонского района и самого города, ставшего крупнейшим центром православной веры и духовной христианской культуры, – это три действующих и один сохранившийся монастырь.
Святитель Тихон. Будущий святитель и епископ родился в 1724 году в Новгородском поселке Короцко в семье дьяка. В миру Тихон Задонский имел имя Тимофей Соколов. Его отец Савелий умер рано, а учитывая, что семья жила очень бедно, по исполнении сыну 14 лет мать отправила его в Новгород, где Тимофей был принят в Духовную семинарию. Показав хорошие знания, он был переведен на казенное обеспечение, а в 1754 году, после окончания обучающего курса, остался служить преподавателем риторики при семинарии, однако все больше его посещали мысли о монашестве. После одного загадочного случая, когда Тимофей чудом избежал падения с лестницы, он окончательно принимает решение о служении Богу, и в 1758 году стрижется в монахи с именем Тихон. Три года спустя решением Священного Синода Тихон становится епископом Новгородским, а в 1763 году получает направление в Воронеж. Заботясь о привлечении в православную веру населения Воронежских земель, Тихон открывал новые школы, читал проповеди, а также учил паству почитать Церковь и священнослужителей.Он написал книги «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Истинное христианство», «Письма келейные», которые в дальнейшем сыграют важнейшую роль в становлении православия. Тихон обладал уникальной прозорливостью, позволившей ему предсказать войну с Францией, пожар в Петербурге и конец Наполеона. По прошествии 15 лет, прожитых в монастыре, святитель, разбитый параличом, слег, но продолжал молиться до последнего своего дня. В 1783 году Тихон Задонский скончался.Похоронили его в специальном склепе под алтарем в Соборном храме Задонского монастыря. В 1846 году, при проведении строительных работ по восстановлению храма, был разобран каменный алтарь, под которым почил Тихон. Несмотря на разрушенный склеп и время, прошедшее со дня погребения епископа, его тело осталось нетленным, так же как и облачение. Об этом удивительном факте архиепископ Воронежский Антоний доложил Священному Синоду и императору Николаю I с целью открытия мощей иерарха. В 1861 году состоялось открытие святых мощей епископа, на которое съехалось более 300 тысяч паломников. В этом же году Тихон Задонский прославлен в лике святых.
Мужской Задонский Рождество-Богородицкий монастырь. Исторические источники свидетельствуют о том, что в 1620 году два монаха - Герасим и Кирилл из Московского Сретенского монастыря, желая уединения, переправились через Дон и поселились в глухой безлюдной пустыне, обитателями которой были лишь дикие звери. При себе старцы имели лишь копию иконы Владимирской Богоматери. Именно эти божьи люди и заложили первый Задонский мужской монастырь. Деревянные строения обители сгорели дотла во время пожара в 1692 году, но икона, принесенная старцами, дивным образом уцелела. В послереволюционное время монастырь был полностью разграблен и частично разрушен. На его территории располагались различные городские службы и конторы. Запустение монастыря продолжалось вплоть до 1990 года, когда его территорию передали в распоряжение Православной Церкви. С восстановлением главного храма обители - Владимирского собора - началась новая эпоха в истории Задонского монастыря.
Свято-Тихоновский Преображенский монастырь Обитель расположена в 7 километрах севернее Задонска, на руинах бывшего мужского монастыря. В 1865 году, с получением архимандритом Дмитрием разрешения на строительство скита, здесь стали проживать монахи. В монастыре любил бывать и некоторое время жил Тихон Задонский. Именно здесь он написал свою главную книгу - «Сокровище духовное, от мира собираемое», а также собственноручно вырыл колодец на берегу реки Проходни, где сегодня располагается целебный источник. До революции 1917 года в монастыре проживало около 100 послушников, но после октябрьских событий обитель постигла судьба большинства культовых сооружений – сначала она была закрыта, а позже разграблена и разрушена. Теперь здесь обустроен Свято-Тихоновский Преображенский монастырь, или как его еще называют Задонский женский монастырь.
Задонский Свято-Троицкий Тихоновский монастырь Свято-Троицкий женский монастырь, ранее именовавшийся Скорбященским, расположен в 90 км от Задонска, в городке Лебедянь - районном центре Липецкой области. Обитель возникла на рубеже XVIII-XIX столетий из монашеской общины, основанной Матроной Поповой, которая, только начав богоугодное дело, скончалась. Воплощение мечты Матроны продолжил ее душеприказчик протоиерей Петр, выстроивший церковь иконы Божией Матери на оставленные монахиней средства. В 1860 году храм был освящен епископом Воронежским Иосифом, а при нем начала свое существование названная в честь Тихона Задонского община сестер милосердия. В 1870-х годах вокруг зданий общины была построена каменная ограда, а также колокольня. В 1889 году решением Святого Синода община возведена в Задонский Свято-Троицкий Тихоновский женский монастырь, который, успешно развиваясь, просуществовал до 1917 года.
Троекурово. Троекуровский Дмитриевский Илларионовский женский монастырь.
Задонский тихоновский в честь преображения господня женский монастырь