Рабочая программа ОДНКНР 5 кл ФГОС по Виноградовой 17ч.














































Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение
Данная рабочая программа разработана на основе документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897)
Федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 + приказ от 8.06.2015 №576 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников на 2015-2016 уч.год»)
Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 N 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 27.05.2015 № 02-01-82/4130 «Об изучении предметных областей «Основы религиозной культуры и светской этики»
Примерные образовательные программы основного общего образования по предметам.


Данная рабочая программа:
составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков; сборник Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. М. : Вентана-Граф, 2012

реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Цель курса:
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Задачи курса:
Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

Общая характеристика учебного предмета:
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.

Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в Базисном учебном (образовательном) плане:
- предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в объеме 17 часов, исходя из 1 часа в неделю на 1 полугодие.

Результаты изучения курса
Личностные результаты представлены двумя группами.
Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к своей родине, гордости за свое Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности;
Принятие норм нравственного поведения;
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества;
Воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, люби к родному краю, своей семье;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты:
Владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных традиционных религий России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно;
знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).



К концу обучения учащиеся научатся:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами

Содержание учебного предмета
Раздел 1. В мире культуры.

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую».  Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси,влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)– золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.

Практическая часть программы
Темы индивидуальных учебных проектов:
«Традиции моей семьи»
«История семейной реликвии»
«Мое родословное древо»
«Значение религии в жизни человека и общества»
«Памятники религиозной культуры в моем селе»
«Памятники в моем городе»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Герои России»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
«Мой дедушка – защитник Родины»
«Профессиональное древо моей семьи»
«Профессиональная династия»
«Спасти и сохранить»
«Христианские святыни Верхотурской земли»
«Христианские святыни России»
«Мечети Свердловской области»
«Мечети в России»
«Иудаизм в России»
«Буддийские монастыри»
«Религия и искусство» электронный альбом
«Библия – Книга Книг»







Критерии оценивания

При преподавании курса ОДНКНР предполагается  5- балльная система оценки. Кроме того, предполагается оценка результатов образования обучающихся по блокам предусмотрена в основном в рамках последнего в форме индивидуальных и коллективных творческих работ обучающихся и их обсуждения в классе.
Методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а так же успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.
Педагогическое наблюдение. Наблюдение за учеником в естественной обстановке – на уроке. Метод  помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной деятельности.
Самооценка обучающихся по результатам урока:
- Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
- Я мог выполнить работу значительно лучше;
- Я плохо работал на уроке.
Мозговой штурм.
Концептуальные карты и таблицы, которые помогают организовать и систематизировать материал.

Контрольно-измерительные материалы
Входящий контроль (ур. 1)
Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?
О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?
Как вы понимаете слово светский? Как вы думаете, что такое этика?
Что вы можете рассказать о культуре и морали членам семьи и друзьям?
Итоговый контроль (ур. 17)
Вспомните, что такое мораль ( в случае затруднений обратитесь к записанному в тетрадь определению).
Как вы думаете, как она возникла?
Всегда ли она существовала?
Как вы понимаете слова материальная культура и духовная культура?
Как вы объясните разницу между этими понятиями?
Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры?
Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны?
Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?
Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ




Критерии оценивания творческих проектов обучающихся
Критерии оценки проекта
Содержание критерия оценки
Количество баллов

Актуальность поставленной проблемы
(до 5 баллов)
Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?
От 0 до 1


Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов?
От 0 до 1
 


Верно ли определил автор актуальность работы?
От 0 до 1


Верно ли определены цели, задачи работы?
От 0 до 2

Теоретическая и \ или практическая ценность
(до 5 баллов)
Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике.
От 0 до 2


Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области
От 0 до 2


Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость
От 0 до 1

Технологический процесс
(до 2 баллов)
Целесообразность применяемых техник
От 0 до 1


Соблюдение технологии использования техник
От 0 до 1

Качество содержания проектной работы
(до 8 баллов)
выводы работы соответствуют поставленным целям
От 0 до 2


оригинальность, неповторимость проекта
От 0 до 2


в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы
От 0 до 1


есть ли исследовательский аспект в работе
От 0 до 2


есть ли у работы перспектива развития
От 0 до 1

Оформление работы
(до 8 баллов)
Титульный лист
0т 0 до 1


Оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов
0т 0 до 1


Оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений
0т 0 до 2


Информационные источники
0т 0 до 2


Форматирование текста, нумерация и параметры страниц
0т 0 до 2

Итого:

28





Текущее оценивание обучающихся
Текущее оценивание есть оценивание единичных результатов учёбы, а также оценивание знаний, умений и навыков по какой–либо целостной части учебного материала. Текущие оценки могут быть поставлены:
       за практическую работу;
       за тестовую работу;
       за презентацию
       за устные ответы
При оценивании учитываются:
       сложность материала;
       самостоятельность и творческий характер применения знаний;
       уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;
       полнота и правильность ответа, степень понимания исторических фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания;
       аккуратность выполнения письменных работ;
       наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;
       особенности развития учащегося.
 
При оценивании устного ответа обучающегося оценка ставится:
       за устный ответ на обобщающем уроке; за устные  индивидуальные ответы учащегося на уроке
       за участие во внеурочных мероприятиях по предмету
       за исправление ответов учащихся
       за умение использовать в ответе различные источники знаний ( текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы)
       за работу с историческими источниками и их анализ
       за выполнение домашней работы;
       за работу в группах по какой-либо теме;
       за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;
       за ролевую игру или викторину
       за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;
 
При оценивании письменных ответов оценка ставится:
 
       за выполнение заданий в рабочей тетради  самостоятельно
       за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
       за исторический диктант
       за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)
       за тестовую  работу
       за письменный реферат

 
Оценивание устного ответа.
Отметка «5» ставится, если учащийся дал полное описание события, явления (названы характерные черты, приведены главные факты); ответ логически выстроен, суждения аргументированы; явления рассмотрены в историческом контексте, соотнесены с другими событиями; раскрыты причинно – следственные связи; при сравнении показаны черты общего и различия
Отметка «4» ставится, если учащийся назвал главные характерные черты события, явления без необходимой конкретизации их фактами; ответ недостаточно полон (логичен, аргументирован); недостаточно раскрыты связи событий, их преемственность; при сравнении черты общего и различия раскрыты неполно; допущены неточности.
Отметка «3» ставится, если приведены единичные элементы характеристики (даты, факты, имена и т. д.); изложены единичные факты, фрагментарные сведения без раскрытия исторических связей событий; в сравнении указана только одна общая черта или только единичные различия; ответ неполон, непоследователен.

Оценивание тестовых ответов:
 
Оценка «5»    -    100-86 %
Оценка «4»    -      85-71 %
Оценка «3»    -      70-50 %
Оценка «2»    -      49-20 %

Критерии оценивания презентаций
Оценка
5
4
3
2

Содержание
  Работа полностью завершена 
  Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы
  Не все важнейшие компоненты работы выполнены
   Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя


  Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов 
  Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются
  Работа демонстрирует понимание, но неполное
  Работа демонстрирует минимальное понимание


  Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика
   Научная лексика используется, но иногда не корректно.
  Научная терминология или используется мало или используется некорректно. 
   Минимум научных терминов


  Ученик предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии)
  Ученик в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы
   Ученик иногда предлагает свою интерпретацию
   Интерпретация ограничена или беспочвенна


   Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс
   Почти везде выбирается более эффективный процесс
   Ученику нужна помощь в выборе эффективного процесса
   Ученик может работать только под руководством учителя

Дизайн
   Дизайн логичен и очевиден 
   Дизайн есть 
   Дизайн случайный
   Дизайн не ясен


   Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание.
   Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию. 
   Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию.
   Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.


  Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается)
   Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.
  Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию
  Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым

Графика
  Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание
  Графика соответствует содержанию
  Графика мало соответствует содержанию
  Графика не соответствует содержанию

Грамотность
   Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических
   Минимальное количество ошибок 
   Есть ошибки, мешающие восприятию
   Много ошибок, делающих материал трудночитаемым 


Учебно-методическое обеспечение



Учебник:
Указываются все выходные данные печатного издания (год не позднее 2008)
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. – М.: Вентана-Граф, 2015.


Ресурсы Интернет:
Можно скопировать из файла ЭОР)
http://www.tvspas.ru – православный медиа-портал
www.islamica.ru – сайт центра исламских исследований
www.muslimheritage.com – сайт об исламской культуре
http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – электронная библиотека
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – электронная библиотека
http:// scool- collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов
http:// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Всемирная история в интернете
http: // www. istorya. ru- История стран и цивилизаций
http:// сyrill.newma.ru - Библиотека античной литературы
http:// artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Олимпиады
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Отдел религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] СайтОРКСЭ

Материально –техническое обеспечение программы


Компьютер учителя с выходом в Интернет, оборудованный колонками, для прослушивания аудиоматериалов
Мультимедийный проектор
Экран
Копировальный аппарат
Принтер



Учебно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока.

Элементы содержания
Планируемые результаты
Характеристика видов деятельности




личностные
метапредметные
предметные


1
2
3
4
5
6
7

Раздел 1. В мире культуры (2 часа)

1
Величие многонациональной российской культуры
Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России сконцентрированы достижения разных народов. Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедству народов.
сформируют основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициям России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан
Коммуникативные: разовьют умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, создавать коммуникативно оправданные высказывания и обоснования своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета,
Выработают умение слушать и слышать других, способности к принятию иной точки зрения, готовности к коррекции собственной точки зрения.
Регулятивные: в диалоге с учителем выработают критерии оценки, определят степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Познавательные: научатся ориентироваться в учебном пособии, умению делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, получат навыки извлечения информации, представленной в разных формах, переработки и преобразования информации из одной формы в другую
познакомятся с новым предметом, освоят основополагающие понятия курса.
Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России»

2
Человек –творец и носитель культуры
В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности- часть культуры общества.
сформируют основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициям России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан

Регулятивные: научатся определять и формировать цели деятельности на уроке с помощью учителя, самостоятельно формулировать тему и цели урока
Познавательные: овладеют навыком работы по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации
научатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур. Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций.
Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами.
познакомятся с местом и ролью традиционных религиозных культур в истории России
Узнают о вкладе в развитие культуры представителей разных народов России
Чтение и обсуждение текста учебника «Человек- творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры» . Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и
« Для любознательных»

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (7 часов)

3
«Береги землю родимую, как мать любимую».
Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах.
сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов
Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия
Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации
Сформируют представление о патриотизме. Познакомятся с образцами доблестного служения Родине.
Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур- стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.

4
Жизнь ратными подвигами полна.
Героические страницы истории нашей страны. Подъем патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества.
сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов
Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия
Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации
Сформируют представление о патриотизме. Познакомятся с образцами доблестного служения Родине.
Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой отечественной войне представителей разных народов России.


5
В труде- красота человека.
Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности.
сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление
Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия
Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации
Сформируют представление о трудолюбии как одной из добродетелей человека, значимой во всех национальных и
Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц(поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звездочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула

1
2
3
4
5
6
7




морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов

религиозных культурах.
Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К.Д.Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли.

6
«Плод добрых трудов славен».
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов
Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия
Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах
Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Сформируют представление о трудолюбии как одной из добродетелей человека, значимой во всех национальных и религиозных культурах
Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шанти-девы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формирование вывода по материалам урока.

7
Люди труда.
В любую историческую эпоху у любого народа есть люди, которые славными трудовыми делами и подвигами внесли вклад в развитие культуры общества.
Сформируют представление о трудолюбии как одной из добродетелей человека, значимой во всех национальных и религиозных культурах
Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия
Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь вступать в диалог со сверстниками и взрослыми
Познакомятся с историей возникновения религиозных верований древних славян
Чтение и работа с текстами учебника. Обсуждение проблемы: «Как может проявиться любовь к Родине в мирное время?». Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.

8
Бережное отношение к
Не зная законов природы, люди в давние времена одушевляли и обожествляли природные явления. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально?
сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и
Познавательные: научатся находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях
Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия
Коммуникативные: овладеют умением работать в группах
Сформируют представление о значимости природы, связях человека и природы. Выработают правила бережного отношения к природе
Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах.


природе.

нравственного значения действий персонажей художественных произведений


Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.

9
Семья- хранитель духовных ценностей.
Семья-первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций-залог интереса к культурным традициям российского народа.
сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей художественных произведений
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока
Познавательные: ориентироваться в учебном пособии, уметь делать выводы, осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Сформируют представление о семье как главной ценности каждого человека
Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга»(традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь-главная семейная ценность».
Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной учителем в рассказе о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?». Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной

1
2
3
4
5
6
7







работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения?». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказ о традициях своей семьи.

Раздел 3. Религия и культура (5 часов)

10
Роль религии в развитии культуры
Роль религии в развитии культуры и общества. Использование религиозных образов и сюжетов в искус-стве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооруже-ния (оживление имеющихся представлений).
сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей художественных произведений
Регулятивные: умение высказать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и учебными текстами
Познавательные: построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные: овладеют умением работать в группах, умением выполнять различные роли овладеют умением работать в группах, умением выполнять различные роли
Узнают о роли религии в развитие культуры человека и общества. Познакомятся с эталонными образцами искусства
Оживление имеющегося опыта и знаний на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде?». Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «»Коляда», «Святки».

11
Культурное наследие христианской Руси.
Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси.
умение рефлексировать изменение своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока
Познавательные: научатся находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях
Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия
Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Сформируют представление о христианстве как мировой религии, ее культурных особенностях
Узнают об особен-ностях религиозных христианских воз-зрений на человека и его предназначе-ние. Сформируют представление о Библии как ценности мировой культуры
Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?». Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром.

12
Культура ислама.

Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии
сформируют действие нравственно-этического оценивания через
Регулятивные: составление плана действий на уроке, корректирование своих действий
Познавательные: нахождение ответов на вопросы в тексте, переработка информации из одной формы в другую
Сформируют представление о исламе как мировой религии, ее культурных
Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог: «Золотой век исламской культуры».



мировой культуры. Искусство, литература и архитектура ислама.
уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь вступать в диалог со сверстниками и взрослыми
особенностях.
Узнают об особенностях религиозных исламских воззрений на человека и его предназначение
Осознают влияние ислама на развитие мировой культуры
Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме.

13
Иудаизм и культура.

Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет христианской Библии. Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи.
сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов и притч
Познавательные: научатся находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях
Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия
Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Узнают о законах иудаизма, традициях и запретах в культуре иудаизма, узнают об особенностях религиозных ритуалов и обрядов в иудаизме.
Осознают влияние иудаизма на развитие мировой культуры


Чтение и обсуждение текста учебника «Как все начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам «Что такое Ветхий Завет?», «Частью какой книги он является?», «Последователи каких религий признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи»

14
Культурные традиции

Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы России, исповедую-щие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения
сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев

Регулятивные: определение и формирование цели деятельности на уроке
Познавательные: извлечение информации, представленной в разных формах
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Сформируют представление о буддизме как мировой религии, ее культурных особенностях
сформируют представление о роли духовных
Обсуждение проблемы: какие народы России исповедуют буддизм. Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение

1
2
3
4
5
6
7


буддизма.

буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка.


наставников в повседневной жизни буддистов, познакомятся с особенностями буддийских священных сооружений
познакомятся с содержанием и смыслом основных буддийских священных текстов
Осознают влияние буддизма на развитие мировой культуры
мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка»

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (2 часа)

15
Забота государства о сохране-нии духовных ценностей.

Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление на территории России памятников религиозной культуры.

сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов
Регулятивные: умение высказать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и учебными текстами
Познавательные: построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь вступать в диалог со сверстниками и взрослыми
Узнают о роли государства в сохранении и развитии культуры.
Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей. Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме.

16
Хранить память предков.

Без памяти нет нравственности, совести. Беспамятный человек- неблагодарный, Уважение к труду, обычаям, вере
умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать
Регулятивные: осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
Познавательные: построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Сформируют представление о памяти поколений, благотворительности как ценности всех национальных и религиозных культур.
Учебный диалог: обсуждение статьи Д.С.Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ



безответственный.
предков. Благотворительность как духовно-нравственная ценность.



текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем дуг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (Репин. Портрет С.И.Мамонтова). Учебный диалог: оценим жизненные истории.

Раздел 5. Твой духовный мир. (1 час)

17
Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир? Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона- этикет. Твоя культура поведения.
сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов и притч
Регулятивные: определение и формирование цели деятельности на уроке
Познавательные: извлечение информации, представленной в разных формах
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Составят кодекс поведения в различных ситуациях.
Научатся защите учебного проекта
Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д.Ушинского. Составление описательного


Календарно-тематическое планирование

Дата
Тема урока
Кол-во часов
Педагогические средства
Форма контроля
Домашнее задание

Раздел 1. В мире культуры (2 часа)






1.

Величие многонациональной
российской культуры.
1
Диалог, беседа, презента-ция
Опрос, доклады
С.7-11
Задание с.17 - Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта», «Справедливость»

2.

Человек-творец и носитель культуры.
1
Чтение текста, конструирование схем, диалог, беседа, работа в парах
Опрос, тест
С.12-17
Задание с.23 - Подготовить сообщение об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса народов России

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (7 часов)

3.

«Береги землю родимую, как мать любимую»
1
Объяснение, комменти-рованное чтение текста, работа в парах
Устное высказы-вание по теме
С.19-24
Темы проектов с.35

4.

Жизнь ратными подвигами полна.
1
Комментирование чтение текста, беседа
Опрос, устное высказывание
С.25-35
Ответить на вопросы с.35

5.

В труде - красота человека
1
Работа в парах, чтение и анализ текста
Устное высказы-вание
С.36-40
Задание с.40 - Объяснить значение пословиц

6.

«Плод добрых трудов славен»
1
Диалог, беседа
Формулировка выводов по теме, опрос
С.41-42
Подобрать пословицы и поговорки народов России о труде.
Темы проектов с.48

7.

Люди труда.
1
Комментированное чтение, беседа
Устное высказы-вание
С.43-48
Готовить проекты с.48

8.

Бережное отношение к природе.
1
Работа в группах, комментированное чтение
Составление пере-сказа
С.49-55
Ответить на вопрос с.51, сообщение о запо-веднике с.55

9.

Семья-хранитель духовных ценностей.
1
Диалог, работа в парах, беседа
Устное рисование, опрос
С.56-82
Задание с.68 - Подобрать примеры произведений УНТ своего народа о нравственных качествах человека;
Задание с.73, 81

Раздел 3. Религия и культура (5 часов)

10.

Роль религии в развитии культуры.
1
Беседа, анализ
Опрос, пересказ
С.84
Задание с.73 - Вспомнить произведения о справедливости, милосердии, терпимости, зависти, честности

11.

Культурное наследие христианской Руси.
1
Комментированное чтение текста, беседа
Сообщения, опрос
С.85-98
Задание с.98 - Подготовить сообщение-презентацию о царь-колоколе

12.

Культура ислама.
1
Диалог, просмотр видеофильма
Ответы на вопросы
С.99-108
Сообщение-презентация об исламе

13.

Иудаизм и культура.
1
Игра-экскурсия, работа с картой
Опрос, тест
С.109-119
Сообщение-презентация об иудаизме

14.

Культурные традиции буддизма.
1
Работа с картой, беседа, анализ
Пересказ, сообще-ние
С.120-128
Сообщение-презентация о буддизме

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (2 часа)

15.

Забота государства о сохранении духовных ценностей.
1
Комментированное чтение, беседа
Ответы на вопросы
С.129-135
Задание с.135 - Сообщение-презентация о храмах, мечетях, синагогах нашей области

16.

Хранить память предков
1
Диалог, анализ, комменти-рованное чтение
Устное сообщение по теме
С.136-141
Подготовить ответы на вопросы с.141

Раздел 5. Твой духовный мир (1 час)

17.

Твой духовный мир.
1
Работа в группах, диалог
Устное сообщение
С.143-154
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




‚ђ Заголовок 1пђ Заголовок 2пђ Заголовок 315