Программа внеурочной деятельности Юный краевед
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
628146 Кооперативная 15, п. Игрим, Березовский район, ХМАО – Югра
Тел.: (34674) 3-18-22 Факс: (34674) 3-18-72, e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Программа внеурочной деятельности
в начальной школе
«Юный краевед»
4 класс
Составитель Волкова Л.А.
2013 г.
Глубокие перемены, происшедшие в жизни России, ослабили внимание к роли патриотического воспитания подрастающего поколения. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к историческому и культурному наследию страны, города, села.
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенным они окажутся в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
Значение краеведения в образовании детей трудно переоценить. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но так же затрагивает нравственные и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого ребенка.
Использование экскурсий, путешествий и систематических краеведческих наблюдений расширяет кругозор детей, способствует освоению разносторонних практических навыков, воспитывают любовь к малой родине.
Краеведение является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение. Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.
Цель программы: Воспитание любви к родному краю.
Задачи:
Образовательные:
Формировать устойчивый интерес к истории своего края через изучение своей семьи;
Прививать навыки работы с источниками.
Развивающие
Развивать практические умения по составлению летописи своей семьи;
Творческие способности в рисовании, чтении стихов о родном крае;
развивать навыки самостоятельности;
Развивать навыки поисково-исследовательской и проектной деятельности.
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к истории своей семьи;
Воспитывать уважение к семейным традициям и реликвиям;
Воздействовать на этическое и эстетическое развитие детей;
Воспитывать бережное отношение к родному краю, Родине.
Программа разработана в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы.
Ведущим принципом отбора содержания и конструирования программы является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.
Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность. Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.
На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.
Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования ...).
Содержание программы и методика занятий направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.
Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы.
Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.
Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.
Подведение итогов проводится по результата практической деятельности школьника. В зависимости от возможностей школы, это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведение праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.
Основные знания и умения, которыми должны овладеть школьники:
ЗНАТЬ:
- историю поселка;
- местонахождение, символы, города и столица округа;
- быт и традиции коренного населения;
- съедобные и несъедобные грибы;
- рыб водоемов;
- животных и птиц нашего края;
- растительный мир Югры;
- полезные ископаемые Югры;
УМЕТЬ:
- ориентироваться по карте Югры, Березовского района;
- рассказывать о жизни народов ханты и манси;
- уметь составлять летопись своей семьи;
- рассказывать о знаменитых людях Югры - поэтах, писателях, художниках и других профессий.
Эффективность достижения целей программы будет оцениваться
Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;
Во-вторых: результатами участия в краеведческих форумах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях.
Содержание программы
История моей семьи в истории моего края
Мое имя, что оно значит. Моя фамилия. Как образуются фамилии.
Моя родословная. Сколько у меня родных? Нарисовать свою родословную.
Составить письменную летопись жизни семьи в Игриме. Откуда можно узнать о прошлом семьи (рассказы и воспоминания родственников, знакомых, семейные фотографии, документы, статьи в газетах). Что такое семейная реликвия?
Нарисовать герб семьи, отразив в нем свою версию фамилии, профессии предков в прошлом, занятия членов семьи сейчас. Придумываем девиз.
Русский дом
Экскурсия по русскому дому. Интерьер дома. История вещей.
Посиделки в русском доме
Игрим – моя малая Родина
Топонимика Игрима. Образование названий: Игрим, Юхрим, Ягрим. Река Сосьва.
Улицы Игрима. Как образовались названия. О чем они рассказывают? Бережное отношение к названиям улиц – залог сохранности национальных традиций.
Учимся составлять краеведческие кроссворды.
Конкурс стихов «Игрим поэтический».
Завершаем курс и закрепляем знания.
Югра – любимый уголок России.
Любимый уголок моей Родины. Стихи о Родине. Написать дома сочинение миниатюру «За что я люблю Игрим». Народы нашего края.
Богатство Югорских лесов: ягоды и грибы. Морошка, брусника, клюква, грибы съедобные и несъедобные. Сделать сообщение, использовать стихи, загадки, пословицы о дарах леса и защитить свое сообщение.
Акань – кукла народов манси. Изготовление куклы. Игры народов Севера.
Конкурс фотографий и рисунков о природе нашего края.
Конкурс поделок из природного материала.
Птицы и звери нашего края. Лепка из пластилина.
Устное народное творчество народов Югры
Легенда о сотворении мира. Чтение вслух, иллюстрирование рисунками.
Своеобразие загадок ханты и манси. Сочиняем загадки.
Чтение сказок народов ханты и манси. Экспресс – лото по сказкам.
Тематическое планирование
№
Тема
Всего
час
Теория
Практика
1
История моей семьи в истории края
6
2
4
1.1
Моя родословная
2
2
1.2
Летопись моей семьи
2
1
1
1.3
Герб моей семьи
2
1
1
2
Русский дом
5
2
3
2.1
Экскурсия по русскому дому
1
1
2.2
Посиделки в русском доме
4
1
3
3
Игрим - моя малая Родина
8
4
4
3.1
Игрим – моя малая Родина. Топонимика Игрима
1
1
3.2
Родословная Игрима
1
1
3.3
Улицы Игрима
1
1
3.4
Экскурсия «Улицы Игрима»
1
1
3.5
Игрим поэтический
2
1
1
3.6
Рисунок «Мой Игрим»
1
1
3.7
Фотовыставка «Я живу в Игриме»
1
1
4
Югра – любимый уголок России
8
4
4
4.1
Богатство Югорского края
2
1
1
4.2
Народы нашего края
1
1
4.3
Игры и игрушки детей ханты и манси
2
1
1
4.4
Праздники народов Севера
2
1
1
4.5
Поделки из природного материала
1
1
5
Устное народное творчество народов Югры
6
1
5
5.1
Сказки бабушки Анне
2
1
1
5.2
Хантыйские загадки
1
1
Конкурс рисунков «Я живу в Югре»
1
1
5.3
Экспресс-лото по сказкам
1
1
5.4
Сами сочиняем сказку
1
1
Всего
33
13
20
Список литературы
Абрамов Н.А. Описание Березовского края. Шадринск, 1993.
Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М.: 2004.
Край родной: Азбука краеведения, Екатеринбург: 2001.
Отечество: Краеведческий альманах. М.: 1999.
Соколова З.П. Путешествие в Югру. – М.: 1982.
Сияй Югорская звезда!: Стихотворения и поэмы: М.: 1999.
Строев А.В. Краеведение. – М.: Просвещение, 2007.
Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера. - Ханты-Мансийск,2003.
Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. – М.: Просвещение, 2010.
Фарносова В.В. Березово: история и современность. – М.: 1999.
Энциклопедия Ханты - Мансийского автономного округа в 3 –х т.. – Ханты-Мансийск: 2000.
Газета «Жизнь Югры», «Новости Югры»
Журнал «Югра».
Воспитание школьников во внеучебное время. – М.: 2009.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
часы
дата
1
Мое имя и фамилия.
1
2
Моя родословная. Составление схем родословия
1
3
Летопись моей семьи
1
4
Пишем рассказ о своей семье
1
5
Подготовка к утреннику «Моя семья»
1
6
Проведение утренника «Моя семья»
1
7
Русский дом. Экскурсия по русскому дому
1
8
Интерьер русского дома. История вещей
1
9
Игры и игрушки детей
1
10
Подготовка утренника «Посиделки в русском доме»
1
11
Проведение утренника «Посиделки в русском доме»
1
12
Топонимика Игрима
1
13
Экскурсия «Улицы Игрима»
1
14
Экскурсия «Улицы Игрима»
1
15
Игрим поэтический
1
16
Встреча с местными поэтами
1
17
Родословная Игрима
1
18
Рисунок «Мой Игрим»
1
19
Фотовыставка «Я живу в Игриме»
1
20
Богатство Югорских лесов
1
21
Край таежных рек и озер
1
22
Животный мир Югры
1
23
Кладовые Югры
24
Конкурс рисунков «По лесным дорожкам»
1
25
Кто в Югре живет? Югра - единая семья народов.
1
26
Культура и быт народов Севера
1
27
Игры и игрушки детей ханты и манси
1
28
Праздник народов Севера «Вороний день»
1
29
Поделки из природного материала
1
30
Устное народное творчество народов ханты и манси
1
31
Сочиняем сказку
1
32
Рисуем сказку. Поделки из природного материала
1
33
Урок презентация «Твои люди, Югра»
1
33
15