Юный краевед программа внеурочной деятельности
1.ВВЕДЕНИЕ.
В свое время Н.Н. Баранский сказал: «Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать».
В целях осуществления воспитания учитель географии имеет возможность решать следующие задачи:
– показывать могущество нашей Родины – Российской Федерации, раскрывать разнообразие, красоту и богатства ее природы; – воспитывать бережное отношение к природным богатствам и к тому, что создано трудом человека; – знакомить с Основным Законом страны – Конституцией Российской Федерации; – знакомить обучающихся с новейшими достижениями географической, геологической, экономической и других наук, с достижениями НТР;Более полная реализация данных задач видится через внеурочную деятельность предусмотренную стандартами второго поколения.
Федеральный Государственный образовательный стандарт ООО определяет в качестве приоритетной задачи в преподавании географии формирование географической компетентности выпускников школы. Географическая компетентность - использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации. Более актуальным становится поиск технологий обучения, которые могли бы создавать условия для реализации компетентностного подхода в географическом образовании обучающихся. Одной из таких технологий является проектное обучение. Под ним понимается целенаправленная деятельность по определенной программе для решения поисковых, учебных, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной и надпредметной основах.Программа Юные экологи- краеведы решает эти задачи в рамках занятий по внеурочной деятельности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе, когда происходит процесс обновления российского образования, актуальным является вопрос о краеведческой деятельности в учебно - воспитательном процессе школьных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Программа рассчитана для обучающихся 5-6 классов.
Цель программы — Формирование у обучающихся понятия о целостности природных комплексов, путях их рационального использования и охраны, воспитания бережного отношения к природе;
Задачи:1. Формировать ответственное отношение к окружающей среде;
2. Прививать интерес к географии, основам экологии, охраны природы с учетом регионального компонента.
3. Развивать экологическое мышление, уметь четко излагать и обосновывать свои мысли
Программа предусматривает активное участие в общественно- полезной деятельности, овладение навыками туризма, ориентирования, фенологических и краеведческих наблюдений в рамках внеурочной деятельности.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Виды деятельности школьника:
Игровая деятельность.
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
6 класс – 68 часа :34аудиторные+(34 интенсив)
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня обучающихся в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Планируемые результаты:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Юный эколог - краевед» можно считать следующее:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Формы диагностики учета результатов освоения программы:
Формой подведения итогов могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Географии», «Биологии», «Окружающем мире.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Самоконтроль: Основными задачами их введения являются:
развитие познавательных интересов обучающихся;
создание ситуации успеха для каждого школьника;
повышение самооценки и уверенности в собственныхвозможностях;
максимальное раскрытие индивидуальных творческих
способностей каждого ребёнка.
Контроль правильности выполнения задания обучающимися проводится в следующих формах:
• «творческий отчет» , проект, включающий собранный согласно своей «должности» материал;
•викторины, олимпиады, конкурсы;
•участие в экскурсиях, дальних прогулках, походов выходного дня.
Текущая диагностика - в конце каждого тематического блока, итоговое занятие проходит в различных формах: викторины, тесты.
Отличительная черта программы краеведческой направленности в том, что в ней нет четко выраженных стандартов, критериев, показателей качества «образовательного продукта».
Основной темой 1-го года обучения является раздел «Природный территориальный комплекс и его компоненты». Здесь дается понятие о природных комплексах, в опоре на знания, полученные на уроках окружающего мира.
Программа предлагает изучение отдельных компонентов природного комплекса, подробно изучаются неживые компоненты.
При изучении рельефа, климата рассматривается их взаимодействие и влияние на деятельность человека, формирование растительности и животного мира.
Представление о природе, как целостной динамической системе, является опорным для формирования понятия об охране природы. Заключительной темой является раздел «Человек и природа», в которой раскрывается единство природы и общества. Важно дать представление о целях использования природы. На региональном материале обучающиеся знакомятся с примерами рационального использования природных ресурсов природных комплексов области .Успех прохождения всех тем программы зависит от уровня и количества занятий на природе и проведении походов.
Программа предусматривает проведение экскурсий, походов и т.д.
Итогом работы по программе «Юные экологи – краеведы» является научно-практическая конференция. Материалы могут быть оформлены в виде выставки, докладов и рефератов обучающихся.
ПРОГРАММА
(первый год обучения) Таблица 1.
Географическое положение края. Туристские возможности родного края. Характеристика географического положения края. Границы края. Соседние области. Экскурсионные объекты края: памятники природы (реликтовые деревья, старые усадьбы, дендрарии, парки, заповедники, примечательные уголки природы, краеведческий музей)№пНаименование темы АудиторнСодержание занятий ВнеаудЧасов
1 Географическое положение края. Туристские возможности родного края. Закон об охране природы. Туризм и охрана природы родного края. Природный комплекс и его компоненты Практические занятия. Работа с картами, атласами, путеводителями, литературой, справочниками. Составление описания экскурсионных объектов. Поход-экскурсия на наиболее интересные экскурсионные объекты.
Закон об охране природы. Охрана природы в РФ Конституция РФ об охране природы. Постановления об охране природы в области. Задачи заповедников, заказников, национальных парков. Туризм и охрана природы.
Практические занятия. Поход- экскурсия на наиболее интересные экскурсионные объекты.
6 часов
2 Природный комплекс и его компоненты. Основные черты рельефа края. Природный комплекс и его компоненты. Общие свойства природно-территориальных комплексов. Общая характеристика природно-территориальных комплексов родного края. Основные черты рельефа края. Геологическое строение и полезные ископаемые края. Общие понятия о рельефе. Главные черты рельефа края. Его влияние на формирование микроклимата, гидрографии края, растительного и животного мира. Формирование современного рельефа. Геологическое строение и полезные ископаемые края. Наиболее типичные горные породы и минералы края. Использование полезных ископаемых в хозяйстве. Пути рационального использования ископаемых края. Понятие об исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсах.
Практические занятия. Определение горных пород и минералов (по коллекции полезных ископаемых). Экскурсия на предприятие 6 часов
3 Многообразие растительного мира области Многообразие животного мира Многообразие растительного мира родного края. Основные царства живой природы, их краткая характеристика. Значение растений в природе и жизни человека. Знакомство с растительным миром края. Редкие и исчезающие растения и охрана их. Знакомство с «Красной книгой» растений. Лекарственные растения края и их использование.
Практические занятия. Определение растений, их описание. Составление карточек охраняемых растений. Организация выставки «Сохраним растения ». Выступление обучающихся с лекциями и беседами о редких и исчезающих растениях родного края. Экскурсия в природу.
6 часов
4 Гидрография края. Гидрография края. Понятие о гидросфере планеты. Вода как основа жизни. Вода как сырье для народного хозяйства. Масштабы потребления воды на планете, в стране, в крае. Общая характеристика гидрографии края. Реки, озера и болота, родники и их особенности. Охрана и использование водных объектов. Закон об охране водных ресурсов. Предприятия с замкнутым циклом использования воды.
Практические занятия.- Экскурсия в природу.
4 часа
5 Климат края. Климат края. Атмосфера. Проблема охраны атмосферы. Общее понятие о климате. Климатические факторы и их влияние на формирование и распространение флоры и фауны, хозяйственную деятельность человека. Характеристика климата края. Знакомство с картой погоды. Учет характера господствующих ветров и других климатических факторов при размещении предприятий края.
Практические занятия. Организация наблюдений за погодой. Экскурсия на промышленное предприятие с целью ознакомления с мероприятиями по охране воздушного бассейна станицы Ярославской.
6 часов
6 Природоохранительная деятельность человека Природоохранительная деятельность человека. Понятие 6 часов
об антропогенных факторах среды. Охрана природы как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное использование природы. Профессии, связанные с охраной природы. Практические занятия. Знакомство с видами природоохранительной деятельности человека.
ВСЕГО: 34 часа
Литература.
Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль:Академияразвития, 1998.
Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.:Агар, Рандеву-АМ,
2000.
Барышева, Ю.А. Формирование эколого-краеведческих знаний в школе. М.:
Просвещение, 1997г.
Дежкин, В. Беседы по экологии. М.: Молодая гвардия, 1979.
Иванов, В. Экологическое образование. Часть З и 4.
Криксунов, Е.А. Экология. М.: Дрофа, 1995.
Масленникова, Н.П. Методика проведения школьных исследований по экологии
растений. Новокузнецк: ИПК, 2000.
8. Новиков, Ю.В. Охрана окружающей среды. -М.: Высшая школа,1987г
9. Ошмарин, А.П. Школьный справочник. Экология, Академия развития, 1998.
10. Региональные программы спецкурсов и факультативов по экологии дляобщеобразовательных, инновационных школ и УДО. Новокузнецк: ИПК, 1996.
11. Школьный практикум по экологии. - М.: Мир, 1993.
Литература для обучающихся:
Гаев, А.Л. Наши следы в природе. М.: Недра,1991г
Михеев , А.. Охрана природы. М.: Просвещение, 1990.
Хефлинг, Г. Тревога в 2000 году. - М.: Мысль" 1990.
Гнатишин ,В.Н. Атлас для школьников. / Машковская Т.О, Тивяков С.Д. ,
Кемеровская область. Роскартография, 2002г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе
«Юный краевед»
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра для основной школы содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа отвечает основным требованиям Программы патриотического воспитания граждан РФ, рассчитанная на 2014-2015гг.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Настоящая программа внеурочной деятельности рассчитана на обучение школьников в возрасте 9 – 11 лет. Программа позволит создать благоприятные условия для изучения самостоятельного курса краеведения.
Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов истории, природы, населения, культуры, экономики. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Курс внеурочной деятельности призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся, он также имеет подлинно страноведческий характер. Программа носит проектно-исследовательский характер.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Цель:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи :I. Общеобразовательные:
1. обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;
2. способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;
3. через научно-исследовательскую, проектную и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;
4. развивать гибкость мышления и поведения.
II. Предметные:
1. сформировать системное представление о школе, станице, Мостовском районе, Краснодарском крае;
2. показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических явлений на изучаемой территории;
3. сформировать у детей чувства гордости и уважения к истории и культуре Отечества, обычаям и традициям родного края;
4. развивать умения работать с историко- и туристко-краеведческими источниками информации, тематическими картами.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Моя семья.
Содержание работы членов семьи (рисунок, устный рассказ, составление и решение задач по содержанию работы родителей).
Моя трудовая семья (рисунок, выставка, фото, документов).
У меня дома в свободное время (рисунки, устный рассказ).
Песни родителей, бабушек (прослушивание грампластинок, аудиокассет и компакт-дисков).
К концу учебного года ученик должен знать:
место и содержание работы членов семьи;
о вкладе членов семьи в трудовые дела предприятий, учреждений.
Должен уметь:
составить и решить простейшие задачи по содержанию работы членов семьи.
Наша школа.
Наша школа (экскурсия по кабинетам информатики, химии и др.).
Школьная библиотека (экскурсия, работа знатоков).
Мои любимые книги, открытки (выставка книг, открыток).
Встреча с учителями-пенсионерами.
Посещение школьного музея (экскурсия, работа знатоков).
К концу учебного года ученик должен знать:
как создаются личные библиотеки;
как существуют музеи.
Должен уметь:
починить книгу;
самостоятельно выбрать себе книгу нужного автора или по интересующей теме;
записать краткие сведения о прочитанной книге в специальную тетрадь (автор, название, дата издания, количество страниц);
уметь выслушать воспоминания и задать вопросы.
Наша станица.
Наше село (работа знатоков по изучению отдельных объектов села, прогулка по селу).
Памятные (исторические) места села Новая Кармала (экскурсия, работа знатоков).
Посещение сельского дома культуры.
Прогулки по улицам.
К концу учебного года ученик должен знать:
правила поведения в зрелищных и образовательных учреждениях;
назвать основные улицы села.
Должен уметь:
замечать неполадки в селе и сообщать о них взрослым для принятия мер;
вести рассказ об изученных объектах села.
Туризм и элементы ориентирования.
Туристские должности знатоков.
Техника безопасности туристских прогулок.
Одежда и обувь по сезону.
Групповое снаряжение туристов.
Вычерчивание маршрутов, прогулок, дорог и планов.
Игровые топодиктанты.
К концу учебного года ученик должен знать:
правила безопасности организации туристских прогулок;
7-8 топознаков.
Должен уметь:
одеваться и обуваться для туристских прогулок по сезону;
уложить рюкзак;
вычертить маршрут туристских прогулок;
измерить небольшие расстояния парами шагов;
вести простейший дневник прогулки
Календарно-тематическое планирование занятий.
Название разделов Темы занятий Кол.
занятий Дата проведения Часы Внеаудиторные
1. Моя семья 1. Содержание работы членов семьи (рисунок, устный рассказ, составление и решение задач по содержанию работы родителей).
2. Моя трудовая семья (рисунок, выставка, фото, документов).
3. У меня дома в свободное время (рисунки, устный рассказ).
4. Песни родителей, бабушек (прослушивание грампластинок, аудиокассет и компакт-дисков).
3 04.11.2014
06.11.2014
09.11.2014
11.11.2014 6 часов
4 часа
6 часов
2 часа
2. Наша школа 1. Наша школа (экскурсия по кабинетам информатики, химии и др.).
2. Школьная библиотека.
3. Мои любимые книги, открытки (выставка книг, открыток).
4. Встреча с учителями-пенсионерами
5. Экскурсия в сельскую библиотеку 2 3 часа Экскурсия
3 часа
Экскурсия
3. Станица Ярославская и наш район 1. Наша станица (прогулка по станице).
2. Памятные (исторические) места станицы (экскурсия).
3.Посещение сельского дома культуры.
3 4 часа
Экскурсия
2 часа
Экскурсия
2 часа
Экскурсия
4. Туризм и элементы ориентирования 1. Туристские должности знатоков.
2. Техника безопасности туристских прогулок.
3. Одежда и обувь по сезону. Групповое снаряжение туристов.
4. Вычерчивание маршрутов, прогулок, дорог и планов.
5. Игровые топодиктанты.
6. Слет туристов 1-го года обучения (заключительное занятие).
1 2 часа
Поход.
В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:
1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы.
2. Проведение картографического анализа.
5. Составление маршрута походов.
6. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.
7. Осуществление систематизации исследовательских материалов.
Литература
1.Родная Кубань. Страницы истории. К.: ОИПЦ «Перспективы образования», 2003.
2.Хрестоматия по истории Кубани, 1982 г
3.В.Н. Рашутняк. История Кубани в датах, событиях, фактах. Краснодар.2003 г.
4.Н.В.Ратушняк. Кубанские исторические хроники. Малоизвестное об известном. Очерки. ОИПЦ «Перспективы образования».2005г.
5.Наш край на уроках истории:пособие для учителей 5-10 кл. школ Краснодарского края. 1984.
6.Б.А. Трехбратов. Историко-краеведческий словарь школьника в двух частях.2008г.
7.Красная книга Краснодарского края. Краснодар 1994.
8.Природа родного края.
Екатеринодар-Краснодар 1793-2009.ист.энциклопедия.2009г.
9.Терская И.А. География Краснодарского края. Природа Экономика