Программа внеурочной деятельности Юный краевед


Введение.
Меня как обществоведа и историка волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у учащихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины».
Цель моей краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
Кружок "Юный краевед" организован для учащихся 6 класса. Обучение рассчитано на 1 год, с недельной нагрузкой 1 час.
Тематическое планирование составил: руководитель кружка Орлова Л.А.
Пояснительная записка
         Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 6-х классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к людям живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Жизнь не стоит на месте, открываются всё новые данные, в том числе археологические, происходят важнейшие события исторического значения. Любовь к родному краю, знание его истории – основа на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества, развитие и становление гражданина.
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед»  составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов  общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).
        В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся  сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный краевед» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история муниципального района Челно-Вершинский и села Челно-Вершины.  Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
       Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
       Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
         Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
        Основные направления  внеурочной деятельности  - изучение истории родного края.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Основные цели:
Пробуждение интереса у учащихся к краеведению, к истории родного края.
Развитие у учащихся образного и логического мышления, умения работать с различного рода литературой, грамотное изложение пройденного материала.
Приобщение к работе с историческими источниками в музее.
Развитие навыков самостоятельной работы с научной, публицистической и художественной литературой.
Основные задачи:
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков; • овладение начальными навыками исследовательской работы; • овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; - воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой   человеческой жизни; - воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей; • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Формы работы:
Формы работы и проведение занятий могут быть самыми разнообразными. Наряду с общими занятиями, проведёнными в виде лекций или беседы, свободного разговора по теме занятия, используются викторины, конкурсы, коллективные кроссворды, создание и презентация альбома., работа с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, материалами районной газеты « Авангард», подбор газетных вырезок по интересующей тематике, проведение социологического опроса, опрос местных жителей, запись воспоминаний, чтение литературы по местной истории, встречи с участниками и свидетелями исторических событий.
Предполагается проведение экскурсий, посещение музеев Челно-Вершинского района. С учащимися, проявляющими повышенный интерес к краеведению, организуются индивидуальные занятия, курируется работа по подготовке докладов, с которыми они могут участвовать в конференциях.
Программа  предусматривает теоретические и практические занятия:
Календарно-тематическое планирование
№ Наименование темы Количество часов Теория Практика
1 Вводное занятие 1 1 2 Раздел 1
Откуда можно узнать о прошлом края (источники изучения истории родного края). 4 1.Источники знаний о прошлом (вещественные, письменные)
2.Науки изучающие прошлое человечества (археология, нумизматика, лингвистика) 1.Изучение материала археологических исследований заселения муниципального района Челно-Вершинский.
2. Презентация по теме «Заселение района человеком»
Раздел 2
Как организовать поиск, сбор и изучение материалов краеведения (где и как работать). 5 1.Районный краеведческий музей.
2.Встречи с интересными людьми
1. Запись воспоминаний.
2. Изучение материалов домашнего архива
3. Поиск информации в районной газете «Авангард»
3 Раздел 3
История родного края.
Село: прошлое, настоящее, перспективы развития. 8 1.История возникновения села Челно-Вершины.
2.История строительства ж/д станция «Челна»
3. Машиностроительный завод в истории села.
4. Моя улица 1.Изучение материалов в районном архиве
2. Поиск информации на сайте Челно-Вершинского района и сайте школы.
3. Изучение постановлений о переименовании улиц в сельском совете.
4. Учебный проект «Улица, на которой я живу».
4 Раздел 4
История района 7 1.История возникновения Челно-Вершинского района.
2.Наш район в жизни блокадного Ленинграда.
3. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны.
4. Детские дома на территории района. 1. Социальный проект «Люди и судьбы».
2. Презентация «Дети войны»
3. Создание буклета «Герои Великой Отечественной войны»
5 Раздел 5
Экскурсионно-просветительская работа. 7 1. Основные типы и виды экскурсий.
2. Методы и приемы проведения экскурсии.
3. Презентация экскурсии. 1. Познавательные задания на экскурсии.
2. Подготовка и оформление материалов экскурсии.
3. Экскурсия в село Сиделькино, гора Маяк – памятник мирового значения.
4. Экскурсия «Памятники Отечества»
6 Раздел 6
Другие виды общественно полезной деятельности краеведов. 2 1. Туристические поездки (заочные путешествия)
2. Поисково-краеведческая деятельность. -
Итого: 34 16 18
№ Тема занятия Дата проведения
1. Вводное занятие 07.09
2. Источники знаний о прошлом (вещественные, письменные) 14.09
3. Науки изучающие прошлое человечества (археология, нумизматика, лингвистика) 21.09
4. Изучение материала археологических исследований заселения муниципального района Челно-Вершинский. 28.09
5. Презентация по теме «Заселение района человеком» 05.10
6. Районный краеведческий музей. 12.10
7. Встречи с интересными людьми 19.10
8. Запись воспоминаний. 26.10
9. Изучение материалов домашнего архива 09.11
10. Поиск информации в районной газете «Авангард» 16.11
11. История возникновения села Челно-Вершины. 23.11
12. История строительства ж/д станция «Челна». 30.11
13 Машиностроительный завод в истории села. 07.12
14. Моя улица 14.12
15. Изучение материалов названия улиц в районном архиве 21.12
16. Поиск информации названия улиц на сайте Челно-Вершинского района и сайте школы. 11.01
17. Изучение постановлений о переименовании улиц в сельском совете. 18.01
18. Учебный проект «Улица, на которой я живу». 25.01
19. История возникновения Челно-Вершинского района. 01.02
20. Наш район в жизни блокадного Ленинграда. 08.02
21. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. 15.02
22. Детские дома на территории района. 22.02
23. Социальный проект «Люди и судьбы». 29.02
24. Презентация «Дети войны» 07.03
25. Создание буклета «Герои Великой Отечественной войны» 14.03
26. Основные типы и виды экскурсий. 21.03
27. Методы и приемы проведения экскурсии. 04.04
28. Презентация экскурсии. 11.04
29. Познавательные задания на экскурсии. 18.04
30. Подготовка и оформление материалов экскурсии. 25.04
31. Экскурсия в село Сиделькино, гора Маяк – памятник мирового значения. 16.05
32. Экскурсия «Памятники Отечества» 23.05
33. Туристические поездки (заочные путешествия) 25.05
34. Поисково-краеведческая деятельность. 30.05
Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей.
Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, страны в целом.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
        • с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        
        • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        
        • с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ,
с географией: работа с картами.      (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты обучения.
• Изучение истории  села Челно-Вершины, муниципального района Челно-Вершинский. • Сбор богатого материала об известных и безымянных героях и участниках войны 1941-1945 гг. • Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений. • Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться Сформированные действия
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
альбом;
газета;
плакат;
серия иллюстраций;
справочник;
стенгазета;
сценарий праздника;
фотоальбом;
Материально – техническое обеспечение.
Успешная работа краеведческого кружка должна обеспечиваться достаточной материально – технической базой. В течение учебного года для проведения теоретических и практических занятий требуется набор иллюстрированного материала 6 карты, слайды, иллюстрации, фотографии, научно-популярная и художественная литература.
При наличии технических возможностей необходимо использовать аудио и видеоматериалы.
Заключение.
Особое внимание в изучении истории родного края я уделяю истории села Челно-Вершины. Главная задача – развитие у учащихся интереса к истории родного села, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала в курсе предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо – поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. В курсе используются такие формы занятий как экскурсии по улицам села, к краеведческим объектам, на природу, уроки в районном краеведческом музее, викторины, заочные путешествия.
Данная работа может быть использована учителями истории, обществознания работающими по ФГОС в 5-6 классах при изучении вопросов краеведения, как на уроках, так и во внеклассной работе по предмету. Может служить основой для составления программы кружка по истории родного края.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Личностные   и   метапредметные результаты
результаты Формирующие умения Средства формирования
личностные 1.формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
2. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные     учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•    планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
1. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
2. умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
3. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
4. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
5. умение координировать свои усилия с усилиями других.
•        формулировать собственное мнение и позицию;
•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
9.допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
10.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве 1. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
2. преобразовывать практическую задачу в познавательную
3. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
4. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
5.учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
6.понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
7.аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
8.продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
9.с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Литература
1. Документы Самарского государственного областного архива, дело №№ 64,65 «Списки детских домов за период 1941-1945 гг.»; дело № 102 «Книга движения детей Челно-Вершинского детского дома № 53 за 1950-1954 гг.»; дело № 102 «Списки детей, реэвакуированных в Ленинград на 1945 год»; Челно-Вершинского районного архива, дело № 393 «Списки эвакуированного населения, проживающего на территории района в 1943 году»; дело № 44 «По учету и размещению эвакуированных детей».
2. А. Хлопков. Во имя победы. – Самара 2007. – 261 с.
3. Они ковали победу. – Самара 2010. – 395 с.
4. Балязин В.Н. Неофициальная история России. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 608 с., ил.
5. Головин Н.Н. Моя первая русская история. – М.: «Терра» - «TERRA», 1993. – 159.
6. Иллюстрированная история СССР. – М.: «Мысль», 1987. – 509 с.
7. Россия: Иллюстрированная энциклопедия. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 600 с., ил.
8. И.А. Дамаскин., П.А. Кошель, Ю.А.Никифоров. Энциклопедия для школьников. Великая Отечественная война. 1941-1945. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 512 с.: ил.
9. В. Кузьменкова «Мы были с тобой Ленинград», районная газета «Авангард» от 30 января 2006 года.
10. Е. Волгин статья «Это было под Ленинградом». Областная газета «Сельский строитель» от 8 мая 1980 года.
11. Ланкова Н.М.  Работа со школьниками в краеведческом музее. - М.:2001 .
12. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики: Первые шаги в мир культуры – М.:2000 .
13 Гнедовский М.Б. Музей в системе непрерывного образования. – М., 1990 .
14. Решетников Н.И. Музейная педагогика как теоретическая проблема. – М., 1991.
15. Юхневич М.Ю. Музейный педагог –профессия. М.,1989  №1
16. Долженко Г. П. Экскурсионное дело. - Ростов-на-Дону, 2005.
17. Дьякова Р. А. Основы экскурсоведения. - М., 1985
18. Егорова Н. Н Погонина Е. В. Экскурсоведение: Учебное пособие. - Кемерово, 2005
19. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. - М., 2000.
20. Казаков В. Г., Кондральева Л. Л. Психология. – М., 1989
21. Караневский П. И. Экскурсионная и выставочная работа. - М.,2001.
22. Каргер М. К. Памятники архитектуры.11-17 вв. - Л.,1975
23. Юренева Т. Ю. Музеи мира. – М., 2011