Рабочая программа кружка Юный краевед
Муниципальное учреждение
отдел образования муниципального района
Федоровский район
МБОУ СОШ с.Бала-Четырман
Программа кружка
«Юный краевед»
Салишева Раиса Минегареевна,
учитель башкирского языка
и литературы
МБОУ СОШ с.Бала -Четырман
с. Бала - Четырман
2015 год
Пояснительная записка
Цель программы детского туристско-краеведческого объединения
«Юный краевед » – всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности.
Основными принципами туристско-краеведческой деятельности являются:
– создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объединения – одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;
– формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством привлечения подростков к краеведческой поисково-исследовательской работе, к походам и экспедициям, расширение кругозора воспитанников с помощью краеведческой должностной инструментовки;
– внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления детского объединения;
Цель достигается через решение следующих задач:
– формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности воспитанника;
– формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных условиях как социальной, так и природной среды;
– профессиональная ориентация подростков;
– формирование прочных трудовых навыков и навыков;
Задачи данной программы подготовки активистов школьных музеев многопрофильны и определяют комплексный подход к воспитанию и обучению воспитанников, позволяя сочетать умственное, патриотическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание учащихся. Особое внимание уделяется развитию духовности воспитанников путем не-посредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жизнью в природной и социальной сфере – памятники и достопримечательности великой истории и культуры России, природный ландшафт, непосредственное общение с людьми труда и дела в российских селениях и
малых русских городах, включенность подростка в творческий процесс интенсивного становления своей личности, приобретения разнообразных, необходимых в жизни знаний, трудовых навыков, формирования дружбы и товарищества путем совместной работы – вот реальные рычаги воспитания духовности и характера подростков.
Отличительной чертой программы является то, что рассматривается именно школьный музей – самостоятельный, цельный культурно-исто-рический организм, со своей неповторимой судьбой и характером, который является призмой, через которую школьник получает возможность узнать прошлое своих предков, оценить свое настоящее и приступить к проекции и реализации своего будущего. Выразить свои впечатления, свое понимание окружающей действительности воспитанник может через формирование собственных экспозиций в коллективном долгосрочном образовательном проекте – создании школьного музея. Предметом комплексного рассмотрения на занятиях будет социальный объект, изучая который воспитанники овладеют основами музееведения.
Структура программы
Предлагаемая программа носит комплексный характер. Методика по-
строения отличается тем, что можно на используемом материале развивать межпредметные связи, формируя комплексное восприятие окружающего мира. Работая по ней, изучая с учащимися конкретный объект, предоставляется возможность сообщить им необходимые знания в области географии и археологии, этнографии и топонимики, истории и архитектуры, литературы и искусствоведения.
Каждый год обучения включает четыре тематических раздела, тесно взаимосвязанных между собой, но самостоятельных по своему внутреннему строению. Темы разделов могут пересекаться.
В первом разделе – «Музей-хранитель наследия веков» сообщаются знания о музеях, их функционировании, формировании фондов, экспозиций.
Во втором разделе – «Создание музейных экспозиций» через поисковую деятельность формируются специальные знания и умения воспитанников.
Третий раздел – «Основы туристско-экспедиционной деятельности»,
формирует навыки, необходимые воспитанникам в процессе полевого
исследования.
Четвертый раздел – «Школа экскурсовода», формирует активную
жизненную позицию, в нем значительное внимание уделяется внутреннему миру воспитанника, его личностному росту.
Программа имеет концентрическое построение, состоит из пяти курсов для каждого года обучения:
1. «Я, моя семья и школа» – помогающий воспитанникам лучше понять своеобразие школы в целом и особенности конкретных семей, знакомит с родословием.
2. «Я и мир вокруг меня» – помогающий воспитанникам лучше понять, своеобразие населенного пункта в целом и особенности конкретных улиц.
3. «Родная сторона» – ориентирующий воспитанников на изучение природных условий, истории возникновения и последующей судьбы населенного пункта.
4. «Моя малая Родина» – нацеливающий воспитанников на формирование комплексного восприятия региона России через личные впечатления воспитанника.
5. Создание музейной экспозиции (вариативный курс), ориентирующий подростков на самостоятельное исследование, способствующий изучению психологии человека через призму его поступков, формированию коммуникативной культуры, жизненных ориентиров через личные впечатления.
Для удобства пользования программой в учебном плане 5-го года обучения в разделе «Создание музейной экспозиции (вариативный курс)» разработаны и приводятся в качестве примера темы «Быль монастырская» и «Дворянские гнезда родного края», как менее разработанные в существующей практике работы школьных музеев. Вместо этих тем можно разработать тематику, связанную с конкретным промышленным или сельскохозяйственным предприятием, учреждением культуры и т.п.
Материал подобран по принципу усложнения и увеличения самостоя-тельной работы в процессе реализации каждого последующего курсового проекта. Значимая сторона программы – постоянное углубление кра-еведческого материала на протяжении 5 лет, при неоднократном повторении материала предыдущих лет на более самостоятельном и осознанном восприятии материала – всё это позволяет пройти воспитаннику ин-дивидуальный образовательный путь по трём уровням.
Общекультурный – уровень усвоения предполагает расширение кругозора ребёнка и информированности в данных образовательных областях, совершенствование навыков общения и умений совместной деятельности в коллективе;
Углубленный – предполагает развитие компетентности в данной об-разовательной области овладение основными знаниями на уровне прак-тического применения, умение передавать свой опыт младшим членам коллектива;
Допрофессиональный – предусматривает наличие профессиональной ориентации, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения, получение социального опыта.
Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется пе-дагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.
Организационно-педагогические условия
Программа рассчитана на 5 лет обучения, преимущественно для обу-чающихся возрастной группы 12–17 лет. Рекомендуемый состав группы первого года обучения – 15 учащихся, второго года – не менее 10 человек, в последующие годы – не менее 8 человек. Оптимальный состав группы в походе и в экспедиции – 8–10 учащихся и 2 руководителя.
При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях. Уровень успеваемости ребенка в школе, дисциплинированность, его общественная активность не должны быть критериями при зачислении в группу. Однако увлеченность подростка занятиями в объединении позволяет педагогу стимулировать и корректировать его поведение, учебу, стиль и характер его взаимоотношений со своими товарищами и взрослыми.
Программа предназначена для учителей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, работников образовательных учреждений. Она рассчитана на 5 лет обучения, но в случае необходимости может быть реализована в течение более длительного срока. Примерная учебная программа каждого года занятий рассчитана на 216 часов, с сентября по май включительно, причем практические занятия составляют большую часть программы. Занятия рекомендуется проводить два раза в неделю по схеме: 2 часа теории(занятие в помещении) и 4 часа практики(занятия на местности: выход в парковую зону, музеи города, школьные музеи микрорайона, архив, библиотеки).
Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.
Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере
роста опыта детей следует делать больший упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация. При решении педагогом вопросов, связанных с индивидуальными заданиями для занимающихся, необходима их строгая дифференциация и индивидуализация с учетом физического, половозрастного, психологического и функционального развития.
Результативность программы
Результатом выполнения программы для учащихся является создание музея о своем населенном пункте, а значит и о друзьях, их родителях и земляках. Результат детского труда осязаем и реален, его можно показать друзьям, родителям, землякам. Процессом поиска и радостью находок подросток может делиться на краеведческих конференциях школьников. При реализации программы воспитанник в своих экспозициях как в зеркале отразит свой внутренний мир, а педагог получит возможность отслеживать социальные процессы, происходящие в нём.
Педагогу рекомендуется предусмотреть проведение систематической
(не менее 2-х раз в течение каждого года занятий) психолого-педагогической и медико-функциональной диагностики и тестирования занимающихся с целью контроля за влиянием занятий на их организм и отслеживания динамики развития функциональных и творческих способностей детей. Такое наблюдение позволит своевременно корректировать объем, интенсивность и продолжительность нагрузок, а также поможет при разработке совместно с семьей и школой (классный руководитель, школьный психолог, школьный медицинский работник, организатор внеклассной и внешкольной работы) личностно ориентированных «образовательных маршрутов» для каждого воспитанника.
Особое внимание в коллективе педагог должен уделять учету туристских и краеведческих достижений и общественно полезной работы подростков.
В процессе реализации программы формируется результат коллективной проектной деятельности.
1 год обучения «Я, моя семья и школа»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
Всего
Теория
Прак.
I
Музей – хранитель наследия веков
12
1
Вводное занятие
1
2
Как правильно составить анкету
1
3
4
Мы учимся писать доклад. Как правильно подготовить и провести экскурсию
1
1
5
6
Основы музееведения
1
1
7
8
Знакомство с музейной терминологией
1
1
9
10
Классификация и систематизация музейных экспонатов, правила хранения вещественных исторических источников
1
1
11
12
Работа с инвентарной книгой
1
1
II
Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории школы.
10
13
14
У меня есть своя история. Наука генеалогия
1
1
15
16
Какие события прошлого отразились в истории моей семьи
1
1
17
18
Составление красочного словаря фамилий с. Бала-Четырман, и их происхождение
1
1
19
20
Практическое занятие «История моей фамилии»
1
1
21
22
Практическое занятие «Создание родословной»
1
1
III
Родная школа. Её история и традиции
20
23
24
Экскурсия «Несущая свет знаний»
1
1
25
26
Наша школа в прошлом
1
1
27
28
Школьный двор, микрорайон и его ближайшее окружение
1
1
29
30
Сбор информации о выпускниках школы 2009-2015 гг
1
1
31
32
Проект экспозиция посвященный истории школы
1
1
33
34
Обработка собранной информации об учителях школы
1
1
35
36
Детское движение в прошлом
1
1
37
38
Детское движение: прошлое и настоящее
1
1
39
40
Оформление экспозиции «Моя школа – мой дом!»
1
1
41
42
Практическая работа «Традиции нашей школы»
1
1
IV
Основы туристско-экспедиционной работы
16
43
44
Письменные источники по истории нашего края
1
1
45
46
Основы туристско-экспедиционной работы
1
1
47
48
Основы безопасности при проведении экскурсий, туристических походов, экспедиций
1
1
49
50
Туристское снаряжение,уход за ним
1
1
51
52
Правила организации и проведения похода
1
1
53
54
Туристская группа на прогулку,(поход)
1
1
55
56
Практическое занятие поход
1
1
57
58
Оформление экспозиции «Бала – Четырман : настоящее и будущее»
1
1
V
Школа экскурсовода
10
56
60
61
Организация школьного музея
1
1
62
63
Пути овладения культурой общения
1
1
64
65
Развитие творческой активности
1
1
66
Психолого- педагогическая диагностика занимающихся
1
1
67
68
Подведение итогов года
1
1
1-й год обучения. «Я, моя семья и школа»
I. Музей – хранитель наследия веков.
1.1. Исторические предпосылки возникновения музеев
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Охрана объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Цели и задачи работы музеев. Музейное дело в России. Закон Российской Федерации «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.)
Классификация музеев. Государственные и частные музеи. Музей-заповедник, домашний музей, музей – выставка. Основы музейного дела.
Понятие «культура поведения». Правила поведения в музее.
Практические занятия
Сформулировать при помощи изобразительных средств определения
основных понятий: окружающий мир, время, культура, культурное наследие, музей, вещь музейного значения, подлинник, копия, реставрация. Творческое сочинение «Наследие, которым я дорожу». Посещение музеев, знакомство с их работой.
1.2. Музей в школе – хранитель памяти
Туристско-краеведческое движение учащихся Российской Федерации
«Отечество», его цели, задачи, участники, программы. Школьный музей как организационно-методический центр движения «Отечество» в учреждения образования. Задачи собирательской работы, её связь с профилем и тематикой музея, с содержанием туристско-краеведческих экспедиций.
Сущность понятия «школьный музей», его роль в микрорайоне. Документы, регламентирующие работу школьного музея. «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)» – основной документ по организации и деятельности школьного музея.
Понятие «профиль музея». Сущность и специфические особенности школьных музеев разного профиля. Функции школьного музея. Совет школьного музея, распределение обязанностей среди его членов, актив музея.
Практические занятия
Посещение экскурсий в школьном музее. Планирование работы на год.
1.2. Фонды школьного музея
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учета фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных архивов. Что нельзя хранить в школьном музее. Сущность понятия «домашний музей». Семейный фотоальбом. Фото-предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных муграфии и документы родственников, участников войны, работников тыла. Медали, ордена, другие награды.
Практические занятия
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций. Создание инвентарной книги собственного «домашнего музея».
1.4. Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната
Экспонат – памятник материальной культуры. Музейный предмет
как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно-вспомогательные материалы. Рождение вещи, жизнь вещи, смерть вещи. Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки. Понятие об атрибуции музейных предметов. Взаимообмен экспонатами музея школы с другими музейными учреждениями и отдельными лицами.
Практические занятия
Классификация предоставленных музейных предметов (по выбору пед.).
Формулирование правил хранения фотографий, семейных реликвий.
1.5. Музейная экспозиция
Музейная экспозиция. Основные понятия раздела («экспонат», «экс-позиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные
комплексы», «музейная экспозиция» и др.). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указателии др.). Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом). Экспозиция в школьном музее. Тексты в музейной экспозиции, их назначение. Виды оглавительных и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приемы размещения текстов в экспозиции.
Научное определение и описание музейных материалов. Шифр собранных предметов и документов. Порядок приема и выдачи музейных материалов.
Практические занятия
Знакомство с постоянной экспозицией музея. Анализ существующей в школьном музее экспозиции по содержанию, приемам построения и оформ-ления экспозиции. Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам школьного музея. Собирательская работа для домашнего музея.
1.6. Приемы оформления сменной экспозиции
Классификация экспозиций. Музейная экспозиция – текст (музейные предметы – вещи) и подтекст (понятия – ценностная ориентация, этно-конфессиональное самосознание, этнические стереотипы поведения).
Алгоритм разработки и построение сменной экспозиции по теме прове-денного поиска с последовательной отработкой этапов и приемов экспо-зиционной работы.
Практические занятия
Планирование проекта сменной экспозиции. Разработка и построение сменной экспозиции по теме проведенного поиска с последовательной отработкой этапов и приемов экспозиционной работы.
1.7. Сбор и обработка воспоминаний
Правила сбора и обработки воспоминаний. Правила анкетирования и
интервьюирования. Работа с информаторами по вопросникам. Современные требования к анкетам, интервью. Обработка анкет информаторов.
Переписка с земляками, ветеранами Великой Отечественной войны: правила оформления писем, выявление адресатов, фиксация ответов, оформление документов для фонда музея
Практические занятия
Проведение анкетирования и интервьюирования членов семьи, родственников.
2. Создание музейных экспозиций, посвященных семье,
истории школы
2.1. Семья. Семейные архивы
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Мое
родословное дерево. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц.
Как записать рассказы и воспоминания родственников. Дом – портрет эпохи. Вещи в доме. Обряды рождения дома. Хранители очага, обереги. Моя улица, архитектурные особенности зданий.
Практические занятия
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей рода и родного края. Составление родословных таблиц. Изыскание семейных реликвий. Описание семейных архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
2.2. Школьный двор, микрорайон и его ближайшее окружение
Школа, назначение кабинетов и помещений, школьный двор, дорога в школу; названия прилегающих к школе улиц, предприятия и организации микрорайона, памятные и примечательные места и пр.
Практические занятия
Составление плана-схемы микрорайона школы и его вычерчивание условными знаками с указанием назначения зданий и сооружений. Чтение плана школьного двора и школы.
Экскурсия по территории микрорайона школы и ближнему окружению с выяснением назначения различных зданий и сооружений (жилые, торговые, культурно-досуговые и пр.) и нанесением их на план местности.
2.3. Проект экспозиции, посвященной истории школы
История школы (гимназии, лицея). Школьные традиции и достопри-мечательности. Роль учителя в школе. Учительские династии и их семейные реликвии. Выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских, областных и республиканских архивах. Ведение исторической хроники и летописи школы.
Практические занятия
Подготовка и проведение анкетирования и интервьюирования учащихся школы на тему: «Какой должна быть экспозиция о школе?» Подготовка к анкетированию и интервьюированию учителей школы.
3. Основы туристско-экспедиционной работы
3.1. Основы безопасности при проведении экскурсий, туристских по-
ходов и экспедиций
Правила поведения во время туристской прогулки, экскурсии, похода, экспедиции. Правила поведения в городе, в транспорте. Правила поведения в учебных и досуговых учреждениях, музеях. Правила обращения с колюще-режущими предметами, электроприборами, предметами бытовой химии и медикаментами. Пожарная безопасность и правила. Планирование и разработка маршрута. Туристская схема и топографическая карта, маршрутные документы. Отчет о проведении похода, экспедиции.
Практические занятия
Обработка результатов похода, экспедиции в соответствии с должностными обязанностями в группе. Индивидуальный отчет по этапам экспедиции.
4. Школа экскурсовода
4.1. Организация школьного музея
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея. Охрана труда и техника безопасности в фондовых и иных помещениях музея.
Практические занятия
Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и
концепции школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава.
4.2. Пути овладения культурой общения
Этика взаимоотношений детей и взрослых. Пути овладения коммуни-кативной культурой. Правила интервьюирования жителей. Проведение
социологического опроса.
Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Правила коллективного создания текста экскурсии в школьном музее по вновь созданной экспозиции. Технология коллективного проведения экскурсии в школьном музее по экспозиции. Технология коллективного проведения экскурсии по памятным местам окрестностей школы.
Практические занятия
Прослушивание экскурсий разных типов (по населенному пункту, в музее, по памятным местам).
4.3. Развитие творческой активности
Практические занятия
Участие в организации и проведении конкурсов детских работ «Открытки для ветеранов», «Подарки для ветеранов», «Ветераны в нашей семье». Сбор и оформление воспоминаний ветеранов. поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях. Телефоны аварийных служб.
Необходимость выполнения требований руководителя туристской
(экскурсионной), экспедиционной группы. Взаимопомощь в походе.
Знакомство с «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации».
Практические занятия
Игры на темы: «Что делать в случае (задымления, обнаружения очагов возгорания, запаха газа, посторонних предметов и пр.)?», «Действия в чрезвычайной ситуации во время экскурсии, на туристской прогулке, в походе, экспедиции», «Правила перехода улицы».
3.2. Туристское снаряжение и уход за ним
Личное туристское снаряжение для туристской прогулки, экскурсии, похода, экспедиции. Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и тенты, их виды и назначение. Кухонное и костровое снаряжение. Требования к упаковке продуктов. Укладка рюкзака, соблюдение гигиенических требований. Снаряжение для наблюдений за природой и выполнения простейших краеведческих заданий.
Практические занятия
Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения.
Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применения его. Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки.
3.3. Туристская группа на прогулке (экскурсии), в походе, экспедиции
Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе. Ритм и темп движения туристской группы. Правила перехода дорог, улиц. Взаимопомощь в туристской группе. Привалы промежуточный, обеденный. Распорядок дня. Бивак, требования к бивакам, устройство и оборудование бивака. Охрана природы на туристской прогулке, экскурсии, в походе, экспедиции.
Практические занятия
Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа
направляющего и замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия), поход. Планирование и организация бивака на местности, организация бивачных работ.
3.4. Правила организации и проведения похода, экспедиции
Этапы организации экспедиции. Распределение должностей и заданий в группе. Планирование индивидуальной деятельности по этапам экспедиции, в соответствии с полученной должностью.
4.4. Психолого-педагогическая диагностика занимающихся
Практические занятия
Рассказ детей о своих друзьях и своих семьях «Я и моя семья». Выявление психолого-педагогического портрета окружения обучающихся.
Проведение тестов с целью выявления темперамента, воображения, типа памяти и пр.
Проведение в игровой (состязательной) форме тестов с целью определения (выявления) общего физического и функционального уровня развития воспитанников.
4.5. Подведение итогов года
Подведение итогов годовой работы. Разбор деятельности каждого участника, его вклада в общее дело. Подведение итогов индивидуальных проектов.
Планы на следующий учебный год.
Список литературы
1.Школьные музеи: Из опыта работы. /Под ред. В.Н.Столетова и М.П.Кашина – М.: 1977;
2.Школьные музеи: Сб. документов. М.: 1987.
3.Школьное краеведение: программы, идеи, опыт. /Наследие и современность: Информационный сборник Института Наследия. Вып. 2;Сост. и науч. ред. В.Е.Туманов. – М.: 1995.
4.Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. – СПб., 2000.Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. – Тверь,1992.
5.Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи: Пособие для учителей.– М.: 1972.
6.Юный краевед. Научно-популярный журнал для детей и юношества. Выходит с 2006 г. Издатель – ООО «Школьная библиотека».
15