Классный час Права, обязанности и ответственность подростков
ГБОУ РХ « Абазинский детский дом»
"Права, обязанности и ответственность подростка"
Воспитатель: Попова М. Ю.
Форма: творческая мастерская
Цель: закрепить знания о правах, обязанностях и ответственности подростка.
Задачи:
-продолжить отработку умений взаимодействия в группе, ведения дискуссии в микрогруппе;
-дать возможность учащимся проявить творческие и аналитические способности.
План творческой мастерской
1. Мотивация, вводная речь учителя, определение целей и задач классного часа.
2. Краткая беседа и викторина школьного инспектора.
3. Знакомство с условиями работы мастерской.
4. Первый блок " Разминка".
5. Второй блок " Синквейн".
6. Третий блок" Размышление".
7. Четвертый блок " Познание".
8. Пятый блок "Творческий".
9. Подведение итогов. Награждение.
Ход классного часа
1. Мотивация, вводная речь учителя, определение целей и задач классного часа.
- Здравствуйте. Сегодня мы с вами встретились, чтобы, еще раз поговорить о очень важной для всех нас теме. Наш классный час пройдет в форме творческой мастерской.
Но для начала предлагаю вашему вниманию изречения, афоризмы известных людей. Как вы видите в них сделаны пропуски. Пропущены слова: "ответственность", "права", "обязанность". Вставьте недостающие слова в афоризмы. (Дети высказывают свои предположения)
Афоризмы.
1. “Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер (Ответственность)
2. “Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк (Права , обязанности)
3. “Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.” П.Коэльо (Ответственность)
4. “Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев ( Права , обязанности)
5. " ... влекут за собой обязанности. "(Латинское изречение) (Права)
- Какие 3 слова нам встретились в этом задании? Правильно "права", "обязанности", "ответственность", именно о этих понятиях пойдет разговор на классном часе .Тема его звучит так : Права, обязанность и ответственность подростка" .
2. Краткая беседа и викторина
Правонарушение — это виновное поведение лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Виды правонарушений:
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскую.
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Классный руководитель: Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками в нашем городе, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.
Вопросы:
1. Порвал учебник одноклассника (Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Как вы думаете, почему случается так, что подросток оступился или совершил правонарушения? (проблемы в семье, ребенок имеет плохое поведение, хочет выделиться и др.)
-Ребята. Попробуйте ответить на такой вопрос: Связаны ли между собой эти слова (Права, обязанность, ответственность). Почему? (Предполагаемый ответ.- Права не могут соблюдаться без выполнения обязанностей и без соблюдения видов ответственности).-А много ли вы знаете о своих правах, обязанностях, ответственности? Да, много так как мы не раз говорили о этих важных понятиях. Давайте проверим ваши знания . Я предлагаю вам мини викторину. За правильный ответ вы получаете жетон. Победитель будет награжден грамотой.
Вопросы викторины.
1 вопрос. Что такое "правовой статус человека?"
Ответ .Это изменение набора прав и обязанностей по мере взросления.
2 вопрос. Какие права имеет подросток в нашей стране?
Ответ. Право на защиту закона, на бесплатное образование и медицину, на выбор вероисповедания, на выбор учебного заведения, на отдых, и т.д.
3 вопрос. Какие документы защищают твои права?
Ответ. Конституция, Международная Конвенция Прав Ребенка, Гражданское право, Семейное право, Уголовное право.
4 вопрос. Какие обязанности появляются у подростка, достигшего 14 ти лет?
Ответ. Соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения, выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством.
5 вопрос. Какие виды ответственностей, назначаемых несовершеннолетним вы знаете?
Ответ . Штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.
6. Что такое "Комендантский час"?
Ответ. Это время, в которое подростки до 16 лет не имеют права находиться на улице, в общественных местах без сопровождения взрослых.
Работа с анкетой «Правонарушения в школьной среде» ( классный руководитель)
Давайте проведем анонимный тест для выявления правонарушения в школьной среде.
Тест «Выявление правонарушения в школьной среде».
1. Твой пол
- мужской
- женский
2. В каком классе учишься?
3. С каким чувством ты идёшь обычно в школу?
а) с удовольствием, с хорошим настроением
б) равнодушно, без удовольствия
в) с плохим настроением
4. Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били?Если да, то с кем?
а) со сверстниками в школе
б) со сверстниками на улице
в) со старшими ребятами в школе
г) со старшими ребятами на улице
д) с другими людьми
е) такого не случалось
5. Случалось ли, чтобы кто - либо пытался оскорблять, унижать, издеваться над тобой?
а) да, сверстники в школе
б) да, сверстники на улице
в) да, старшие ребята в школе
г) да, старшие ребята на улице
д) да, другие люди
е) нет, такого не случалось
6. Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовали принести что - либо из дома?
а) да, случалось
б) нет, такого не случалось
7. Если случалось, как ты поступал в этом случае?
а) рассказывал родителям
б) рассказывал старшему брату (сестре)
в) рассказывал другу, подруге
г) рассказывал учителю
д) пытался защитить себя, дрался
е) никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали
ж) такого не случалось
3. Знакомство с условиями работы мастерской.
Продолжаем творческую мастерскую. Основная задача нашей встречи закрепить знания о правах , обязанностях , ответственности подростка . Проявить свои творческие способности. (Далее оглашаются условия работы мастерской).
- Наша мастерская разделена на блоки. Каждый блок имеет свое название и задание. Прошу не забывать, мы сегодня еще соревнуемся и между группами. За правильный ответ получаете 1 балл. Группа победитель получает грамоту и памятные подарки. Напоминаю работать необходимо очень быстро и слаженно.
4. Первый блок " Разминка".
- На столе у каждой группы лежит лист для работы. На листе написаны 3 слова: Права, обязанности, ответственность. Задача : от слов проведите стрелки и напишите что для вас значат эти слова. Как вы их понимаете? Время работы 3 минуты. От группы отвечает 1 человек.
13779549149000122364564325500117602049149000274764589598500377634557721500480504549149000431927057721500311912084836000218567089598500699770643255002185670315595обязанности
00обязанности
358584510795ответственность
00ответственность
213995115570 права
00 права
5. Второй блок " Синквейн".
- Синквейн это форма, которая позволяет делать и формулировать краткие выводы. Состоит из 5 строк.
1 строка. 1 слово . Существительное или местоимение.
2 строка . 2 слова. Прилагательное или причастие.
3 строка. 3 слова. Глаголы ,характеризующие признаки.
4 строка. 4 слова. Личное отношение авторов, или автора к объекту.
5 строка. 1 слово( любое) , характеризующее суть предмета.
-Выполним синквейн для слова "Закон".
( В завершении блока ученики зачитывают свои работы. Жюри оценивает быстроту, качество выполнения работы.)6. Третий блок" Размышление".
-Задание для этого блока нам оставил школьный инспектор. Вам даны ситуации из жизни. Прочитайте их и определите. Какие права нарушены. К карточкам с ситуациями найдите строчку с нарушением прав. Наклейте полоску с ответом рядом с предложенной ситуацией. По завершению работы свои ответы предоставьте жюри. Оценивается правильность ответов и быстрота выполнения задания. (Время работы 4 минуты)
Для 1 группы 1 ситуация. Ученик 8 класса Василий готовил домашнее задание по биологии, где ему задали сделать компьютерную презентацию по теме"Дыхание" . Вася не стал себя утруждать и скачал презентацию из интернета не указав автора, а на уроке выдал работу другого человека за свою. Какое право нарушил Вася? +Право на авторство
2 ситуация. Ученики 9 класса отдыхали на перемене. Дима подошел к соседней парте без спросу взял телефон одноклассницы поиграть . Какое право нарушено? +Право на собственность другого человека
3 ситуация. Семья пережила сложный период мать с отцом развелись. Мать усердно не дает своему десятилетнему сыну общаться с отцом. Какое право нарушено? +Право на общение ребенка с обоими родителями
Для 2группы 1ситуация. Ученицы 9 класса невзлюбили свою одноклассницу. Решили ей сделать неприятное. Пришли в школьный туалет для девочек на стенах написали не приятные слова, а также упомянули ее домашний и сотовый телефоны. Какое право нарушено? +Право на не разглашение личных данных
2 ситуация
Ученик 8 класса Коля не любит учиться , а любит на уроках громко разговаривать и даже петь . Какое право человека нарушает Коля? +Право на образование
3 ситуация
Мальчики баловались на перемене и закрыли Диму в кабинете биологии на ключ а сами убежали. Дима испугался .Просидел взаперти 15 минут, пока не пришел учитель. Какое право нарушено? + Право на свободу передвижения.
Для 3 группы.
1ситуация.
Пятнадцатилетний ученик решил вступить в школьную молодежную организацию. Но мама ему запретила это сделать, объяснив что работа в организации может повлиять на его успеваемость . Какое право нарушено? +Право на вступление в общественные организации не представляющие опасность для жизни подростка.
2 ситуация
Мама Жени не дает деньги на питание в школьной столовой. Объясняет это тем, что решила копить себе на шубу. Какое право нарушено? +Право на получение питания ребенком
3 ситуация
Миша считает себя достаточно взрослым и у него на все есть уже свое мнение. Но дома его абсолютно отказываются слушать и говорят , что он должен вырасти , чтобы иметь свое мнение. +Право на высказывание и на свою точку зрения.
Возможные неправильные ответы.
Право на труд Право на равенство перед законом
Право на отдых Право на семью
Право на бесплатное лечение Право на свободу вероисповедания
Право на творчество Право на получение информации
Право на жилище Право на свободу передвижения по миру
7. Четвертый блок " Познание
Найди ошибки в документах. Кто быстрее и качественнее выполнит работу.
Для 1 группы
Ст. 1: Все права относятся к отдельным детям ( ко всем детям)..Ст. 6: Каждый ребенок не имеет право на жизнь (имеет право на жизнь), и государство не обязано (обязано) обеспечить выживание и развитие ребенка Ст. 7: Каждый ребенок имеет право на имя, но не национальность(на национальность), право знать своих родителей и на их опеку
Для 2 группы
Ст. 9: Ребенок не имеет право (имеет право)поддерживать контакты с обоими родителями, если он разделен с одним из них. Ст. 10: Дети и их родители не имеют право (имеют право) покидать любую страну или въезжать в нее, чтобы объединиться и установить семейные отношения Ст. 28: Дети не имеют право (имеют право) на образование
Для 3 группы
Ст. 12: Дети не имеют право(имеют право) открыто высказывать свое мнение . Ст. 14: Дети не имеют право(имеют право) на свободу мысли, совести, выбор религии в соответствии с желаниями родителями. Ст. 15: Дети имеют право встречаться с другими, но не имеют право ( и имеют право)вступать в организации или создавать их.
8. Пятый блок "Творческий".
Задача : выполнить на формате А3 эскиз плаката на тему " Мой выбор, моя ответственность", или "Права и обязанности подростка". Придумать лозунг. Приготовить объяснение тому, что вы изобразили. Помните - плакат это краткое изображение. Оценивается соответствие теме, быстрота и качество исполнения, убедительность. (Время работы 5 минут.)
Возможные лозунги:
Требуешь прав своих, не забывай о других.
Права есть так и обязанностей не счесть.
Хочешь счастливо жить , умей другим уступить и т. п.
( В конце блока дети показывают свои плакаты, работы размещаются на доске , зачитывают свои объяснения.
9. Подведение итогов. Награждение.
-Завершаем нашу работу. Все были молодцы. Показали свои знания , работу в группе, умение творчески мыслить. Пока жюри подводит итоги , подумайте и ответьте на вопрос : -Для чего подростку необходимо знать свои права, выполнять свои обязанности и помнить о ответственности? (Предполагаемый ответ: - Чтобы меньше попадать в неприятные , сложные ситуации.)
- Мне очень интересно узнать ваше мнение о классном часе. На столах лежат квадраты красного, зеленого и синего цветов. Красный кв. - было интересно, зеленый - узнал новое, синий - провел время. При выходе положите, пожалуйста, выбранный квадрат в коробочку. Спасибо за работу. Всего хорошего.