Классный час на тему 20 ноября Всемирный день прав ребенка.


Цель: формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.
Задачи:
Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
Воспитывать уважение к другим людям.
Оборудование: презентация к занятию.
Ход внеклассного мероприятия
I. Орг. момент.
Ученики встают лицом друг к другу, взявшись за руки. Произносят речевку :Здравствуй, мир! (поднимают руки вверх) Здравствуй, друг! (поворачиваются лицом друг к другу) Здравствуй, песен щедрый круг! (раскачиваются из стороны в сторону) Здравствуй, миг! (делают шаг вперед) Здравствуй, век! (делают шаг назад) Здравствуй, добрый человек! (кладут руки на плечи друг другу)Ученик:
День осенний в ноябре - Праздник на календаре! День подарков и цветов, Ты встречать его готов? Протяни с улыбкой руку Немцу, русскому, якуту, Англичанину, эстонцу - Пусть сияет ярче солнце! Чтобы мирно жить смогли Люди в радости, любви, Взрослые на всей планете Нынче дарят праздник детям! Ученик:Много праздников на свете, Всех не сосчитать! Любят взрослые и дети Вместе их встречать! Но сегодня День ребенка Празднует весь Мир, От Парижа до Гонконга Весть летит в эфир: Поздравляем! Любим! Верим! Мир вам сохраним! Подрастайте! Улыбайтесь! Мы вас защитим! 
Учитель:
Наше занятие мне хотелось бы начать строками из стихотворения:
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва Он имеет право жить, развиваться и дружить; Иметь уютный, теплый дом Видеть тихий мирный сон. Врачей помощь получать, Обучаться, отдыхать, Быть весёлым и здоровым, Восхищаться чем-то новым И любить и быть любим Он на свете не один!
II. Беседа по теме.
Ребята ,что бы было на Земле ,если бы каждый человек стал делать все, что захочет?
Правильно , беспорядок. Поэтому, люди придумали правила. Такие правила называются Законом. Закону должны подчиняться все люди, а нарушение его грозит наказанием человека, лишением свободы или штрафом. В Законе написаны ваши права и сегодня мы с вами празднуем Всемирный день прав ребенка.
Я хочу сейчас пригласить греческую богиню правосудия и порядка – Фемиду. Она расскажет вам , откуда пришел к нам этот праздник.
Фемида : Здравствуйте , ребята. Я – Фемида ,богиня правосудия и порядка .Я расскажу вам об истории этого праздника. Законы появились очень давно. Самые первые были написаны еще до нашей эры вавилонским царем Хаммурапи. Они были высечены на базальтовой плите и содержали 282статьи. С помощью их правитель устанавливал порядок в обществе. Прошло время…. И однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, Ведь дети не могут защитить сами себя, поэтому 150 стран подписали "Конвенцию о правах ребенка" и наша Россия с 1990 года.
Конвенция - договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей.
(уходит)
Учитель: А теперь давайте познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией. ( Дети зачитывают права, записанные на картинке . (Показываю картинку дети говорят право)
-Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), "ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше".
-Каждый ребенок имеет право на жизнь. (ст.6)
-С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства. (ст.7)
- Ребёнок имеет право на медицинскую помощь.
-Ребёнок имеет право жить со своими родителями.
-Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст.13)
-Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. (ст.14)
-Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16)
-Ребенок имеет право на образование. (ст. 28)
Государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания.(ст.37)
-Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31)
Учитель: А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру "Разрешается - запрещается" Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете закончить фразу словами разрешается или запрещается.
(Учитель по порядку читает стихи)
III. Игра "Разрешается - запрещается"
1. Куда пойдем мы в воскресенье: На каток или в кино. Вот семья вопрос решает Выбрать мнение одно. Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются. Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).
2. Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго (запрещается)
3. С мамой дети должны жить, Не грустить и не тужить - Это (разрешается).
4. Дитя незаконно похищают, Мать с ребенком разлучают. Это (запрещается).
5. Рисовать и петь учиться, Если заболел - лечиться, Это - (разрешается).
6. Много трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа Конечно (запрещается).
7. Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить - Это (разрешается).
8. Когда слабый горбит спину, Перед сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго (запрещается).
Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
IV. Просмотр видеоролика.
Я хочу, чтобы вы ещё раз от мультипликационных героев услышали о правах ребёнка и узнали ещё об одном праве, о нём мы не говорили.
(Ребёнок с ограниченными правами имеет особое право на заботу государства)
V. Сценки.
Давайте обсудим ситуации, в которые попали герои из разных сказок. Вы должны рассказать, какие права были нарушены?
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Чего лишили эту девочку? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)
2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше)
3. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (нарушается статья о тайне корреспонденции)
4. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Также нарушается Стаья о том, что дети должны жить со своими родителями)5. Кто обидел падчерицу из сказки "12 месяцев"? Что может произойти с ребенком, если его ночью в метель отправляют в лес? Чего может лишиться эта девочка? (Жизни, здоровья.)
6. Вы помните, что дальше произошло с Каем из сказки "Снежная королева"? (Его увезла Снежная королева.) Чего лишила Кая Снежная королева? (Его родных, его семьи.)
7. Кто обидел Буратино? Чего от него добивались кот и лиса?
(Буратино мог лишиться своих денег, своего имущества).
- Вспомните, куда шел Буратино с монетами? (Покупать азбуку, чтобы пойти в школу.)- Значит, у Буратино есть еще одно право - право на образование.
Учитель:
Давайте теперь попробуем разобраться, какие права у героев песен из мультфильмов.
1. "Песня бременских музыкантов" "Ничего на свете лучше нету:" (Право на свободу передвижения.)
2. "Чему учат в школе" (Право на образование.)
3. "Песенка мамонтенка" (Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями)
4. "Чунга-Чанга" (Право пользоваться благами, право на отдых)
Ответы детей.
Учитель:
в Стастье 5, говорится: "Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению". Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Нарисуйте лицо такого человека.
Учитель:
Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: "Злой не верит, что есть добрые люди". А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на бумаге.
Учитель:
Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: "Доброе слово лечит, а худое - калечит". Учитель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?
Учитель: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты - как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого - уберем.
VI. Обязанности ребёнка.
Учитель:
C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?
Учитель:
Главный закон нашей страны называется "Конституция Российской Федерации". Вот в ней-то об обязанностях и написано.Зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ .
Обязанности
Соблюдать законы.
Охранять природу.
Защищать отечество.
Заботиться о родителях.
Получить образование.
VII. Сценка "Про Петю".
Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи.
В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа чинит стул. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка, и вообще, у меня завтра контрольная!
(Самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В Конвенции Ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей).
Мы часто с вами говорим о негласном законе, если его соблюдать, то жить станет намного легче, будет меньше конфликтов. Что это за закон?
VIII. Закон Человека: 
Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
"Твои права кончаются там, где начинаются ::Порядочность
справедливостьразумность
Воспитанность
Обязанности
IX. Обобщение
Учитель:
Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Дети:
Право на образование.
Учитель:
Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка.
(Доп. мат-л) Кроссворд на повторение прав
Оно каждому даноОно каждому важно.Много их на свете естьВсех на пальцах и не счесть (право)
Знают взрослые и детиПрава нет важней на свете.В школе, ВУЗе, ПТУЯ всегда его найду. (образование)
У взрослых право на работу,А у детей есть на ::::.Есть право на игру и отдых,Я это говорю для взрослых. (забота)
Знают взрослые и детиПрава нет важней на свете.В школе, ВУЗе, ПТУЯ всегда его найду. (семья)
Вот, к примеру, право :..Как же им не дорожить.Она прекрасна и сложна,И она нам всем нужна. (жизнь)
X. Итог.
Как хорошо, что есть права! Закон нас строго защищает. И в нем важны нам все права, Они великой силой обладают. Товарищи взрослые и дети!За своё будущее мы все в ответе!Права и обязанности свои знайте,Хорошими людьми вырастайте!
А теперь ребята угощение.