Рабочая программа по литературе к учебнику под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого 6 класс ФГОС


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г.Йошкар-Олы»


«РАССМОТРЕНО»
Руководитель МО
_______________ Гусева А.В
Протокол № _____
от «____» ____________2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
_____________ Домрачев В.А.
Приказ № __________
от «____» ____________2015г






Рабочая программа
учебного предмета «Литература» для 6 класса
основного общего образования
на 2015–2016 учебный год






Составитель: Егорова Н.Е.,
учитель русского языка и литературы

Йошкар-Ола 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Введение
Программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2012 год); с авторской программой Г.И. Беленького (Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 1-11 кл.»/ Под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого, М: «Мнемозина», 2009 год); УМК состоит прежде всего из учебника «Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей / Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац, М: Мнемозина, 2013.
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

2. Основные цели обучения и организации учебного процесса в 6 классе:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – внимание к книге.Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

3. Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по литературе по данной программе
Учебники
Учебные пособия
Методические пособия

Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2013.
Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим 6 класс. М.: Просвещение, 2012.
Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 кл. "Литература. ". – М.: Мнемозина, 2013.



4. Принципы и подходы к формированию программы концептуальные положения.
В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIXХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.

5. Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования: в 6 классе 102 ч., 3 часа в неделю.
6. Результаты изучения предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в: умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIXXX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
7. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса
В результате изучения литературы ученик
должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Виды деятельности учащихся на уроке:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.
Виды и формы контроля
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы по литературе. Используются следующие формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
текущие оценки,
итоговые оценки,
подготовка и защита рефератов, проектов по литературе,
проверочная работа с выборочным ответом;
комплексный анализ текста;
публичное выступление по общественно-важным проблемам;
зачётная система по некоторым темам курса.
классное и домашнее сочинение по изученному произведению;
устное высказывание на заданную тему;
ответ на проблемный вопрос.

Основной формой контроля является сочинение
Формы контроля
год
I четверть
II четверть
III
четверть
IV
четверть

Классное сочинение
4
1
1
1
1





Произведения для заучивания наизусть:
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.







Содержание учебного предмета
Содержание программы

Введение
Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.
I
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»
Устное народное творчество. Былины
Былина как один из видов УНТ. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.
Для чтения и изучения:
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.
Древнерусская литература
Для чтения и бесед:
Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.
«Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе).
Для чтения и изучения:
«Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.

Баллады
В.А.Жуковский – оригинальный поэт-переводчик.
Для чтения и изучения:
«Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр.
Для чтения и бесед:
В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Перчатка».
Л.Н.Майков. «Емшан», А.К.Толстой. «Канут».
Для самостоятельного чтения:
В.А.Жуковский. «Кубок» (из Шиллера).
II
Человек в окружающем его мире.
Внутренний мир человека
А.С.Пушкин (14 часов). Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.
Для чтения и изучения:
«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни». Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.
«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.
«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях.
«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Роль эпитетов и сравнений в стихотворении.
«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Бунт крестьян. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.
Для самостоятельного чтения: «Барышня-крестьянка», «Выстрел».
Н.М.Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня», «Пловец».
М. Ю. Лермонтов . Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта.
Для чтения и изучения:
«Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: мятежность, жажда деятельности, одиночество, грусть. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.
«Три пальмы» Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Аллегорический смысл стихотворения.
Стихотворные размеры.
Для чтения и бесед:
«На севере диком», «Утес», «Казачья колыбельная песня».
Н.В.Гоголь.Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Майская ночь, или Утопленница». Сказочная повесть. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.
Для самостоятельного чтения:
«Вечера на хуторе близ Диканьки».
С.Т.Аксаков. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Особенности интонации.
III
«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..»
(мотивы родной природы в русской лирике)
Для чтения и бесед:
В.А.Жуковский. «Певец во стане русских воинов». Н.П.Огарев. «Дорога»; И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье»; А.К.Толстой. «Колокольчики мои; А.А.Фет. «Чудная картина»; И.З.Суриков. «Степь»; А.Н.Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки» и другие стихотворения по выбору учителя.
IV
Смешное в жизни и литературе
А.П.Чехов Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений.
Для чтения и изучения:
«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил».
Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.
Для самостоятельного чтения:
«Лошадиная фамилия», «хирургия» и другие ранние рассказы.
V
Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления)
В.Г.Короленко . Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».
Для чтения и изучения:
«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица).
Портрет литературного героя.
Н.Д.Телешов. «Домой».
А.П.Платонов. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта, отзывчивость.
М.М.Пришвин .Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Пейзаж и его роль. Смысл названия произведения. Жанр сказки-были.
М.М.Зощенко. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Не надо врать», Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.
Ю.М.Нагибин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями.
В.Г.Распутин.
Для чтения и изучения:
«Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.
Изображение человека в эпическом произведении.
Н.М.Рубцов. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и бесед:
«Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Левитан», «Воробей», «Ласточка», «Старый конь».
Д.Олдридж. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.

















Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе
№ п\п
Дата
проведения
Тема
учебного занятия
Планируемые результаты обучения
Примечания


план
факт

Предметные
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД


1


О главном в литературе. Размышляя над прочитанным
О книге и чтении
Главное в литературе –
человек. Знакомство со
структурой учебника
Выделяют и форму-лируют познаватель-ную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника.
Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия.
Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.



2-3


Былина как один из видов народного творчества. Особенности построения и язык былин.
Активизация знания
обучающихся о былине.
Углубление
представлений о
богатырском эпосе
Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.


4-5


Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца
Устное
народное
творчество.
Виды и жанры, их народная
мудрость

Извлекают
необходимую
информацию,
знают
теоретический
материал по теме.
Вносят коррективы
и дополнения в
составленные
планы.

Устанавливают
рабочие
отношения, учатся
эффективно
сотрудничать

Признание
высокой
ценности
жизни во всех
ее
проявлениях


6


Вн.чт.
Былина «Вольга и Микула Селянинович»







7


Р/р Подготовка к написанию контрольного домашнего сочинения №1 по былинам







8-9


Древнерусская литература.
Понятие о летописи. «Повесть временных лет»:
Сказания о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава
Представление о литературе Древней
Руси и древнерусских
летописях.
Формирование разных способов и форм действия оценки.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей


10


Древнерусская литература.
Сказание о Кожемяке

Исторические
события и
вымысел.
Отражение
народных
идеалов.






11


Древнерусская литература.
Сказание о Белгородском киселе

Формирование
разных способов и
форм действия
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.


12-13


Повести о монголо- татарском нашествии.
«Слово о погибели Русской земли». Исторические события, отражённые в повести. Картины разорения русской земли.
Представление о
жанрах древнерусской
литературы. Знакомство
с фрагментом «Слова о
погибели русской
земли».







14-
15


Повести о монголо- татарском нашествии.
«Евпатий Коловрат» ( из «Повести о разорении Рязани Батыем». Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.

Чтение отрывка
из повести «Евпатий
Коловрат»
Определяют основную и второстепенную информацию.
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий


16-18


Баллады.
В.А.Жуковский – оригинальный поэт и переводчик. «Светлана». Фольклорная основа баллады. Баллада как литературный жанр.
Первоначальное
представление о жанре
баллады, личности
Жуковского, месте
баллад в его
творчестве. Знакомство
с балладой «Светлана»
Определяют основную и второстепенную информацию.
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий


19-
20


В.А.Жуковский.
«Лесной царь», Перчатка». Рифма и строфа.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).
Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация.


21


Вн.чт. Баллады Шиллера, Гете


Расширить
представление
учащихся об авторах и
сюжетах баллад






22


А.Н.Майков
Сведения о жизни поэта. «Емшан»







23-
24


А.К.Толстой. Сведения о жизни поэта. «Канут».
О рифме и строфе.
Дать представление о
видах рифм и строф.






25


А.С.Пушкин.
Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.
Показать значение
творчества Пушкина
для русской культуры.
Ознакомить с
«Песнью».
Выявить
художественные
особенности.
Сопоставить балладу с
летописным
источником.
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Умеют представлять конкретное содержание в устной форме
Уважение личности и ее достоинства.


26


«Песнь о вещем Олеге».
Летописный источник «Песни». Ее балладный характер.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.
Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны.


27


«Няне».
Волнующая задушевность стихотворения
Раскрыть
художественное
своеобразие
стихотворений
Пушкина о природе
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.
Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи.
Гражданский патриотизм.


28


«Зимняя дорога».
Зарисовки природы, передающие настроение поэта
Роль
композиции в
понимании
смысла
стихотворения.
Обучение
анализу одного
стихотворения
Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют представлять конкретное содержание в устной форме
Выбор дальнейшего образовательного маршрута.


29


«Зимнее утро».
Контрастные картины природы.







30


А.С. Пушкин. История романа «Дубровский».
Показать мастерство
Пушкина в создании
характеров.
Познакомить с текстом романа.
Образ
повествователя
и автора
Выделяют и формулируют познавательную цель



Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии
с ней
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
Уважение ценностей семьи.


31


Изображение русского барства. Ссора К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского.

Показать значение
исторического
контекста.
Проанализировать
картины русского бунта
и побеседовать о его
причинах.
Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста
Определять цель выполнения заданий на уроке

Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий.
Готовность к равноправному сотрудничеству



32-
33


Столкновение чести, достоинства, независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием. Суд и его последствия.
Анализ образов
судьи,
присяжных,
обывателей. Образ
повествователя
и автора.
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Признание ценности здоровья, своего и других людей.


34
35


Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский.

Образ
Владимира
Дубровского.
Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Позитивная моральная самооценка.


36


Изображение крестьянского бунта в романе. Пожар в Кистенёвке.

Роль эпизода
«Пожар в
Кистеневке» в
повести
«Дубровский» Образы
крестьян в
повести
Определяют основную и второстепенную информацию.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.
Оптимизм в восприятии мира.


37


Романтическая история любви Владимира и Маши. Развязка романа.

Дать первичное
представление о
романическом
характере.Анализ эпизода
«Последняя
встреча Маши
и Дубровского»
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Планируют общие способы работы.
Чувство гордости при следовании моральным нормам.


38-
39


Авторское отношение к героям повести «Дубровский». Проверочная работа по роману
Раскрыть мастерство
писателя в построении
романа.

Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.
Умеют представлять конкретное содержание


Чувство гордости при следовании моральным нормам.


40-


Обобщение по роману «Дубровский». Тест
Подготовиться к
домашнему сочинению
по роману
Строят логические цепи рассуждений.
Оценивают достигнутый результат.
Обмениваются знаниями между членами группы .
Позитивная моральная самооценка.


41-
42


Р.р. Подготовка к написанию и написание классного контрольного сочинения по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
План письменного высказывания
Выбирают основания и критерии для сравнения, объектов.
Осознают качество и уровень усвоения.
Планируют общие способы работы.
Готовность к равноправному сотрудничеству


45


Н.М.Языков .
Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня», «Пловец»
Дать представление о
личности и стихах
поэта Знать основные художественные
средства, использованные в
стихотворении, уметь объяснять
их роль.
Уметь выразительно читать
стихотворения
Определяют
основную и
второстепенную
информацию.


Самостоятельно
формулируют
познавательную
цель и строят
действия в
соответствии с
ней.
Умеют слушать и слышать друг
друга.
Готовность к
выполнению
прав и
обязанностей
ученика.


46
47


М.Ю.Лермонтов
Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества. «Парус» .
Обобщающий смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: жажда деятельности, борьбы, одиночество, грусть

Познакомить со страницами биографии поэта. Углубить знания
об эпитете и
олицетворении.
Показать роль
антитезы.
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Обмениваются знаниями между членами группы
Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонима ния.


48
49


М.Ю.Лермонтов «Три пальмы» .
Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворения
Углубить понятие об
эпитете,
олицетворении, идее, о балладе как литературном жанре.
Выделяют и формулируют проблему.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения.
Любовь к природе.


50



М.Ю.Лермонтов
«Казачья колыбельная песня», «На севере диком стоит одиноко», «Утёс».


Антитеза как
основной
композиционный прием в данных
стихотворениях. Поэтическая интонация
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия.
Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание.


51


Трёхсложные размеры стиха
Повторить известные
сведения о
стихотворных размерах.
Дать понятие о
трехсложных размерах.
Двусложные и
трехсложные
размеры стиха.
Формулируют
познавательную
цель.
Ставят учебную
задачу
Учатся управлять
поведением
партнера


52


Н.В. Гоголь.
Сведения о жизни писателя. «Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести, поэтизация чистой, светлой любви.
Дать представление о
личности Н.В.Гоголя.
Познакомить с
историей создания
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор.
Позитивная моральная самооценка.


53-
54


Мотивы вольнолюбия в изображении персонажей повести «Майская ночь, или Утопленница». Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы. Повесть как литературный жанр
«Вечеров на хуторе»
Познакомить с текстом
повести. Дать понятие о ее жанровом и идейно-
художественном
своеобразии.
Пронаблюдать за
сочетанием реального и
фантастического.
Проанализировать
пейзаж в повести.
Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
Понимают возможность различных точек зрения.
Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им


55


Вн.ч.
Н.В.Гоголь
«Ночь перед Рождеством»
Расширить круг чтения
учащихся, обсудить
впечатления о
самостоятельно
прочитанной повести.
Устанавливают причинно-следственные связи.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.
Уважение ценностей семьи.



56-
57


С.Т.Аксаков.
Сведения о жизни писателя. «Очерк зимнего дня»
Тонкая наблюдательность, чувство глубокой любви писателя к родной природе. Мастерство художественной речи.

Дать представление о
творчестве писателя.
Пронаблюдать за писательскими
приемами при создании
пейзажа.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Умеют слушать и слышать друг друга.
Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика.


58-
59


Р.р. Подготовка к написанию и написание классного контрольного сочинения Написание сочинения в жанре очерка.
Выявить авторское
отношение к
изображаемому в
произведении Обогатить устную и
письменную речь
учащихся
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Составляют план и последовательность действий.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Любовь к Родине.


60


Мотивы родной природы в русской поэзии. В.А. Жуковский, Н.П. Огарёв, А.К. Толстой, А.А. Фет
Развить
наблюдательность и
эмоциональную
отзывчивость
обучающихся, их
творческое
воображение. Закрепить
основные понятия
разбора лирического
произведения.
Определяют
основную и
второстепенную
информацию.


Самостоятельно
формулируют
познавательную
цель и строят
действия в
соответствии с
ней.
Умеют слушать и
слышать друг
друга.
Готовность к
выполнению
прав и
обязанностей
ученика.


61


Стихотворения о родной природе. И.С. Никитин, А.Н. Плещеев. И.З. Суриков.
Природа как
мир истины и
красоты, как
мерило
человеческой
нравственности
Умеют
выразительно
читать текст,
определять его
тему, основную
мысль, стиль и тип речи
Вносят
коррективы и
дополнения в
составленные
планы.

Умеют
представлять
конкретное
содержание и
сообщать его в
письменной и
устной форме.
Любовь к
родной
природе.
Чувство
гордости за
свою страну.


62


А.П.Чехов.
О писателе. «Толстый и тонкий». Чтение и анализ рассказа
Дать представление о
личности и творчестве
писателя. Познакомить
учащихся с текстом
рассказа, пронаблюдать
за приемами создания
комического эффекта,
Закрепить понятия
«тема» и «идея»
произведения.
Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.
, регулируют весь

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Уважение истории, культурных и исторических памятников.


63-
64


А.П.Чехов.
«Смерть чиновника», «Пересолил» Анализ рассказов. Приемы создания комического эффекта
Дать представление о
сатире и юморе как
двух разновидностях
комического
изображения жизни.
Пронаблюдать приемы
создания комического
эффекта.
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Любовь к Родине.


65


Вн.чт.
Ранние рассказы Чехова.
Углубить
представления о
функции портрета,
пейзажа, диалога,
внутреннего монолога в
произведении. Закрепить понятие о
композиции
небольшого эпического
произведения
(экспозиции, завязке и
т.д.)
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
Составляют план и последовательность действий.
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Гражданский патриотизм.


66


В.Г. Короленко.
О писателе. «В дурном обществе». Чтение и комментирование 1 главы
Познакомить учащихся
со страницами жизни и
творчества
В.Г.Короленко.
Показать сложность
человеческих
переживаний героев в
произведении, раскрыть
мотивы поведения
персонажей.
Проанализировать
средства раскрытия
внутреннего мира
персонажей.
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


67


«С шести лет я испытывал уже ужас одиночества». Анализ 2 и 3 глав повести «В дурном обществе»
Обрисовать жизненные
обстоятельства,
повлиявшие на
становление мальчика.
Проанализировать
ситуации нравственного
выбора.
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.


68


Автор и рассказчик в повести.
Дать начальное
представление об отличии понятий
«автор» и «рассказчик»
в эпическом произведении.
Осознанно и
произвольно строят
речевые
высказывания
Самостоятельно
формулируют
познавательную
цель и строят свои
действия

Проявляют
готовность
адекватно
реагировать на
нужды других,
оказывать помощь
Ориентация в
особенностях
социальных
отношений


69


Роль пейзажа в повести, его созвучие характеру событий и настроению персонажей.
Показать
мастерство писателя в
создании картин
природы.
Выделяют и формулируют проблему.
Оценивают достигнутый результат.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.


70-
71


«Во мне сказался сын моего отца». Мотивы поведения персонажей
Ввести понятие
«портрет литературного
героя

Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов.
Составляют план и последовательность действий.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.
Понимание конвенционального характера морали.


72-
73


Р.р. Подготовка к написанию и написание классного контрольного сочинения по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»
». Проверить
знания по теме
«В.Г.Короленко. «В
дурном обществе».
Структурируют
знания.

Оценивают
достигнутый
результат.

Умеют создавать
связный текст

Освоение
личностного
смысла
учиться.


74


Н.Д. Телешов.
О писателе. Рассказ «Домой».
Дать представление о
творчестве
Н.Д.Телешова,
Показать
роль обстоятельств, в
силу которых человек
оказывается в ситуации
нравственного выбора в
рассказе.

Выдвигают и
обосновывают
гипотезы,
предлагают
способы их
проверки.

Оценивают
достигнутый
результат .

Проявляют
уважительное
отношение к
партнерам,
внимание к
личности другого

Ориентация в системе
моральных
норм и
ценностей



75


Н.Д. Телешов. «Домой»

Учить анализу
характеров персонажей,
мотивов их поступков,
определять роль
пейзажа в раскрытии душевного состояния
героев.
Выдвигают и
обосновывают
гипотезы,
способы их
проверки.
Оценивают
достигнутый
результат.

Проявляют
уважительное
отношение к
партнерам.

Ориентация в системе
моральных
норм и
ценностей


76


А. П. Платонов. Сведения о жизни писателя. «Песчаная учительница»
Дать первое
представление о
личности и творчестве
Платонова.
Понаблюдать над
образностью и другими
особенностями языка
рассказов писателя.
писателя.
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью.
Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание.


77


Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта и отзывчивость
Рассмотреть
особенности конфликта
в рассказах
Определяют основную и второстепенную информацию.
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.
Знание основных принципов и правил отношения к природе.


78



А. Доде. «Маленький шпион»
Показать актуальность
темы нравственного
выбора в сложных и опасных
обстоятельствах на примере произведения
А.Доде.
Понимать, что такое идейный
смысл произведения
Выделяют и
формулируют
проблему

Вносят
коррективы и
дополнения в
способ своих
действий

Вступают в
диалог, участвуют
в коллективном
обсуждении
проблем, учатся
владеть речью
Ориентация в
системе
моральных
норм и
ценностей.


79


М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».Главы 1 и 2. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей.
Познакомить со
страницами биографии
Пришвина.
Проанализировать
экспозицию.
Акцентировать
внимание на жанровом
своеобразии сказки-
были.

Строят логические цепи. Выделяют и формулируют познавательную цель.
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
Умеют слушать и слышать друг друга.
Основы социально-критического мышления.


80


Главы 3 и 4. Ссора детей. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев.
Обучить
характеристике героев
Выделяют и формулируют проблему.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.


81
82


Обучение выборочному пересказу текста с элементами анализа. Роль пейзажа в сказке-были.
Показать
роль пейзажа в
произведении.

Структурируют
знания.

Оценивают
достигнутый
результат.

Умеют создавать
связный текст

Освоение
личностного
смысла
учиться.


83
84


Смысл названия и жанровые особенности. Значение истории Травки для понимания идеи повести.
Проанализировать
авторскую позицию и способы ее выражения.

Выделяют и
формулируют
проблему.


Вносят
коррективы и
дополнения в
способ своих
действий

Вступают в
диалог, участвуют
в коллективном
обсуждении
проблем, учатся
владеть речью
Ориентация в системе
моральных
норм и
ценностей.


85


Вн.чт.
В.П.Астафьев «Васюткино озеро»
Уметь пересказывать небольшие
произведения, строить
развернутые высказывания на
основе прочитанного;
характеризовать героев и их
поступки.
Выделяют и формулируют проблему.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.


86
87


И.А.Бунин «Бушует полая вода»,»Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет»,»Первый соловей», И.Северянин «Весенний день», А.Т.Твардовский «Весенний, утренний, тоненький»,А.П.Межиров «Летит сосулька из зимы в весну»
Развивать
восприимчивость
обучающихся к красоте
поэтического слова.
Углубить понятия об
эпитете,
олицетворении,
сравнении.
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью.
Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях Экологическое сознание.


88-
89-
90


М.М.Зощенко
Сведения жизни писателя. Роль смеха в рассказах «Не надо врать», «Бедный Федя». Роль смеха в рассказах

Дать представление о
личности писателя.
Раскрыть идейно-
художественный смысл
произведения.
Закрепить понятие
«комическое».
Определяют основную и второстепенную информацию.
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.
Знание основных принципов и правил отношения к природе.


91-
92


Ю.М. Нагибин.
«Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями».
Развить устную речь
учащихся пересказом
эпизодов произведения.
Познакомить с
личностью автора.
Показать мастерство
в создании
характеров и описании
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Составляют план и последовательность действий.
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.


93


В.Г. Распутин.
Сведения о жизни писателя. «Уроки французского».

Дать представление о
личности и
произведениях
Распутина.
Учить умению видеть
мотивировки поступков
героев, нравственную
проблематику
произведения,
взаимосвязь событий и
характеров.
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
Оценивают достигнутый результат.
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого
Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация.


94


Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»
Понаблюдать над
особенностями
повествования.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.


95


Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.
Влияние
учителя на
формирование
детского
характера
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
Оценивают достигнутый результат.
Проявляют уважительное отношение к партнерам.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.


96


Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
Обобщение и
систематизация
изученного.
Выбирают
основания и
критерии для
сравнения,
классификации
объектов.

Составляют план
и
последовательнос
ть действий.

Вступают в
диалог, участвуют
в коллективном
обсуждении
проблем.

Понимание
конвенционального
характера
морали.


97-
98


Н.М. Рубцов.
О поэте. Стихотворения о детстве и о родине.
Дать представление о
художественном
своеобразии лирики
Рубцова. Расширить
представления об
основных тропах,
подробно рассмотреть
звукопись в
стихотворениях поэта,
ее разновидности.
Самостоятельно
создают алгоритмы
деятельности при
решении проблем
Составляют план
и
последовательнос
ть действий.

Проявляют
готовность
адекватно
реагировать на
нужды других,
оказывать помощь
и поддержку
Освоение
общекультурного наследия
России



100-
101



Дж. Олдридж.
О писателе. «Последний дюйм». Многозначность названия рассказа и его связь с идеей произведения.
Научиться различать 2
линии в развитии
сюжета: событийную и
психологическую.
Закрепить
представления о
психологическом
параллелизме.
Акцентировать
внимание на средствах
изображения героя (портрет, речь,
Определяют основную и второстепенную информацию.
Осознают качество и уровень усвоения.
Умеют слушать и слышать друг друга.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.


102


Заключительный урок.
Урок-рекомендация книг для летнего чтения
Вспомнить
произведения,
изученные в 6-м классе,
закрепить историко-
литературные и
теоретико-
литературные знания.
Выявить читательской
отношение
обучающихся к
изученным
произведениям,
понимание их идейно-
нравственного смысла.







Примерная тематика контрольных сочинений
1. Контрольное домашнее сочинение №1 по былинам.
1) Что прославлял русский народ в былинах?
2) Илья Муромец – герой былин.
3) Микула Селянинович – герой - труженик
2. Контрольное классное сочинение №1 по повести А.С. Пушкина «Дубровский».
1) Почему Владимир Дубровский стал разбойником?
2) Владимир Дубровский – благородный разбойник.
3) Владимир Дубровский и Маша Троекурова.
3. Контрольное классное сочинение №2 в жанре очерка.
1) «Однажды мне довелось увидеть»
2) «Я никогда не забуду»
4. Контрольное классное сочинение №3 по повести В. Короленко «В дурном обществе».
1) Чему учат нас произведения В. Короленко.
2) Путь Васи к правде и добру.
3) Почему Вася подружился с Валиком и Марусей.



Учебно- методическое обеспечение:

Учебник: «Литература». Начальный курс. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авторы: О.М.Хренова, М.А.Снежневская. М.: Мнемозина, 2013
Методическое пособие для учителя:
1. Егорова, Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс/ Н.В.Егорова, - Москва «ВАКО», 20012
Дополнительная литература для учителя:
1. Картавцева, М.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: практическое пособие/ М.И.Картавцева, - ТЦ «Учитель», Воронеж, 2011
2. Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2011
3. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2007
4. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008
5. Павлова, О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы)/ О.А.Павлова, - Белгород: ООО «Логия», 2010
Пособия для учащихся:
1.Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, - М.: Дрофа, 2007.
2. Маранцман, В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов/ В.Г.Маранцман, - СПб.: Просвещение, 2004.
3. Обернихина, Г.А., Соколова, Л.Э. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов/ Г.А.Обернихина, Л.Э.Соколова, - СПб.: Просвещение, 2006.
4. Зуева, Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник/ Т.В. Зуева, - М.: Просвещение, 2005.
5. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)
6. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).

7.BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.
8.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Формы и средства контроля Основные виды устных и  письменных работ по литературе в  59 классах Устно Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть. Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы. Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).
Письменно Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).
Основные   виды деятельности по освоению литературных  произведений Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. Выразительное чтение. Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием). Заучивание наизусть стихотворных текстов. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Анализ и интерпретация произведений. Составление планов и написание отзывов о произведениях. Написание изложений с элементами сочинения. Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе 1.Оценка устных ответов При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса: знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев; понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения; знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно; умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи; уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии: Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
2.Оценка сочинений. Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются: а) умение раскрыть тему; б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; в) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
3. Оценка тестовых работ. При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие: «5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %; «3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59 %.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215







–ђ Заголовок 415