Рабочая программа по литературе в 6 классе по УМК под редакцией Г.И. Беленького.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Погорельская основная школа

Утверждено
приказом
директора школы Углановой Г.В.

№______ от _____2016г




Рабочая программа


учебного курса «Литература»

6 класс




Учитель
Сиротина Светлана Валентиновна






Игнатцево, 2016г




Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных и методических документов:
ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004, № 1312. С изменениями и дополнениями от: 20 августа 2008 г., 30 августа 2010 г., 3 июня 2011 г., 1 февраля 2012 г.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Примерная программа по литературе для основного общего образования (5-9 классы).
Методические письма о преподавании учебного предмета «Литература» за три предыдущие года в общеобразовательных учреждениях Ярославской области;
Программа составлена с учётом авторской программы по литературе под редакцией Г.И.Беленького– М.: Мнемозина, 2009.
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Количество часов в 6 классе: в год – 102 часа, в неделю – 3 часа; уроков развития речи - 10 часов, уроков внеклассного чтения – 7 часов


Комплект учебников и учебно-методических пособий
Учебники
Методические пособия

Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2013.
Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 кл. "Литература.» – М.: Мнемозина, 2011.



Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


По окончании 6 класса обучающиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
Знать:
содержание литературных произведений (указанных выше), подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков: В.А.Жуковского, А.К. Толстого, А.Н.Майкова, А.С.Пушкина, Н.М.Языкова, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, М.М. Зощенко, В.Г.Короленко, А.Платонова, М.М.Пришвина, В.Г.Распутина, Дж. Олдриджа, Н.М.Рубцова.
основные теоретико-литературные понятия: сопоставительная характеристика, стихотворные размеры, портрет литературного героя
Уметь:
работать с книгой;
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Метапредметные результаты:
Обучение литературе в 6-м классе способствует формированию и развитию метапредметных умений обучающихся:
определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; 
уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
участвовать в диалоге и дискуссии;
самостоятельно знакомится с явлениями художественной культуры и оценивать их художественную значимость;
оценивать литературные произведения;
находить нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе в  справочной литературе, периодике, на телевидении.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности











Система КОНТРОЛя и оценки достижения
планируемых результатов

Система контроля и оценки достижения планируемых предметных результатов освоения программы по литературе в 6 классе осуществляется учителем-предметником и включает в себя следующие виды контроля:
текущий контроль – осуществляется контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия В данный период обучающийся должен иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение обучающегося к контролю. В журнале фиксируются только положительные отметки. Текущий контроль осуществляется через фронтальный опрос, который включает в себя:
проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть)
различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи, понимания сюжета произведения, характеров героев-персонажей.
тематический контроль – определяется уровень сформированности знаний и умений по предмету по итогам изучения крупной темы о творчестве писателя Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем (формы контроля: тест, сочинение). Результаты проверки фиксируются в классном журнале;

Перечень обязательных проверочных письменных работ для обучающихся
№ п.п.
Вид проверочной работы
Объекты контроля
№ урока

1
Р/Р Сочинение по разделу «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (домашнее)
Содержание прочитанных произведений
14

2
Р/Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский». Сопоставительная характеристика. (классное)
Сопоставительная характеристика героев произведения
29,30


3
Р/Р. Сочинение по произведению Н.В.Гоголя. «Майская ночь или утопленница» (домашнее).
Содержание произведения
43


4
Сочинение в жанре очерка (домашнее).
Особенности жанра очерка
47


5
Р.Р. Сочинение по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Портрет литературного героя (классное).
Характеристика героя: внешность, речь, поступки
66,67

6.
Р.Р.Сочинение по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» или по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро» (домашнее)
Сопоставительная характеристика героев произведения/ характеристика героя
82

7
Р.Р. Сочинение-миниатюра по произведению В.Распутина «Уроки французского». «Чем мне понравился главный герой В.Распутина?» (классное)
Важнейшие эпизоды произведения, характеристика героя.
91


Список произведений для чтения наизусть

В.А.Жуковский. Отрывок из баллады «Светлана».
«Лесной царь» (из Гете) или «Перчатка (из Шиллера) в переводе Жуковского.
А.С. Пушкин. Отрывок из баллады «Песнь о вещем Олеге».
«Няне», «Зимняя дорога», «Зимнее утро» ( по выбору учащихся).
М.Ю. Лермонтов. «Парус».
Стихотворение о родной природе по выбору учащихся (поэты Х!Х века).
Стихотворение о родной природе по выбору учащихся (поэты ХХ века).
Отрывок из повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Н.М. Рубцов «Звезда полей».
























Содержание учебного предмета
Содержание программы учебного курса русского языка для 6 класса
Введение  
Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.
I
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»
Устное народное творчество. Былины (3 часа)
Былина как один из видов УНТ. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.
Для чтения и изучения:
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.
Древнерусская литература (4 часа)
Для чтения и бесед:
Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.
«Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе).
Для чтения и изучения:
«Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.
Баллады (7 часов)
В.А.Жуковский – оригинальный поэт-переводчик.
Для чтения и изучения:
«Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр.
Для чтения и бесед:
В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Перчатка».
Л.Н.Майков. «Емшан», А.К.Толстой. «Канут».
Для самостоятельного чтения:
В.А.Жуковский. «Кубок» (из Шиллера).
II
Человек в окружающем его мире.
Внутренний мир человека (33 часа)
А.С.Пушкин (16 часов) Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.
Для чтения и изучения:
«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни». Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.
«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.
«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях.
«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Роль эпитетов и сравнений в стихотворении.
«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Бунт крестьян.  Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.
Для самостоятельного чтения:
«Барышня-крестьянка», «Выстрел».
Поэты пушкинской поры. Н.М.Языков. (2 часа)Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня», «Пловец».
М. Ю. Лермонтов (5 часов)Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта.
Для чтения и изучения:
«Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: мятежность, жажда деятельности, одиночество, грусть. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.
  «Три пальмы» Тема красоты, гармонии  и дисгармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Аллегорический смысл стихотворения.
Стихотворные размеры.
Для чтения и бесед:
 «На севере диком», «Утес», «Казачья колыбельная песня».
Н.В.Гоголь (6 часов) Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Майская ночь, или Утопленница». Сказочная повесть. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.
Для самостоятельного чтения:
«Вечера на хуторе близ Диканьки».
С.Т.Аксаков (4 часа) Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Особенности интонации.
III
«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..»
(мотивы родной природы в русской лирике) 5 часов
Для чтения и бесед:
В.А.Жуковский. «Певец во стане русских воинов». Н.П.Огарев. «Дорога»; И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье»; А.К.Толстой. «Колокольчики мои; А.А.Фет. «Чудная картина»; И.З.Суриков. «Степь»; А.Н.Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки» и другие стихотворения по выбору учителя.
К.Н.Станюкович. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Человек за бортом». Значение изображаемой ситуации для раскрытия характеров персонажей и их взаимоотношений. Роль Егора Шутикова в судьбе Прохора. Правдивое, яркое изображение быта на корабле. Смысл названия рассказа.
IV
Смешное в жизни и литературе (5 часов)
А.П.Чехов Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений.
Для чтения и изучения:
 «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил».
 Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.
Для самостоятельного чтения:
«Лошадиная фамилия», «хирургия» и другие ранние рассказы.
V
Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления) – 49 часов
В.Г.Короленко (10 часов). Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».
Для чтения и изучения:
«В дурном обществе» («Дети подземелья»).  Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица).
Портрет литературного героя.
Для самостоятельного чтения:
Н.Д.Телешов (2 часа) «Домой». 
А. Доде (1 час) «Мальчик-шпион»
А.П.Платонов (2 часа) Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
 «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта, отзывчивость.
М.М.Пришвин (9 часов)Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
 «Кладовая солнца».  Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно шений Насти и Митраши.  Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Пейзаж и его роль.  Смысл названия произведения. Жанр сказки-были.
М.М.Зощенко (2 часа) Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Не надо врать», Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.
Ю.М.Нагибин (1 час)  Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями.
В.Г.Распутин (3 часа)
Для чтения и изучения:
 «Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.
Изображение человека в эпическом произведении.
Н.М.Рубцов (2 часа) Сведения о жизни поэта.
Для чтения и бесед:
«Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Левитан», «Воробей», «Ласточка», «Старый конь».
Д.Олдридж (2 часа)  Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.
Д. Лондон (2 часа) Слово о писателе.
Повесть “Белый клык”
Мир человека и мир природы в повести Лондона. Искусство автора в изображении животных.
О.Генри ( 1 час)Слово о писателе.
Рассказ «Дары волхвов»
Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги. Неожиданность и закономерность финала. Любовь как дар; жертвенная сущность любви.











Тематическое планирование

Содержание
Кол-во часов
В том числе развитие речи
Внеклассное чтение
проекты

Введение.
1
-
-
-

1. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»
14
1
2


2. Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека
33
4
1
1

3. «О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..» (Мотивы родной природы в русской лирике)
5
1
1


4. Смешное в жизни и литературе
5
-
1
-

5. Нравственная ответственность человека перед собой и обществом. (Пора взросления)
49
4
2
1


102
10
7
2




















Календарно-тематическое планирование





урока

Календар-ные сроки


Что изучается на уроке


Основное содержание

Формирование универсальных учебных действий






знать
уметь

1

Ввведение. (1)
О главном в литературе. О книге.
Литература и другие виды искусства. Литература как живое, развивающееся явление. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства
Специфика художественной литературы; структура и содержание предмета.
Выделять специфику художественной литературы, работать с учебником

1. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» Устное народное творчество. Древнерусская литература. Баллады. 14 часов.

2.

Устное народное творчество. Былины. (3)

О былине и её героях. «Илья Муромец и Соловей- разбойник»
Устное народное творчество. Жанры фольклора.
Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Народное представление о героическом. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей

особенности былины как жанра устного народного творчества
Характеризовать былинного героя

3.

Илья Муромец и Соловей-разбойник. О построении и языке былин.
Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца. Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка.
Особенности построения и языка былин
Находить в текстах былин их художественные особенности (гиперболы, пост. эпитеты, метафоры, олицетворения)

4.

В/Ч. Русские былины и героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагменты).

Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников
Содержание былин о русских богатырях
Характеризовать былинного героя, определять героев былин по описанию

555

Письменная литература Древней Руси. (4)
«Повесть временных лет»
Связь литературы с фольклором. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

Жанры письменной литературы Древней Руси(слово, слава и плач, военная повесть)
Определять некоторые жанры по сюжету произведения и языковым особенностям

6

«Повесть временных лет». Сюжеты летописных сказаний.
Образно-стилистические особенности жанра летописи
Сюжеты летописных сказаний
Рассказать о сюжетах летописных сказаний

7

Повести о монголо-татарском нашествии. «Слово о погибели русской земли», «Евпатий Коловрат»
«Повесть» как исторический и литературный памятник Древней Руси.

Содержание фрагментов
Составлять план фрагмента

8

«Евпатий Коловрат». Анализ повести, обучение пересказу близко к тексту.
Исторические события, отраженные в повести. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования.

Содержание, последовательность развития событий, художественные особенности изображения героя
Пересказывать фрагмент близко к тексту по плану

9

Баллады. В.А. Жуковский. (2) О поэте. Баллада «Светлана»
Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Образная система баллады “Светлана”, ее фольклорная основа. Нравственное содержание баллады.

Определение и особенности жанра баллады, содержание баллады «Светлана» её фольклорную основу
Характеризовать особенности жанра баллады, ориентироваться в тексте баллады

10

Эпический, драматический и лирический элемены баллады. Чтение и анализ баллады И.В. Гёте «Лесной царь» в переводе Жуковского.
Сюжетные особенности баллад В.А. Жуковского Талант В.А. Жуковского-переводчика. Баллада как лироэпический жанр.
Содержание баллады «Лесной царь» Эпический, драматический и лирический элемены
Выделять эпический, драматический и лирический элемены, анализировать художетвенные особенности языка

11

В/Ч Баллады Шиллера, Бёрнса, Майкова.
Жанр баллады в зарубежной литературе. Идея чести и человеческого достоинства в балладе Шиллера «Перчатка». Напряженность сюжета и неожиданность развязки.
Содержание произведений и особенности баллады как жанра
Уметь аргументировано обосновать принадлежность произведения к жанру баллады

12

А.К.Толстой.(1) О поэте. Баллада «Канут»
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог..
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола.

Содержание произведений и особенности баллады как жанра
Уметь аргументировано обосновать принадлежность произведения к жанру баллады

13

О рифме и строфе.
Виды рифм и их отличительные признаки
Виды рифм и их отличительные признаки
Определять вид рифмы

14

Р/Р Сочинение по разделу «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»
Написание сочинения
Содержание изученных произведений
Писать сочинение по заданной теме, опираясь на прочитанные произведения

15

Анализ сочинений, работа над ошибками
Работа над ошибками
Требования к оформлению письменных работ
Редактировать сочинение в соответствии с нормами литературного языка и требованиями к оформлению письменных работ

2. Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека 33 часа

16

А.С. Пушкин.(16) О поэте. «Песнь о вещем Олеге». Комментированное чтение
Летописный источник и балладный характер «Песни». Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва)..
Основные факты биографии поэта, летописную основу баллады
Рассказать основные факты биографии поэта, об исторической основе баллады

17

Художественные особенности «Песни о вещем Олеге». Чтение и обсуждение.
Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Торжественность поэтической речи
Отличие баллады от летописного источника, художественные особенности «Песни о вещем Олеге»
Сопоставлять балладу с летописным источнком, называть художественные особенности «Песни о вещем Олеге»

18

Пушкин в Михайловском. «Няне». «И.И. Пущину». Анализ стихотворений по заданному пану.
Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина.
Историю создания стихотворения, определения эпитета, сравнения. олицетворения
Находить в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения, определять их функциональную роль

19

Зимние мотивы в поэзии А.С. Пушкина. «Зимняя дорога», «Зимнее утро». Анализ стихотворений
Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя.

Историю создания стихотворения, определения эпитета, сравнения. олицетворения
Находить в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения, определять их функциональную роль

20

Самостоятельная письменная работа по стихотворениям А.С. Пушкина (анализ стихотворения по плану)
Элементарный анализ лирического стихотворения
Историю создания стихотворения, определения эпитета, сравнения. олицетворения
Находить в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения, определять их функциональную роль

21

Пушкин – прозаик. Роман «Дубровский». Экспозиция произведения. Комментированное чтение
Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Нравственная проблематика повести.
Названия прозаических произведений, созданных в болдинскую осень 1830 года, содержание романа «Дубровский»,
Высказывать свое отношение к прочитанному произведению и к основным образам романа

22

Анализ 1 и 2 глав романа «Дубровский».
Нравственная проблематика повести.
роль эпизода в развитии сюжета, взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей

Определять роль эпизода в развитии сюжета, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям

23

Анализ 3 -6 глав романа «Дубровский»
Образ Владимира Дубровского. Тема «отцов и детей».
Средства обрисовки характеров героев и раскрытия их внутреннего мира: пейзаж, интерьер, прямая авторская характеристика, внутренний монолог, диалог.
Характеризовать героя, используя различные средства обрисовки характеров и раскрытия их внутреннего мира

24

Анализ 7 – 8 глав романа Дубровский». Сюжет и фабула.
Образы крестьян в повести. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог..


Особенности построения романа (фабула и сюжет), средства раскрытия характера Дубровского - Дефоржа
Определять последовательность событий в соответствии с фабулой и сюжетом; определять средства раскрытия характера Дубровского - Дефоржа

25

Анализ 9 – 11 глав романа Дубровский». Сюжет и фабула.




26

«Дубровский». Анализ 12 – 14 глав романа.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.

Особенности построения романа (фабула и сюжет), средства раскрытия характера Дубровского - Дефоржа
Определять последовательность событий в соответствии с фабулой и сюжетом; определять средства раскрытия характера Дубровского - Дефоржа

27

«Дубровский». Анализ 15 – 16 глав романа.




28

«Дубровский». Анализ17 и 18 глав романа. Роман как жанр художественной литературы.
Элементы анализа художественного произведения
Особенности романа как жанра художественной литературы, особенности сюжетного построения
Определять смысл изображенных событий и характеров

29

Р/Р. «Дубровский» в искусстве. Подготовка к сочинению по роману.
Содержание романа, историю его создания, приемы изображения характеров
Содержание романа, историю его создания, приемы изображения характеров
Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа прочитанного произведения, оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста

30

Р/Р Написание сочинения по роману А.С. Пушкина «Дубровский»




31

Анализ сочинений. Работа над ошибками
Редактирование сочинений
Требования к оформлению письменных работ, содержание прочитанных произведений
Редактировать сочинение в соответствии с нормами литературного языка и требованиями к оформлению письменных работ

32

Поэты пушкинской поры(2) Н.М. Языков. (1) О поэте. «Песня», «Поэт».
Поэты пушкинской поры.
Основные сведения о жизни и творчестве поэта
Определять настроение стихотворения, анализировать по вопросам учебника

33

Поэты пушкинской поры. Презентация проектов.
Поэты пушкинской поры.
Основные сведения о жизни и творчестве поэтов
Читать выразительно наизусть, определять настроение стихотворения

34

М.Ю. Лермонтов. (5) О поэте. Мотивы мятежности и одиночества в стихотворении «Парус»
Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.

Основные факты жизни и творчества поэта, понятия эпитета, олицетворения, антитезы, иносказания
Анализировать стихотворение «Парус», называть основные изобразительно-выразительные средства

35

Анализ стихотворения «Три пальмы». Избранные поэтические страницы.
Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым
Понятия об эпитете, олицетворении, идее, о балладе как литературном жанре
Анализировать стихотворение по данному плану, выразительно читать стихи

36

Избранные поэтические страницы. «На севере диком», «Утес», «Казачья колыбельная песня», «Листок»

Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.

Понятия об эпитете, олицетворении, идее


37

О стихотворных размерах.
Определение стихотворного размера (ямб, хорей)
Основные отличия стихотворной речи, двусложные и трехсложные размеры стиха
Характеризовать стихотворение с точки зрения ритма, рифмы и стихотворного размера

38

Проверочная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова
Определение стихотворного размера (ямб, хорей)
Определение стихотворного размера (ямб, хорей), виды рифмы
Характеризовать стихотворение с точки зрения ритма, рифмы и стихотворного размера

39

Н.В. Гоголь.(6) О писателе. «Майская ночь, или Утопленница». Сказочная повесть
Реальное и фантастическое в сюжете произведения.
Основные факты жизни и творчества, историю создания цикла «Вечера на хуторе»,роль рассказчика в повестях
Раскрыть роль рассказчика в повестях, работать с учебником, высказывать свое аргументированное мнение о прочитанном

40

Мотивы вольнолюбия в изображении персонажей повести «Майская ночь, или Утопленница»
Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести.
Понятие повести как жанра литературы, особенности «Майской ночи»:сочетание реального и фантастического, своеобразие народных легенд, праздничность и пестрота эпизодов
Уметь характеризовать особенности повести, приводя примеры из текста

41

Анализ пейзажа «Майской ночи». Итоговое осмысление произведения.
Живописность языка гоголевской прозы
особенности гоголевских патетико-лирических описаний
анализировать пейзаж повести, сопоставлять его с пейзажами Куинджи и Крамского

42

В/Ч. «Ночь перед рождеством»
Пересказ эпизода по выбору, характеристика героя.
Содержание произведения
Пересказывать эпизод по выбору. Характеризовать героя

43

Р/Р Подготовка к сочинению по творчеству Н.В. Гоголя
Написание сочинения
Содержание произведений
Писать сочинение в соответствии с литературными нормами и требованиями к оформлению письменных работ

44

Анализ сочинений. Работа над ошибками
Редактирование сочинений
Содержание произведений
Редактировать сочинение в соответствии с литературными нормами и требованиями к оформлению письменных работ

45

С.Т. Аксаков. (4) О писателе. «Очерк зимнего дня»
Мастерство художественной речи. Тонкая наблюдательность и любовь писателя к родной природе.
Понятие очерка как жанра, его отличительные черты, некоторые сведения о жизни и творчестве писателя
Находить и характеризовать отличительные черты очерка. Работать со статьёй учебника по вопросам

46

«Очерк зимнего дня». Комментированное чтение и обсуждение.
Особенности очерка как жанра.
Описательность как свойство художественной литературы, особенности жанра очерка
Находить ассоциативные связи между произведениями живописи и художественной литературы, создавать сочинение-описание в жанре очерка

47

Р/Р. Написание сочинения в жанре очерка.




48

Анализ сочинений. Работа над ошибками
Редактирование сочинений
особенности жанра очерка
Редактировать сочинение в соответствии с литературными нормами и требованиями к оформлению письменных работ

3. «О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..» 5 часов

49

Мотивы родной природы в русской поэзии. В.А. Жуковский, Н.П. Огарёв.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме.

Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы.
Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека.
Владеть монологической и диалогической
речью; выбирать и использовать выразительные средства языка
Анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

50

Стихотворения о родной природе. И.С. Никитин, А.Н. Плещеев. И.З. Суриков.




51

Мотивы родной природы в русской поэзии.А.К. Толстой, А.А. Фет.




52

Р/Р. Выразительное чтение стихотворений о родной природе.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.

Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека.
Анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

53

В/Ч «Природа в лирике ярославских поэтов 19 века»
Имена ярославских поэтов, примеры их творчества ( Л. Трефолев, Н. Некрасов, Ю. Жадовская)
Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека.
Представлять и защищать творческую работу, Выразительно читать произведение, выражать свою точку зрения

3 четверть – 30 часов

4. Смешное в жизни и литературе. (5 часов)

54

А.П. Чехов. (5) О писателе. «Толстый и тонкий». Чтение и анализ рассказа.
Сатира и юмор в чеховских рассказах. Роль художественной детали.
Разоблачение трусости и лицемерия.
Основные факты жизни и творчества писателя, его детские впечатления как источник ранних рассказов; приемы создания комического эффекта; понятия тема и идея произведения
приемы создания комического эффекта; понятия тема и идея произведения, завязка, кульминация. развязка
Функциональную роль портрета, пейзажа, диалога и внутреннего монолога в произведениях
Находить и анализировать приемы создания комического эффекта. Формулировать тему и идею произведения
Находить и анализировать приемы создания комического эффекта. Формулировать тему и идею произведения, находить завязку, кульминацию и развязку произведения
Анализировать сюжет произведения, выделяя его основные элементы: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку

55

«Смерть чиновника», Анализ рассказа. Приемы создания комического эффекта.




56

«Пересолил» Чтение и обсуждение рассказа. Приемы создания комического эффекта




57

О смешном в художественном произведении. Приемы создания комического эффекта




58

В/Ч. Ранние рассказы Чехова.




5. Нравственная ответственность человека перед собой и обществом 27 часов
Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века.

59

В.Г. Короленко. (10) О писателе. «В дурном обществе». Чтение и комментирование 1 главы
Тема детства в русской и других литературах народов России.
Мир детей и мир взрослых.
Гуманистический смысл произведения.
Основные сведения о жизни писателя и события, отразившиеся в повести «В дурном обществе»
Содержание произведения, мотивы поведения персонажей
Рассказывать о событиях, ставших основой повести «В дурном обществе»
Характеризовать персонажей по опорным вопросам

60

«С шести лет я испытывал уже ужас одиночества». Анализ 2 главы повести «В дурном обществе»




61

Анализ 3 главы повести «В дурном обществе»




62

«В дурном обществе». Беседа по 4 и 5 главам.
Средства выражения авторского отношения к герою
Отличие понятий автор и рассказчик в эпическом произведении; проблемы, вставшие перед рассказчиком повести в ситуации нравственного выбора
Называть средства раскрытия внутреннего мира героя, Называть проблемы, вставшие перед рассказчиком повести в ситуации нравственного выбора

63

«В дурном обществе». Глава 6. Сжатый пересказ




64

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Роль пейзажа в повести, его созвучие характеру событий и настроению персонажей.
Особенности портрета и пейзажа в повести
Мастерство писателя в создании картин природы, созвучие этих картин характеру событий и настроениям персонажей
Определять роль пейзажа в повести, находить связь между картинами природы и событиями и настроениями персонажей

65

Глава 8 «Кукла». Заключение Мотивы поведения персонажей.
Контрасты судеб героев..

Мотивы поведения персонажей
Называть мотивы поведения персонажей, аргументируя примерами из текста

66

Р/Р. Портрет литературного героя. Подготовка к сочинению.
Работать над сочинением с изменением лица рассказчика, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения
Функциональную роль изображения внешности героя литературного произведения, понятие портрет литературного героя; содержание произведения
Определять связь между портретом и характером литературного героя

67

Р/Р. Написание сочинения по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Содержание произведения и средства раскрытия характера персонажей
Работать над сочинением с изменением лица рассказчика, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения

68

Анализ сочинений. Работа над ошибками.
Редактирование сочинения
Содержание произведения и средства раскрытия характера персонажей
Редактировать сочинение

69

Н.Д. Телешов. (2) О писателе. Рассказ «Домой».
Сведения о жизни писателя. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог..

Представление о творчестве Телешова, о произведениях нравственной проблематики; словарь абстрактных существительных, характеризующих внутренний мир человека и его нравственные качества
Формулировать нравственную проблему характеризовать героя в ситуации нравственного выбора

70

Н.Д. Телешов. Рассказ «Домой». Обстоятельства и поступки.
О писателе. Сюжет и герои. Роль пейзажа в раскрытии душевного состояния героев
Роль обстоятельств, в силу которых человек оказывается в ситуации нравственного выбора; роль пейзажа в раскрытии душевного состояния герое
Анализировать характеры персонажей, выявлять мотивы их поступков и жизненную позицию; определять роль пейзажа в раскрытии душевного состояния героев

71

А. Доде. (1) «Маленький шпион». Трагические последствия необдуманного поступка.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог..

Представление о произведениях и личности Доде; мотивы поступков и ответственность человека за них
Определять мотивы поступков героев и анализировать их причинно-следственные связи

72

А. П. Платонов. (2) Сведения о жизни писателя. «Песчаная учительница»
Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы.

Сведения о жизни и творчестве писателя, историю создания произведения, содержание, героев.
Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику

73

Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта и отзывчивость.
Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни
Особенности композиции и проблематики произведения. Образную
природу словесного искусства
Анализировать художественный текст, давать характеристику герою, характеризовать авторскую позицию. Высказывать и обосновывать свое отношение к прочитанному произведению

74

М.М.Пришвин (9) О писателе. История создания сказки- были «Кладовая солнца». Особенности жанра.



Образы Насти и Митраши. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей.
Сведения о жизни и творчестве писателя, историю создания произведения, содержание, героев, термин сказка-быль
Анализировать художественный текст, давать характеристику герою, характеризовать авторскую позицию. Высказывать и обосновывать свое отношение к героям.

75

«Кладовая солнца». Главы 1 и 2. Чтение и обсуждение




76

Главы 3 и 4. Блудово болото. Комментированное чтение
Мудрость естественного в художественном мире Пришвина
Роль олицетворений в описаниях природы, роль этих описаний в сюжете сказки-были
Формулировать первое впечатление о сказке-были, анализировать описания природы, связывать их с историей Насти и Митраши; употреблять в речи олицетворения

77

Главы 3 и 4. Ссора детей. Роль олицетворений в описаниях природы.




78

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]«Кладовая солнца».
Обучение выборочному пересказу текста с элементами анализа. Углубление понятий об олицетворении и эпитете.
Поэзия природы в творчестве Пришвина
Содержание сказки-были, роль пейзажа в ней
Характеризовать литературного героя, выборочно пересказывать текст, используя элементы анализа

79

Обучение выборочному пересказу текста с элементами анализа. Роль пейзажа в сказке-были.




80

Смысл названия и жанровые особенности. Значение истории Травки для понимания идеи повести.
Смысл названия.
Смысл названия и жанровые особенности, роль вставной главы об Антипыче и Травке для понимания идейно-художественного смысла произведения
Характеризрвать смысл названия и жанровые особенноси; Владеть монологической и диалогической
речью; выбирать и использовать выразительные средства языка

81

В\Ч. В.П.Астафьев (1) «Васюткино озеро» и другие рассказы о детстве.
Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы.
Сведения о жизни и творчестве писателя, историю создания произведения, содержание, героев.
Анализировать художественный текст, давать характеристику герою, характеризовать авторскую позицию. Высказывать и обосновывать свое отношение к прочитанному произведению

82

Р/Р. Сочинение по прочитанным в разделе произведениям
Создавать сочинение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа прочитанного произведения, оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста.
Содержание, проблематику, тему и идею прочитанных произведений
Создавать сочинение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа прочитанного произведения, оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста.

83

Анализ сочинений. Работа над ошибками


Редактировать сочинение

84

Движение весны на страницах поэзии. И.А. Бунин, И. Северянин,
И.А. Бунин «Бушует полая вода», «Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет», «Первый соловей»
И. Северянин «Весенний день»
А.Т. Твардовский «Весенний, утренний, тоненький»
А.П. Межиров «Летит сосулька из зимы в весну»

Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство с ней человека.
Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы. Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка.

85

Движение весны на страницах поэзии А.Т. Твардовский, А.П. Межиров.




86

М.М. Зощенко. (2) Сведения жизни писателя. «Не надо врать». Чтение и обсуждение.
Роль смеха в рассказах.
Сведения о личности М.М.Зощенко и особенности его рассказов
Раскрывать внутренний мир литературного героя на основе средств изображения персонажа

87

«Бедный Федя». Чтение и обсуждение рассказа. Роль смеха в рассказах




88

Ю.М. Нагибин. (1) «Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями».
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог..

Сведения о личности и творчестве писателя, понятия темы и идеи, средства изображения внутреннего мира человека в художественном произведении
Раскрывать внутренний мир литературного героя на основе средств изображения персонажа; обоснованно определять свою ответственность за мир природы

89

В.Г. Распутин. (4) Сведения о жизни писателя. «Уроки французского». Самовоспитание героя в нелегких условиях жизни.
Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность.

Сведения о личности и творчестве писателя; особенности повествования в автобиографическом рассказе, историю создания рассказа и реальные события, положенные в его основу
Определять и комментировать нравственные проблемы произведения, мотивировать поступки героев и объяснять взаимосвязь событий и характеров

90

Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны. Беседа по рассказу.
Нравственная проблематика произведений Распутина
Понятия духовная память, духовный опыт, ответственность за свои поступки, ответственность за другого человека, самовоспитание, добро, бескорыстие
Сопоставлять отношение к ученикам Лидии Михайловны и Василия Андреевича; давать характеристику герою, характеризовать авторскую позицию. Высказывать и обосновывать свое отношение к героям.

91

Сочинение по рассказу «Уроки французского»




92

Анализ сочинений. Работа над ошибками.


Редактировать сочинение

93

Н.М. Рубцов. (2) О поэте. Стихотворения о детстве и о родине. «Детство», «Далекое», «Звезда полей»
Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в “тихой” лирике Рубцова.


Факты биографии, обусловившие темы стихотворений Рубцова; художественные особенности стихотворений (аллитерация, ассонанс), стихотворные размеры
Анализировать художественные особенности стихотворений, определять стихотворные размеры, определять авторские чувства, выраженные в стихах

94

Н.М. Рубцов. Чтение и анализ стихотворений «Старый конь», «Воробей»




95

Дж. Олридж. (2) О писателе. «Последний дюйм». Чтение и обсуждение
Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение отца и сына и путь его преодоления.
Многозначность названия рассказа, его связь с идеей; средства изображения героя: портрет, речь, внутренний монолог
Объяснять композиционную роль пейзажа, использовать средства изображения героя - портрет, речь, внутренний монолог – для его характеристики

96

Многозначность названия рассказа и его связь с идеей произведения




97


Д.Лондон. (2) О писателе. Повесть «Белый клык»

Мир человека и мир природы в повести Лондона. Искусство автора в изображении животных.

Содержание прочитанных произведений
Высказывать и обосновывать свое отношение к прочитанному произведению; Владеть монологической и диалогической
речью; выбирать и использовать выразительные средства языка

98

Искусство автора в изображении животных. Пересказ избранных эпизодов




99

О. Генри (1) «Дары волхвов». Чтение и обсуждение рассказа.
Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги. Неожиданность и закономерность финала. Любовь как дар; жертвенная сущность любви.




100

В/Ч. Чудо открытия книги

Произведения из списка для самостоятельного чтения
Содержание прочитанных произведений
Высказывать и обосновывать свое отношение к прочитанному произведению; Владеть монологической и диалогической
речью; выбирать и использовать выразительные средства языка


101

Защита проектов « Мое литературное открытие» Презентация книги из списка для самостоятельного чтения
Представление книги, которая произвела глубокое впечатление



102

Рекомендация книг для летнего чтения
Представление учителем книг из списка для чтения на лето










































15