Рабочая программа психологического клуба Познай себя
Управление образования администрации округа Муром Владимирской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
Рассмотрено
на методическом совете
Протокол № ___________
от «_____» ________ 2012 г.
Руководитель методического
совета___________( )
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №15
_________ (Е.Н.Красильникова)
Приказ № __________
от «_____» ____________ 2012 г.
Рабочая программа
психологического клуба
«ПОЗНАЙ СЕБЯ»
программа рассчитана на 3 года обучения
возраст учащихся 11-13 лет
Разработчик программы
педагог-психолог
Зайцева Екатерина Александровна
стаж работы 4 года
1 квалификационная категория
2011-2012 гг.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2004 года, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и составлена на основе программы Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Во все времена очень важным было умение презентовать себя на рынке труда, ориентироваться в новой ситуации, не бояться делать выбор и принимать решения, адаптироваться к некомфортным обстоятельствам, находить необходимые знания и применять их, достигать компромиссов, понимать взаимосвязи глубже поверхностных и спокойно допускать различие точек зрения. Научить будущих выпускников делать все перечисленное как раз является основной целью предлагаемой программы.
Эта программа рассчитана на учащихся 8-11 –х классов, направлена на формирование и развитие у старшеклассников навыков общения в сфере деловых отношений, а также развитие навыков критического мышления, в частности, умения противостоять попыткам манипулирования. Подобные навыки расширяют социальную компетентность подростка, что во многом повышает успешность его самореализации как личности.
Программа позволяет решать следующие задачи:
Формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии.
Развитие навыков эффективного общения.
Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.
Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.
Формирование интереса к прикладным психологическим знаниям.
Сплочение ребят, формирование взаимного доверия.
В начальной части предлагаемого тренинга акцент делается на сплочение группы и формирование взаимного доверия, что создает предпосылки для успешного осуществления дальнейшей работы. Потом следуют занятия, направленные на формирование навыков вербального и невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств, уверенного поведения в конфликтных ситуациях. При этом используются интерактивные игры, групповые дискуссии, короткие информационные блоки, психодиагностические методики, элементы арт-терапии.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что результатом реализации программы будет расширение образа мира учащегося, приобретение навыков взаимодействия, гармонизация самопонимания и понимания окружающей действительности.
Для успешного и результативного проведения занятий необходимо создать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставить возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ п/п
Дата
Тема занятия
Кол-во
часов
1
Знакомство. Постановка целей, задач. Выработка правил работы в группе.
2
2
Постановка целей и задач комплекса занятий, направленных на повышение уровня коммуникативной компетенции.
2
3
Групповое тестирование
2
4
Встреча 1. «Зачем мы здесь собрались?»
2
5
Встреча 2. «Мы – команда»
2
6
Индивидуальная работа
2
7
Встреча 3. «Наши сходства и различия»
2
8
Встреча 4. «Сплочение и доверие»
2
9
Индивидуальная работа
2
10
Встреча 5. «Общение и умение слушать»
2
11
Встреча 6. «Учимся взаимопониманию»
2
12
Тренинг на развитие взаимопонимания
2
13
Встреча 7. «Средства общения»
2
14
Встреча 8. «Как стать хорошим собеседником»
2
15
Игра «Мафия»
2
16
Встреча 9. «Общение без слов»
2
17
Встреча 10. «Поговоримпортретами!»
2
18
Индивидуальная работа
2
19
Встреча 11. «По одежке встречают»
2
20
Встреча 12. «Наши эмоции и чувства»
2
21
Индивидуальная работа
2
22
Встреча 13. «Проявление эмоций и чувств»
2
23
Встреча 14. «Конфликты и причины их возникновения»
2
24
Групповое анкетирование
2
25
Встреча 15. «Пути решения конфликтов»
2
26
Встреча 16. «Манипуляции и защиты от них»
2
27
Индивидуальная работа
2
28
Встреча 17. «Секреты воздействия печатной и телевизионной рекламы, или лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
2
29
Встреча 18. «Составление персонального резюме»
2
30
Индивидуальная работа
2
31
Встреча 19. «Портрет нашей группы»
2
32
Подведение итогов комплекса занятий, направленных на повышение уровня коммуникативной компетентности учащихся.
2
33
Групповой тренинг
2
34
Постановка целей, задач комплекса занятий, направленных на воспитание и самовоспитание подростков «Я и мой мир»
2
35
Встреча 1. «Индивид-личность-индивидуальность»
2
36
Индивидуальная работа
2
37
Встреча 2. «Мои потребности»
2
38
Встреча 3. «О ценностях и целях»
2
39
Групповая работа в форме дискуссии
2
40
Встреча 4. «На пути к счастью»
2
41
Встреча 5. «Как я сам себя оцениваю и как меня оценивают другие»
2
42
Индивидуальная работа
2
43
Встреча 6. «Мои лучшие Я»
2
44
Встреча 7. «Мой темперамент и мой характер»
2
45
Индивидуальная работа
2
46
Встреча 8. «Я и мой здоровье»
2
47
Встреча 9. «Я – хозяин своей жизни»
2
48
Индивидуальная работа
2
49
Встреча 10. «Как управлять собой»
2
50
Встреча 11. «С чего начинается личность»
2
51
Индивидуальная работа
2
52
Встреча 12. «Я и моя социальная роль»
2
53
Встреча 13. «Воспитание самого я»
2
54
Индивидуальная работа
2
55
Встреча 14. «Как жить по своей программе в гармонии с окружающими»
2
56
Встреча 15. «От взаимопониманию к самому себе»
2
57
Индивидуальная работа
2
58
Встреча 16. «Все могут короли! А может ли король быть лидером?»
2
59
Деловая игра «Попробуем договориться»
2
60
Групповой тренинг
2
61
Подведение итогов комплекса занятий, направленных на воспитание и самовоспитания учащихся «Я и мой мир»
2
62
Постановка целей и задач комплекса занятий, направленных на самообучение и самообразование «Научи себя учиться»
2
63
Групповое занятие в форме ролевой игры
2
64
Встреча 1. «Что такое учение?»
2
65
Встреча 2. «Есть такая профессия – ученик»
2
66
Индивидуальная работа
2
67
Встреча 3. «Воля и трудолюбие»
2
68
Встреча 4. «Индивидуальность в учении»
2
69
Индивидуальная работа
2
70
Встреча 5. «Поиск информации»
2
71
Встреча 6. «Ваш друг-компьютер»
2
72
Групповой тренинг
2
Итого часов 144
Календарно-тематическое планирование
2 год обучения
№ п/п
Дата
Тема занятия
Кол-во
часов
1
Занятие 1. Введение в психологию. Постановка целей и задач курса
2
2
Практикум 1. Знакомство. Упражнения на сплочение группы
2
3
Практикум 2. Тренинг. Игры «Ассоциации», «Мой правый сосед»
2
4
Занятие 2. Психика. Психическое отражение окружающего мира.
2
5
Практикум 3. Игра «Мафия»
2
6
Занятие 3. Сознание человека
2
7
Практикум 4. Тренинг. Игра «Таможня»
2
8
Занятие 4. Обобщение информации по вопросам общей психологии
2
9
Занятие 5. Биологические основы личности. Ведущий тип восприятия.
2
10
Практикум 5. Тренинг. Игры «Кораблекрушение», «Катастрофа»
2
11
Занятие 6. Ведущий тип восприятия
2
12
Практикум 6. Выявление сплоченности группы
2
13
Занятие 7. Право/левополушарное развитие человека
2
14
Практикум 8. Итоговый тренинг «Зеркало»
2
15
Занятие 8. Биологическая основа личности – темперамент
2
16
Практикум 9. Социометрическое исследование
2
17
Занятие 9. Экстравентированность/интровертированность
2
18
Практикум 10. Психологический анализ: общие принципы
2
19
Занятие 10. Теория темпераментов И.П.Павлова
2
20
Практикум 11. Анализ музыкального произведения
2
21
Занятие 11. Определение типа темперамента
2
22
Занятие 12. Обобщение по теории темпераментов. Просмотр фильма с последующим психологическим анализом
2
23
Занятие 13. Познавательные процессы
2
24
Практикум 12. Диагностика познавательных процессов
2
25
Практикум 13. Практические наблюдения за особенностями восприятия
2
26
Занятие 14. Наблюдательность
2
27
Практикум 14. Тренинг наблюдательности
2
28
Занятие 15. Внимание как познавательный процесс
2
29
Практикум 15. Тест Мюстенберга
2
30
Практикум 16. Методы развития внимания
2
31
Занятие 16. Память как познавательный процесс
2
32
Практикум 17. определение уровня развития слуховой, зрительной, моторной и комбинированной памяти
2
33
Занятие 17. Механическая и логическая память
2
34
Практикум 18. Кратковременная и долговременная память
2
35
Занятие 18. Мышление как познавательный процесс
2
36
Практикум 19. Методики Г.Айзенка
2
37
Практикум 20. Методики Г.Айзенка
2
38
Практикум 21. Определение интеллектуального коэффициента
2
39
Практикум 23. Упражнения в развитие качеств мышления. Методики "Установление логических связей", "Образование сложных аналогий".
2
40
Занятие 19. Воображение как познавательный процесс
2
41
Практикум 24. Проективная методика "Несуществующее животное".
2
42
Практикум 25. Проективная методика "Дом. Дерево. Человек".
2
43
Занятие 20. Экспресс-анализ по познавательным процессам внимание, память, мышление и воображение
2
44
Практикум 26. Просмотр фильма с последующим психологическим анализом
2
45
Занятие 21. Эмоции. Виды эмоций
2
46
Практикум 27. Распознавание и классификация эмоций
2
47
Занятие 22. Фундаментальные эмоции, их комплексы и эмоциональные черты человека
2
48
Занятие 23. Чувства
2
49
Практикум 28. Сопоставление любви и страсти
2
50
Занятие 23. Определение уровня тревожности
2
51
Практикум 29. Диагностика состояния агрессии учащихся
2
52
Практикум 30. Социометрическое исследование
2
53
Занятие 24. Общее представление о личности
2
54
Практикум 31. Элементы тренинга личностного роста. Методика "Что я знаю и чего не знаю о себе?"
2
55
Занятие 25. Основные модели личности
2
56
Практикум 32. Элементы тренинга личностного роста. Методики выявления особенностей личности другого человека.
2
57
Занятие 26. . Профессиональная направленность личности - сочетание интересов и способностей человека
2
58
Практикум 33. Просмотр фильма «Класс» с последующим психологическим анализом (группа 1)
2
59
Практикум 34.Просмотр фильма «Класс» с последующим психологическим анализом (группа 2)
2
60
Практикум 35. Групповая работа. Методики по выявлению профессиональной направленности учащихся
2
61
Практикум 36. Групповая работа. Методики по выявлению профессиональной направленности учащихся
2
62
Практикум 37. Групповая работа. Выявление акцентуаций характера по методикам
Леонгарда - Смишека.
2
63
Занятие 27. Психическая саморегуляция. Релаксация
2
64
Практикум 38.Основы аутогенной тренировки и релаксационных упражнений.
2
65
Практикум 39. Приемы релаксации и психической саморегуляции
2
66
Занятие 28. Обобщение по теме "Личность
2
67
Практикум 40. Многофакторный личностный опросник Кетелла по выявлению акцентуаций характера.
2
68
Занятие 29. Многофакторный личностный опросник Кетелла по выявлению акцентуаций характера.
2
69
Практикум 41.
2
70
Практикум 42.
2
71
Практикум 43.
2
72
Занятие 30. Подведение итогов курса.
2
Итого часов 144
Календарно-тематическое планирование
3 год обучения
№ п/п
Дата
Тема занятия
Кол-во
часов
1
Занятие 1. Вводное занятие
2
2
Занятие 1. Постановка целей и задач курса
2
3
Занятие 2. Что значит "Я - подросток"?
2
4
Занятие 3. Основные периодизации развития человека
2
5
Занятие 4. Основные спады и подъемы в развитие человека. Составление графика спадов и подъемом развития каждым учащимся
2
6
Занятие 5. Юношеский возраст
2
7
Занятие 6. Проблемы "отцов и детей" в современном мире
2
8
Занятие 7. Обобщение по теме "Возрастное развитие человека
2
9
Занятие 8. Психологический анализ художественного фильма.
2
10
Занятие 9. Общее понятие об общении
2
11
Занятие 10. Методики по выявлению уровня развития коммуникативных способностей человека
2
12
Занятие 11. Структура и средства общения
2
13
Занятие 12. Методика "Мои средства общения и уровень их развития»
2
14
Занятие 13. Невербальное общение
4
15
Занятие 14. Тренинговые игры по формированию невербальных средств общения
4
16
Занятие 15. Экспрессия человека
2
17
Занятие 16. Тренинговые игры по распознанию экспрессии человека
2
18
Занятие 17. Вербальное общение. Речь - основное средство общения
2
19
Занятие 18. Методика "моя речь и ее особенности"
2
20
Занятие 19. Манипуляция. Приемы манипуляции
4
21
Занятие 20. Анализ ситуаций
2
22
Занятие 21. Понятие о группах
2
23
Занятие 22. Социометрическое исследование
2
24
Занятие 23. Обобщение по теме "Психология общения"
2
25-28
Занятие 24-27. Тренинги на сплочение группы
2
29
Занятие 28. Мое уникальное Я
2
30
Занятие 29. Я глазами других
2
31
Занятие 30. Создание эскиза "Я и мое мироощущение".
2
32
Занятие 28. Профессиональная направленность личности
2
33
Занятие 29. Методики по выявлению профессиональной направленности учащихся
2
34
Занятие 30. Индивидуальная работа
2
35
Занятие 31. Творческая работа в группах «Наш мир»
2
36
Занятие 32. Познавательные процессы
2
37
Занятие 33. Диагностика познавательных процессов
2
38
Занятие 34. Тренинговые занятия
2
39
Занятие 35. Дружба и любовь. В чем различие?
2
40
Занятие 36. Понять противоположный пол – это важно!
2
41
Занятие 37. Внутреннее состояние. Как себя понять?
2
42
Занятие 38. Психодрама
2
43
Занятие 39.Элементы психодрамы на практике
2
44
Занятие 40. Индивидуальная работа
2
45
Занятие 41. Что такое НЛП?
2
46
Занятие 42. Просмотр фильма с психологическим анализом
2
47
Занятие 43. Семья – ячейка общества
2
48
Занятие 44. Взаимоотношения в семье.
2
49
Занятие 45. Проективные методики
2
50
Занятие 46. Проективные методики
2
51
Занятие 47. Анализ и интерпретация результатов
2
52
Занятие 48. Эмоции. Виды эмоций
2
53
Занятие 49. Распознавание и классификация эмоций
2
54
Занятие 50. Как справиться с волнением при сдаче экзаменов
2
55
Занятие 51. Подготовься правильно к сдаче экзаменов
2
56
Занятие 52. Тренинговые занятия
2
57
Занятие 53. Определение уровня тревожности
2
58
Занятие 54. Борьба со стрессом
2
59
Занятие 55. Индивидуальная работа
2
60
Занятие 56. Вредные привычки. Как устоять перед соблазном?
2
61
Занятие 57. Психоактивные веществаБудь сильнее
2
62
Занятие 58. Тренинговые занятия
2
63
Занятие 59. Тренинговые занятия
2
64
Занятие 60. Индивидуальная работа
2
65
Занятие 61. Психическая саморегуляция. Релаксация
2
66
Занятие 62. Основы аутогенной тренировки и релаксационных упражнений.
2
67
Занятие 63. Приемы релаксации и психической саморегуляции
4
68
Занятие 64. Подведение итогов курса
2
Итого часов 144
Литература
Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия / Пер. с англ. – М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001.
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности. – Киев: Здоров'я, 1989.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999.
Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. В. О диагностических методах психологического исследования школьников // Сов. педагогика. – 1968. – № 7. – С. 70.
Носс И. Н. Психодиагностика. – М.: Изд-во КСП+, 1999.
Общая психодиагностика/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: МГУ, 1987.
Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. 2-е изд., испр. – М.: Изд-во УРАО, 2000.
Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. – М.: МГУ, 1980.
Степанов С. С. Психология в лицах. – М.: ЭКСМО Пресс, 2001.
15