Рабочая программа психологического клуба Познай себя

Управление образования администрации округа Муром Владимирской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»


Рассмотрено
на методическом совете
Протокол № ___________
от «_____» ________ 2012 г.
Руководитель методического
совета___________( )

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №15
_________ (Е.Н.Красильникова)
Приказ № __________
от «_____» ____________ 2012 г.



Рабочая программа

психологического клуба
«ПОЗНАЙ СЕБЯ»

программа рассчитана на 3 года обучения
возраст учащихся 11-13 лет



Разработчик программы
педагог-психолог
Зайцева Екатерина Александровна
стаж работы 4 года
1 квалификационная категория




2011-2012 гг.
Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2004 года, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и составлена на основе программы Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Во все времена очень важным было умение презентовать себя на рынке труда, ориентироваться в новой ситуации, не бояться делать выбор и принимать решения, адаптироваться к некомфортным обстоятельствам, находить необходимые знания и применять их, достигать компромиссов, понимать взаимосвязи глубже поверхностных и спокойно допускать различие точек зрения. Научить будущих выпускников делать все перечисленное как раз является основной целью предлагаемой программы.
Эта программа рассчитана на учащихся 8-11 –х классов, направлена на формирование и развитие у старшеклассников навыков общения в сфере деловых отношений, а также развитие навыков критического мышления, в частности, умения противостоять попыткам манипулирования. Подобные навыки расширяют социальную компетентность подростка, что во многом повышает успешность его самореализации как личности.
Программа позволяет решать следующие задачи:
Формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии.
Развитие навыков эффективного общения.
Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.
Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.
Формирование интереса к прикладным психологическим знаниям.
Сплочение ребят, формирование взаимного доверия.

В начальной части предлагаемого тренинга акцент делается на сплочение группы и формирование взаимного доверия, что создает предпосылки для успешного осуществления дальнейшей работы. Потом следуют занятия, направленные на формирование навыков вербального и невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств, уверенного поведения в конфликтных ситуациях. При этом используются интерактивные игры, групповые дискуссии, короткие информационные блоки, психодиагностические методики, элементы арт-терапии.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что результатом реализации программы будет расширение образа мира учащегося, приобретение навыков взаимодействия, гармонизация самопонимания и понимания окружающей действительности.
Для успешного и результативного проведения занятий необходимо создать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставить возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.










Календарно-тематическое планирование

1 год обучения


№ п/п

Дата

Тема занятия
Кол-во
часов

1

Знакомство. Постановка целей, задач. Выработка правил работы в группе.
2

2

Постановка целей и задач комплекса занятий, направленных на повышение уровня коммуникативной компетенции.
2

3

Групповое тестирование
2

4

Встреча 1. «Зачем мы здесь собрались?»
2

5

Встреча 2. «Мы – команда»
2

6

Индивидуальная работа
2

7

Встреча 3. «Наши сходства и различия»
2

8

Встреча 4. «Сплочение и доверие»
2

9

Индивидуальная работа
2

10

Встреча 5. «Общение и умение слушать»
2

11

Встреча 6. «Учимся взаимопониманию»
2

12

Тренинг на развитие взаимопонимания
2

13

Встреча 7. «Средства общения»
2

14

Встреча 8. «Как стать хорошим собеседником»
2

15

Игра «Мафия»
2

16

Встреча 9. «Общение без слов»
2

17

Встреча 10. «Поговоримпортретами!»
2

18

Индивидуальная работа
2

19

Встреча 11. «По одежке встречают»
2

20

Встреча 12. «Наши эмоции и чувства»
2

21

Индивидуальная работа
2

22

Встреча 13. «Проявление эмоций и чувств»
2

23

Встреча 14. «Конфликты и причины их возникновения»
2

24

Групповое анкетирование
2

25

Встреча 15. «Пути решения конфликтов»
2

26

Встреча 16. «Манипуляции и защиты от них»
2

27

Индивидуальная работа
2

28

Встреча 17. «Секреты воздействия печатной и телевизионной рекламы, или лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
2

29

Встреча 18. «Составление персонального резюме»
2

30

Индивидуальная работа
2

31

Встреча 19. «Портрет нашей группы»
2

32

Подведение итогов комплекса занятий, направленных на повышение уровня коммуникативной компетентности учащихся.
2

33

Групповой тренинг
2

34

Постановка целей, задач комплекса занятий, направленных на воспитание и самовоспитание подростков «Я и мой мир»
2

35

Встреча 1. «Индивид-личность-индивидуальность»
2

36

Индивидуальная работа
2

37

Встреча 2. «Мои потребности»
2

38

Встреча 3. «О ценностях и целях»
2

39

Групповая работа в форме дискуссии
2

40

Встреча 4. «На пути к счастью»
2

41

Встреча 5. «Как я сам себя оцениваю и как меня оценивают другие»
2

42

Индивидуальная работа
2

43

Встреча 6. «Мои лучшие Я»
2

44

Встреча 7. «Мой темперамент и мой характер»
2

45

Индивидуальная работа
2

46

Встреча 8. «Я и мой здоровье»
2

47

Встреча 9. «Я – хозяин своей жизни»
2

48

Индивидуальная работа
2

49

Встреча 10. «Как управлять собой»
2

50

Встреча 11. «С чего начинается личность»
2

51

Индивидуальная работа
2

52

Встреча 12. «Я и моя социальная роль»
2

53

Встреча 13. «Воспитание самого я»
2

54

Индивидуальная работа
2

55

Встреча 14. «Как жить по своей программе в гармонии с окружающими»
2

56

Встреча 15. «От взаимопониманию к самому себе»
2

57

Индивидуальная работа
2

58

Встреча 16. «Все могут короли! А может ли король быть лидером?»
2

59

Деловая игра «Попробуем договориться»
2

60

Групповой тренинг
2

61

Подведение итогов комплекса занятий, направленных на воспитание и самовоспитания учащихся «Я и мой мир»
2

62

Постановка целей и задач комплекса занятий, направленных на самообучение и самообразование «Научи себя учиться»
2

63

Групповое занятие в форме ролевой игры
2

64

Встреча 1. «Что такое учение?»
2

65

Встреча 2. «Есть такая профессия – ученик»
2

66

Индивидуальная работа
2

67

Встреча 3. «Воля и трудолюбие»
2

68

Встреча 4. «Индивидуальность в учении»
2

69

Индивидуальная работа
2

70

Встреча 5. «Поиск информации»
2

71

Встреча 6. «Ваш друг-компьютер»
2

72

Групповой тренинг
2


Итого часов 144



Календарно-тематическое планирование

2 год обучения


№ п/п

Дата

Тема занятия
Кол-во
часов

1

Занятие 1. Введение в психологию. Постановка целей и задач курса
2

2

Практикум 1. Знакомство. Упражнения на сплочение группы
2

3

Практикум 2. Тренинг. Игры «Ассоциации», «Мой правый сосед»
2

4

Занятие 2. Психика. Психическое отражение окружающего мира.
2

5

Практикум 3. Игра «Мафия»
2

6

Занятие 3. Сознание человека
2

7

Практикум 4. Тренинг. Игра «Таможня»
2

8

Занятие 4. Обобщение информации по вопросам общей психологии
2

9

Занятие 5. Биологические основы личности. Ведущий тип восприятия.
2

10

Практикум 5. Тренинг. Игры «Кораблекрушение», «Катастрофа»
2

11

Занятие 6. Ведущий тип восприятия
2

12

Практикум 6. Выявление сплоченности группы
2

13

Занятие 7. Право/левополушарное развитие человека
2

14

Практикум 8. Итоговый тренинг «Зеркало»
2

15

Занятие 8. Биологическая основа личности – темперамент
2

16

Практикум 9. Социометрическое исследование
2

17

Занятие 9. Экстравентированность/интровертированность
2

18

Практикум 10. Психологический анализ: общие принципы
2

19

Занятие 10. Теория темпераментов И.П.Павлова
2

20

Практикум 11. Анализ музыкального произведения
2

21

Занятие 11. Определение типа темперамента
2

22

Занятие 12. Обобщение по теории темпераментов. Просмотр фильма с последующим психологическим анализом
2

23

Занятие 13. Познавательные процессы
2

24

Практикум 12. Диагностика познавательных процессов
2

25

Практикум 13. Практические наблюдения за особенностями восприятия
2

26

Занятие 14. Наблюдательность
2

27

Практикум 14. Тренинг наблюдательности
2

28

Занятие 15. Внимание как познавательный процесс
2

29

Практикум 15. Тест Мюстенберга
2

30

Практикум 16. Методы развития внимания
2

31

Занятие 16. Память как познавательный процесс
2

32

Практикум 17. определение уровня развития слуховой, зрительной, моторной и комбинированной памяти
2

33

Занятие 17. Механическая и логическая память
2

34

Практикум 18. Кратковременная и долговременная память
2

35

Занятие 18. Мышление как познавательный процесс
2

36

Практикум 19. Методики Г.Айзенка
2

37

Практикум 20. Методики Г.Айзенка
2

38

Практикум 21. Определение интеллектуального коэффициента
2

39

Практикум 23. Упражнения в развитие качеств мышления. Методики "Установление логических связей", "Образование сложных аналогий".
2

40

Занятие 19. Воображение как познавательный процесс
2

41

Практикум 24. Проективная методика "Несуществующее животное".
2

42

Практикум 25. Проективная методика "Дом. Дерево. Человек".
2

43

Занятие 20. Экспресс-анализ по познавательным процессам внимание, память, мышление и воображение
2

44

Практикум 26. Просмотр фильма с последующим психологическим анализом
2

45

Занятие 21. Эмоции. Виды эмоций
2

46

Практикум 27. Распознавание и классификация эмоций
2

47

Занятие 22. Фундаментальные эмоции, их комплексы и эмоциональные черты человека
2

48

Занятие 23. Чувства
2

49

Практикум 28. Сопоставление любви и страсти
2

50

Занятие 23. Определение уровня тревожности
2

51

Практикум 29. Диагностика состояния агрессии учащихся
2

52

Практикум 30. Социометрическое исследование
2

53

Занятие 24. Общее представление о личности
2

54

Практикум 31. Элементы тренинга личностного роста. Методика "Что я знаю и чего не знаю о себе?"
2

55

Занятие 25. Основные модели личности
2

56

Практикум 32. Элементы тренинга личностного роста. Методики выявления особенностей личности другого человека.
2

57

Занятие 26. . Профессиональная направленность личности - сочетание интересов и способностей человека
2

58

Практикум 33. Просмотр фильма «Класс» с последующим психологическим анализом (группа 1)
2

59

Практикум 34.Просмотр фильма «Класс» с последующим психологическим анализом (группа 2)
2

60

Практикум 35. Групповая работа. Методики по выявлению профессиональной направленности учащихся
2

61

Практикум 36. Групповая работа. Методики по выявлению профессиональной направленности учащихся
2

62

Практикум 37. Групповая работа. Выявление акцентуаций характера по методикам
Леонгарда - Смишека.
2

63

Занятие 27. Психическая саморегуляция. Релаксация
2

64

Практикум 38.Основы аутогенной тренировки и релаксационных упражнений.
2

65

Практикум 39. Приемы релаксации и психической саморегуляции
2

66

Занятие 28. Обобщение по теме "Личность
2

67

Практикум 40. Многофакторный личностный опросник Кетелла по выявлению акцентуаций характера.
2

68

Занятие 29. Многофакторный личностный опросник Кетелла по выявлению акцентуаций характера.
2

69

Практикум 41.
2

70

Практикум 42.
2

71

Практикум 43.
2

72

Занятие 30. Подведение итогов курса.
2

Итого часов 144




Календарно-тематическое планирование

3 год обучения


№ п/п

Дата

Тема занятия
Кол-во
часов

1

Занятие 1. Вводное занятие
2

2

Занятие 1. Постановка целей и задач курса
2

3

Занятие 2. Что значит "Я - подросток"?
2

4

Занятие 3. Основные периодизации развития человека
2

5

Занятие 4. Основные спады и подъемы в развитие человека. Составление графика спадов и подъемом развития каждым учащимся
2

6

Занятие 5. Юношеский возраст
2

7

Занятие 6. Проблемы "отцов и детей" в современном мире
2

8

Занятие 7. Обобщение по теме "Возрастное развитие человека
2

9

Занятие 8. Психологический анализ художественного фильма.
2

10

Занятие 9. Общее понятие об общении
2

11

Занятие 10. Методики по выявлению уровня развития коммуникативных способностей человека
2

12

Занятие 11. Структура и средства общения
2

13

Занятие 12. Методика "Мои средства общения и уровень их развития»
2

14

Занятие 13. Невербальное общение
4

15

Занятие 14. Тренинговые игры по формированию невербальных средств общения
4

16

Занятие 15. Экспрессия человека
2

17

Занятие 16. Тренинговые игры по распознанию экспрессии человека
2

18

Занятие 17. Вербальное общение. Речь - основное средство общения
2

19

Занятие 18. Методика "моя речь и ее особенности"
2

20

Занятие 19. Манипуляция. Приемы манипуляции
4

21

Занятие 20. Анализ ситуаций
2

22

Занятие 21. Понятие о группах
2

23

Занятие 22. Социометрическое исследование
2

24

Занятие 23. Обобщение по теме "Психология общения"
2

25-28

Занятие 24-27. Тренинги на сплочение группы
2

29

Занятие 28. Мое уникальное Я
2

30

Занятие 29. Я глазами других
2

31

Занятие 30. Создание эскиза "Я и мое мироощущение".
2

32

Занятие 28. Профессиональная направленность личности
2

33

Занятие 29. Методики по выявлению профессиональной направленности учащихся
2

34

Занятие 30. Индивидуальная работа
2

35

Занятие 31. Творческая работа в группах «Наш мир»
2

36

Занятие 32. Познавательные процессы
2

37

Занятие 33. Диагностика познавательных процессов
2

38

Занятие 34. Тренинговые занятия
2

39

Занятие 35. Дружба и любовь. В чем различие?
2

40

Занятие 36. Понять противоположный пол – это важно!
2

41

Занятие 37. Внутреннее состояние. Как себя понять?
2

42

Занятие 38. Психодрама
2

43

Занятие 39.Элементы психодрамы на практике
2

44

Занятие 40. Индивидуальная работа
2

45

Занятие 41. Что такое НЛП?
2

46

Занятие 42. Просмотр фильма с психологическим анализом
2

47

Занятие 43. Семья – ячейка общества
2

48

Занятие 44. Взаимоотношения в семье.
2

49

Занятие 45. Проективные методики
2

50

Занятие 46. Проективные методики
2

51

Занятие 47. Анализ и интерпретация результатов
2

52

Занятие 48. Эмоции. Виды эмоций
2

53

Занятие 49. Распознавание и классификация эмоций
2

54

Занятие 50. Как справиться с волнением при сдаче экзаменов
2

55

Занятие 51. Подготовься правильно к сдаче экзаменов
2

56

Занятие 52. Тренинговые занятия
2

57

Занятие 53. Определение уровня тревожности
2

58

Занятие 54. Борьба со стрессом
2

59

Занятие 55. Индивидуальная работа
2

60

Занятие 56. Вредные привычки. Как устоять перед соблазном?
2

61

Занятие 57. Психоактивные веществаБудь сильнее
2

62

Занятие 58. Тренинговые занятия
2

63

Занятие 59. Тренинговые занятия
2

64

Занятие 60. Индивидуальная работа
2

65

Занятие 61. Психическая саморегуляция. Релаксация
2

66

Занятие 62. Основы аутогенной тренировки и релаксационных упражнений.
2

67

Занятие 63. Приемы релаксации и психической саморегуляции
4

68

Занятие 64. Подведение итогов курса
2

Итого часов 144


Литература

Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия / Пер. с англ. – М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001.
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности. – Киев: Здоров'я, 1989.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999.
Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. В. О диагностических методах психологического исследования школьников // Сов. педагогика. – 1968. – № 7. – С. 70.
Носс И. Н. Психодиагностика. – М.: Изд-во КСП+, 1999.
Общая психодиагностика/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: МГУ, 1987.
Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. 2-е изд., испр. – М.: Изд-во УРАО, 2000.
Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. – М.: МГУ, 1980.
Степанов С. С. Психология в лицах. – М.: ЭКСМО Пресс, 2001.

15